Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»


Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2113

город Москва






Методическая разработка урока



«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»





















Выполнила учитель

русского языка и литературы

Буцкова Светлана Анатольевна.

Москва 2015 год


Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.


Задачи:

Образовательные:

  • повторить теоретический материал по теме: «Приемы сжатия текста»;

  • отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста (исключение и обобщение) на конкретном тексте, умение выделять главную информацию.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;

  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 

  • работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родному русскому языку;

  • формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, устный опрос.



Оборудование к уроку: презентация, аудиозапись текста изложения.


Конспект урока:

  1. Организационный момент.

Цель: психологически настроить уча­щихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.


  1. Сообщение цели и задач предстоящей работы.

Цель: дать учащимся подробные реко­мендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого изложения — развитие рече­вых способностей учащихся на примере публицистического текста.





Слово учителя:

ГИА по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения к тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения.

Фронтальный опрос учащихся.

Беседа по вопросам:

1.Что значит сжатое изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открываются слайды презентации)

(Сжатое изложение — краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

2.Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?

(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение — запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.)

3.Что такое микротема?

(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)

Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них? Что значит «сжать текст»?

(Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений )

Какие приемы сжатия текста вам знакомы?

Повторение теоретического материала.

1. На слайде мультимедийной презентации появляются приемы сжатия текста. Обращается внимание на те пункты, о которых обучающиеся не вспомнили (памятки раздаются уч-ся).

1. Исключение

  • вводных слов;

  • однородных членов предложения;

  • повторов;

  • однотипных примеров;

  • риторических вопросов и восклицаний;

  • цитат;

  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

  • пояснений;

  • рассуждений;

  • описаний;

  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.



2. Обобщение или объединение

  • ряда предложений, связанных одной мыслью;

  • частей предложений;

  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений;

  • ряда предложений, связанных одной мыслью;

  • частей предложений;

  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

    1. Замена

  • однородных членов обобщающим словом;

  • сложного предложения – простым;

  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

  • прямой речи – косвенной;

  • части текста одним предложением;

  • части предложения местоимением и т.д..



Вспомним алгоритм написания сжатого изложения:

  1. прослушать текст, определить тему текста (о чем текст);

  2. сформулируйте основную мысль текста (чему учит текст, ради чего написан);

  3. разбить текст на части, составить план текста;

  4. определить микротему каждой части;

  5. найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию;

  6. подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить;

  7. обдумать средства связи между частями;

  8. записать получившийся (сжатый) текст.



Первое прослушивание текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).


Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это  не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро  в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становясь всё выше, а человек, их центр,  мудрее.

( По Д.С.Лихачёву). 157 слов. 



1). Определите тему. Ответьте на вопрос: «О чём текст?» (по ключевым словам).

О проявлении добра ,соучастия и сострадания к окружающим тебя людям.

2). Определите основную мысль. Ответьте на вопросы: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?»

Человек должен уметь проявлять добро и сострадание к окружающим его людям, чтобы не потерять свое человеческое достоинство.


3). Определите стиль текста (коммуникативная задача) и тип речи (структура текста). Ответьте на вопрос: «Какую коммуникативную задачу решал автор текста?». Определите структуру текста.

Автор решает следующую коммуникативную задачу: рассуждая о нравственных ценностях, автор призывает читателей увеличивать добро в окружающем мире – в этом заключается самая большая цель жизни.

Данный текст — рассуждение, так как соответствует структуре: тезис — доказательства — вывод. Следовательно, данный текст относится к публицистическому стилю.



Второе прослушивание текста.

1. Разделите текст на абзацы и определите микротемы. При прослушивании обратите внимание на большие интонационные паузы.

2. Составьте план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их (по композиционной структуре).

Результаты совместной работы учителя с классом.

( определение границ абзацев, формулировка микротем)


Абзацы

Микротемы

1.Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это  не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.


Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – выражение человеческой сущности, показатель культуры, результат большой внутренней работы.


2.Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.


Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.


3. Увеличивать добро  в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становясь всё выше, а человек, их центр,  мудрее.


Увеличивать добро  в окружающем нас мире – это самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.





3.Работа с текстом. Ответьте на вопросы: «Какие части текста являются основными?», «Какие способы сжатия текста вы используете?» Запишите кратко содержание каждого абзаца




Основной текст

Сжатие текста

Способы сжатия текста

1.Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это  не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.


Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей — это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.


Обобщение, исключение.

2.Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.


Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба — это порыв души. Отказать человеку в помощи — значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи — это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от него , надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от потоков, калечащих душу.


Обобщение, исключение, замена.

3. Увеличивать добро  в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становясь всё выше, а человек, их центр,  мудрее.


Увеличивать добро в окружающем нас мире — в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.


Обобщение, исключение.


4.Заключительное слово учителя .

  • При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

  • Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает:

1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;




5.Самостоятельная работа с черновиком. Написание и проверка со словарем созданного текста.

В результате работы над сжатием получился текст:



Пожелание людям добра — это не просто выражение вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение видеть по-доброму окружающих тебя людей — показатель культуры, результат внутренней работы духа.

Просьба — это порыв души. Отказать человеку в помощи — значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие — это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от него, надо развивать в своей душе соучастие и сострадание.


Увеличивать добро в окружающем нас мире — самая большая цель жизни. Любовь и дружба обретают новые силы , а человек становится мудрее.

( 88 слов)

6.Итоги урока.











Список использованной литературы:

Методическая литература, использованная для разработки урока:

  1. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

  2. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Правописание сложных имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных. Имя прилагательное"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: