Описание опыта работы по теме: «Формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся через обогащение словарного запаса школьников»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Кольчугино Владимирской области















Описание опыта работы по теме:

«Формирование языковой и лингвистической

компетенций учащихся через обогащение

словарного запаса школьников».


















Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Потапова Светлана Владимировна


г. Кольчугино

2014


На современном этапе развития общеобразовательной школы одна из задач, которая ставится перед учебной дисциплиной «Русский язык» – интенсивное речевое развитие учащихся. Её решение тесно связано с работой по обогащению словарного запаса школьников.

Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учёба в школе, чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач, общение с компьютером обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов. Владение большим запасом слов обеспечивает учащимся лучшее понимание читаемого, свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей. Поэтому очень важно поощрять стремление детей пополнять свой словарный запас.

После составления перечня литературы по данной теме и подробного изучения теории вопроса я сформулировала цель и задачи своей работы по данной теме.

Цель:

Создать условия для обогащения словарного запаса учащихся с целью развития коммуникативных навыков через формирование культуры устной и письменной речи.

Задачи:

1). Расширять словарный запас учащихся через углубление знаний о синонимах, антонимах, омонимах, многозначных словах и их употреблении в речи.

2). Активизировать словарно – орфографическую работу с целью совершенствования грамматических и орфографических навыков.

3). Проводить словарно – семантическую и словарно – стилистическую работу.

4). Пополнять словарный запас учащихся через знакомство со словарями различной направленности.

5). Формировать коммуникативные навыки, культуру устной и письменной речи учащихся.

В своей работе по данной методической теме я выделила ряд этапов.

На первом этапе работы над темой я поставила перед собой перспективные задачи:

— работать с учащимися над количественным увеличением слов и качественным совершенствованием имеющегося запаса слов;

— совершенствовать умение пользоваться известными и вновь усвоенными словами.

Моя работа над количественным увеличением слов заключается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов (уровень пополнения лексем). Работа

над качественным совершенствованием словарного запаса учащихся заключается,

во — первых, в уточнении лексического значения и сферы употребления известных детям слов, во — вторых, в замене нелитературных слов в словаре детей литературными (уровень совершенствования лексем).

Особую сторону количественно – качественного совершенствования словарного запаса учащихся составляет работа над ознакомлением с известными ребятам лексическими значениями уже имеющихся в их словаре многозначных слов.

Качественно – количественное совершенствование словаря учащихся определяло работу над словом и его семантическими полями, готовило условия для обучения школьников умению пользоваться известными и новыми словами в своей речи – их выбору для выражения определённых речевых задач. Работа над словом выражается

в показе сфер его употребления, в раскрытии сочетаемости с другими словами.

Реализация второй задачи осуществляется через работу над контекстным употреблением слов, над точностью и целесообразностью употребления слов в зависимости от темы, цели, ситуации и стиля создаваемого текста.

В словарном запасе носителя языка выделяются две части: активная и пассивная.

Отличие активной части личного словарного запаса школьника от пассивной его части заключается в уровне владения словом.

Владеть словом – это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферы его употребления. Вероятность употребления слова в речи школьника достаточно велика. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно входит в активную часть его личного словарного запаса.

Помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося, т.е. решить обе задачи обогащения словарного запаса учеников – моя основная задача как учителя.

На втором этапе работы по теме «Формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся через обогащение словарного запаса школьников», используя полученные материалы, я поставила перед собой задачу отобрать теоретический и практический материал с целью создания элективного курса для учащихся 9 класса «Обогащение словарного запаса школьников». Я составила пояснительную записку к курсу, сформулировала его цель и задачи, разработала требования к уровню усвоения курса (окончившие курс должны знать и уметь), выделила виды практической и самостоятельной деятельности учащихся.

Следующим важным шагом в моей работе стало составление тематического планирования к курсу и работа над содержанием программы.

Исходя из цели и задач курса «Обогащение словарного запаса школьников», я составила тематическое планирование, рассчитанное на 10 занятий (10 учебных часов), указывая в содержании программы основные вопросы для изучения на каждом конкретном занятии.



Тематическое планирование.


Содержание занятия

Количество

часов

1.



2.



3.


4.


5,6.


7.



8.



9.



10.


Язык и речь. Что такое словарный запас и пути его обогащения.


Лексические единицы языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы.


Полисемия. Многозначные слова.


Неологизмы и заимствованная лексика.


Виды словарей. Работа со словарной статьёй.


Фразеологические единицы. Образное значение фразеологизма.


Использование слов в переносном значении.

Выразительные средства языка – тропы.


Семинар – практикум по составлению устных высказываний с использованием полученных знаний.


Контрольная работа творческого характера (создание собственного текста).

1ч.



1ч.



1ч.


1ч.


2ч.


1ч.



1ч.



1ч.



1ч.

Свежие документы:  конспект урока для 5 класса "Двойные согласные"


На третьем этапе я изучала и анализировала полученные результаты работы, выступала на школьном МО с материалами по теме «Обогащение словарного запаса школьников».

На данном этапе я поставила задачу: систематизировать наработанный материал, используя его при создании рабочей тетради к элективному курсу «Обогащение словарного запаса школьников».

Чтобы рабочая тетрадь получилась содержательной, я использовала разнообразный теоретический и дидактический материал. Отбор материала проводила с учётом тематического планирования и содержания каждого конкретного занятия.

В содержание рабочей тетради вошли следующие темы:

1). Язык и речь. Словарный запас и пути его обогащения.

По этой теме в рабочей тетради учащиеся должны показать свои теоретические знания, полученные на уроках русского языка. Дать определения: язык, устная и письменная речь, литературный язык, активный и пассивный словарный запас человека; перечислить основные функции языка в современном мире и пути обогащения словарного запаса.

2). Словарный состав языка.

Тема содержит разнообразный дидактический материал о синонимах, антонимах, омонимах, многозначных словах, неологизмах и заимствованной лексике. В процессе работы ребята пополняют знания о слове, как важнейшей структурно – семантической единице языка, узнают о роли синонимов, антонимов, омонимов в расширении словарного запаса учащихся, о путях пополнения и обновления синонимов, о роли неологизмов и заимствованных слов в русском языке, их употреблении в зависимости от темы, цели, ситуации и стиля создаваемого текста.

3). Фразеологические единицы. Образные значения фразеологизма.

По теме представлены разнообразные дифференцированные задания, позволяющие углубить знания учащихся о фразеологизме, его лексическом значении, источниках фразеологических выражений, а также о прямом и переносном значении фразеологизма.

4). Использование слов в переносном значении. Выразительные средства языка – тропы.

Данная тема сложна для некоторых учащихся, поэтому обязательно напоминаю, что все переносы значения с одного слова на другое, которые мы разграничиваем определениями метафоры, метонимии и синекдохи, близко прилегают друг к другу. Все вместе они составляют общее явление языка – полисемию – многозначность слов. Далее ведётся разговор о собственном (основном) и переносном (вторичном) значении слов, а также о роли тропов как выразительного средства языка. Большое количество разнообразных упражнений позволяет учащимся закрепить теоретические знания на практическом материале.

5). Виды словарей. Работа со словарной статьёй.

Данный раздел рабочей тетради требовал тщательного объяснения материала. Часто учащиеся, работая с различными словарями, особенно с фразеологическим словарём, теряются. Поэтому я объясняю, как пользоваться каждым видом словаря, а в рабочей тетради практическим заданиям предшествует теоретический материал по работе с разными видами словарей.

Объясняю, что умение пользоваться толковым словарём имеет большое значение для обогащения словарного запаса учащихся. Оно обеспечивает ученикам в школьные годы и в их дальнейшей взрослой жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при чтении книг и газет, при просмотре телепередач и работе с компьютером.

Формирую у учащихся умение пользоваться толковым словарём через следующие знания о нём: толковый словарь, назначение толкового словаря, словарная статья, грамматические и лексические пометы в ней.

С лексикографическими понятиями знакомлю учащихся рассредоточено, параллельно с изучением лексикологических понятий: например, со словом и его лексическим значением – толковый словарь, словарная статья; с однозначными и многозначными словами – со способом обозначения разных значений многозначного слова; с прямым и переносным значением с пометой перен.( переносное); с омонимами – со способом обозначения омонимов; с диалектными словами – с пометой обл.( областное);

с профессиональными словами – с пометой спец.( специальное) или с сокращённым названием специальности: мор.(морское) и т.д.; с устаревшими словами – с пометой устар. (устарелое); с фразеологизмом – с особым знаком.

Этот путь обеспечивает поэтапное рассредоточенное ознакомление с новым материалом, предупреждает перегрузку учащихся. Такая организация работы над лексикографическими понятиями удобна потому, что в действующие учебники

для VVII классов включены необходимые учебные материалы: в соответствующих параграфах имеются словарные статьи, а в конце учебников – небольшой толковый словарик.

Для ознакомления с лексикографическими понятиями использую либо сообщение учителя, либо самостоятельный анализ соответствующего материала в учебнике.

Для закрепления полученных знаний выполняются следующие упражнения:

— анализ словарной статьи, направленный на поиск соответствующей пометы;

— нахождение в толковом словаре слов, имеющих указываемые пометы;

— объяснения назначения той или иной пометы в словарной статье.

Одновременно формируется умение пользоваться толковым словарём. Прежде всего развивается потребность обратиться к нему за справками. С этой целью либо специально создаю ситуацию поиска лексического значения слова, либо использую естественную ситуацию анализа незнакомых слов в тексте упражнений.

Школьные словари синонимов и антонимов также помогают обогащать словарный запас учащихся.

В словари синонимов для каждого класса вошли слова из алфавитного перечня соответствующего класса. Синонимы сгруппированы по частям речи. Такое расположение синонимов удобно для учителя, так как позволяет включать их в урок при изучении и повторении разных частей речи. В синонимические ряды включены слова преимущественно из разряда общеупотребительных, которые, в большинстве своём, не нуждаются в тщательной стилистической дифференциации. Каждый ряд синонимов начинается со слова, указанного в алфавитном перечне. Такое расположение синонимического материала облегчает нахождение необходимых для упражнений синонимов.

Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Морфология. Глагол"

В словари антонимов для каждого класса вошли слова из алфавитного перечня соответствующего класса. Включались только наиболее распространённые слова с противоположным значением.

«Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П.Жукова поможет школьникам повысить культуру речи, обогатит их словарный запас образными выражениями. Словарь даёт необходимые сведения о фразеологии русского языка, раскрывает значение фразеологизмов, выявляет морфологические, синтаксические свойства фразеологических единиц. Словарь показывает стилистическое употребление фразеологизмов в современном русском языке.

Прежде чем пользоваться словарём, учу внимательно знакомиться с содержанием вступительной статьи, рассказывающей о составе словаря, его источниках, расположении фразеологических оборотов в словаре и, что наиболее важно, о построении словарной статьи.

Рассказываю, что фразеологизмы располагаются в словаре в строго алфавитном порядке, толкование фразеологизмов осуществляется путём развёрнутого описания их смысла.

Перечисленные словари являются основными для обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка, но кроме них также использую: «Словарь русского языка С.И.Ожегова», «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А.Потихи,

«Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова, «Школьный

грамматико – орфографический словарь русского языка» Б.Г.Панова и А.В.Текучева,

«Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского, В.В.Иванова,

Т.В.Шанской; «Орфографический словарь» Д.Н.Ушакова, С.Е.Крючкова.

На четвёртом этапе работы я планировала внедрение курса «Обогащение словарного запаса школьников» и рабочей тетради к нему в практику работы школы. Курс и рабочая тетрадь были апробированы мной среди учащихся 9 классов МБОУ СОШ №1

г. Кольчугино.

Кроме того, я планировала продолжать вести систематическую работу по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка и литературы, используя новые педагогические технологии и ИКТ.

Заключение.

Слово – важнейшая структурно — семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств. В слове закрепляются результаты познавательной деятельности людей. Слово служит средством закрепления в памяти и передачи в речи знаний и опыта людей. Словом можно возвысить и убить, обидеть и заставить петь человеческую душу. Задача учителя – научить школьников правильно обращаться со словом, поощрять стремление учащихся пополнять свой словарный запас.



Приложения.

Мониторинг по теме «Лексика».

2013 – 2014 уч.год

5 класс

Входное тестирование.

А1. Какое слово из перечисленных ниже является однозначным?

1).кисть

2).фауна

3).игла

4).трубить

А2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

1).золотое кольцо

2).тёмная ночь

3).серебряные волосы

А3. В каком предложении есть антонимы?

1).Рана заживает, а рубец остаётся.

2).Пришлось долго, терпеливо ждать.

3).Метель метёт, а вьюга плачет.

4).Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

А4. Найдите предложение, в котором есть синонимы.

1).Жара стояла неделю, и зной измучил путников.

2).Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

3).В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.

4).Яблоки не кислые, а сладкие.

В1. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

Рысь – осторожное и ловкое животное.

С1. Опишите дом, в котором вы живёте, используя синонимы.



Итоговое тестирование.

А1. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное употреблено в прямом значении:

1).медные волосы

2).медный цвет

3).медная руда

4).медный месяц

А2. Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:

1).старые туфли, золотое сердце, чистое небо;

2).тёплые отношения, старый друг, горький перец;

3).Каменное сердце, громкая слава, лёгкий характер.

А3. Найдите соответствия.

1).Однозначные слова слова одной и той же части речи, которые обозначают

одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками

лексического значения и употребления в речи

2).Синонимы слова одной и той же части речи с противоположным

лексическим значением


3).Антонимы слова, имеющие одно лексическое значение


4).Лексическое то, что обозначает слово

значение


А4. Значение какого слова определено неверно?

1).Колчан – сумка, футляр для стрел.

2).Омшаник – сарай для зимовки пчёл.

3).Литера – одно из средств художественной выразительности.

4).Мичман – воинское звание младших командиров флота.

А5. Определите, в каком предложении есть антонимы?

1).Хлеб мягкий, свежий.

2).Ищи не дом, а соседей.

3).Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

4).Корень учения горек, а плод его сладок.

А6. Определите пару слов, не являющихся синонимами:

1).одарённый – талантливый

2).хитрый – лукавый

3).благородный – спокойный

4).маленький – крошечный

А7. Какое слово является однозначным?

1).блондин

2).челнок

3).число

4).серебряный

А8. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

1).читает письмо

2).ветер воет

3).старинная крепость

4).хлебный магазин

В1. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

На Кавказе водится тур – горный козёл с красивыми рогами.

С1. Напишите, чем отличаются друг от друга слова, являющиеся синонимами. Приведите примеры.



Мониторинг по теме «Лексика» к элективному курсу

«Обогащение словарного запаса школьников» (9 класс).


I. Входное тестирование.

А1. Какое предложение содержит антонимы?

1). Я спешил, бежал, летел, а на уроки не успел.

2). А заря горит, разгорается.

3). У сильного всегда бессильный виноват.

4). Приходи не третьего, а четвёртого октября.

А2. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?

1).апатичный

2).пессимистичный

3).аскетичный

4).циничный

А3. В каком предложении вместо слова экономный нужно употребить слово

экономичный?

1). Мария Васильевна была женщиной экономной.

2). Движения старика были экономные, выверенные годами.

Свежие документы:  ЕГЭ 2015 по русскому языку (Вариант 15)

3). Внедрение экономного строительства особенно важно в наше время.

4). Экономному расходованию средств надо учиться.

А4. В каком предложении нет речевых ошибок?

1). Ну, кажется, всё закончилось, дело в шапке.

2). У тебя же на лбу написано, что ты творишь.

3). В пещеру можно было проникнуть, только согнувшись в три погибели.

4). Отвечайте, кто мне свинью подложил?

В1. Замените слово «зениц» из данного предложения нейтральным синонимом. Напишите этот синоним в именительном падеже единственного числа.

Перстами лёгкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

С1. Напишите, какую роль имеют устаревшие слова в поэзии.

II. Итоговое тестирование.

А1. Укажите неверное утверждение.

1). С течением времени лексические значения слов могут изменяться.

2). Антонимы обязательно относятся к одной части речи.

3). Омонимы – это слова, противоположные по лексическому значению.

4). Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.

А2. Какое предложение содержит антонимы?

1). В когда – то глухой чаще всё чаще раздавался стук топора.

2). Куда затерялось, пропало письмо?

3). В зоопарке меня особенно заинтересовал павильон земноводных, или амфибий.

4). Фирма занимается куплей и продажей недвижимости.

А3. Какое из перечисленных слов имеет значение «отплатить за поражение, бороться с целью взять верх над прежним победителем»?

1). ревизия

2). реванш

3). регалия

4). Реставрация


А4. Среди данных пар слов найдите пару синонимов:

1). лицемерный – ошибочный

2). негласный – тайный

3). суетный – задорный

4). консерватор – новатор

А5. Выберите пару антонимов:

1).оптимист – труженик

2).экспорт – импорт

3).ложный – истинный

4).легальный – бездарный

А6. В каком предложении нет речевых ошибок?

1). К сожалению, в этот раз поражение одержала наша команда.

2). Опоздали мы с тобой и остались на бобах.

3). Имена многих героев прошлых войн канули в лето.

4). Всегда ты попадаешь не в глаз, а в бровь.

А7. Укажите слово, составные части которого имеют значения «жизнь» и «учение»:

1).биология

2).философия

3).биография

4).астрономия

А8. Найдите предложение с ошибкой, вызванной незнанием лексического значения слова.

1). Плеяда великих поэтов прошлого века.

2). Оплатите услуги строго по прейскуранту.

3). Сообщи в газету о свободных вакансиях.

4). Концерты проходили при полном аншлаге.

А9. Укажите предложение с фразеологизмом.

1). Я всегда делаю уроки самостоятельно.

2). Не делай большие глаза, не притворяйся удивлённой.

3). У неё красивые голубые глаза.

4). Говорят, что глаза отражают душу человека.

А10. Укажите фразеологизм со значением «ручаться, быть совершенно уверенным»:

1).один на один

2).биться об заклад

3).лёд тронулся

4).до седьмого пота

А11. Укажите слово, имеющее омоним:

1).оклад

2).зарплата

3).доход

4).заработок

А12. Значение какого слова определено неверно?

1).ординарный – награждённый орденом

2).инертный – бездеятельный

3).напыщенный – преувеличенно важный

4).ратный – военный, боевой

В1. Замените слово (на) «челе» из данного предложения нейтральным синонимом. Напишите этот синоним в именительном падеже.

Грядущие годы таятся во мгле,

Но вижу твой жребий на светлом челе.

С1. Напишите, какую роль в речи выполняют эмоционально окрашенные слова.



Комментарии к тестам.

Данные тематические тесты содержат вопросы и задания, разделённые на три уровня

сложности: А, В, С.

Уровень А – базовый ( не менее 4 вопросов).

Уровень В – повышенный уровень ( 1 – 2 вопроса).

Каждое задание требует краткого ответа ( в виде 1 – 2 слов, сочетания букв или цифр).

Уровень С – высокий ( 1 вопрос).

При выполнении этого задания требуется написать развёрнутый ответ.

Критерии оценки ответов.

За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.

За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов,

в зависимости от типа задания.

Часть С состоит из 1 задания и представляет собой небольшую письменную работу

(связный ответ или сочинение), выполняемую на отдельном листе бумаги.

За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.

Ответы на задания части С в 5 классе предполагают небольшой объём.

Система оценки:

80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;

60 – 80% — оценка «4»;

40 – 60% — оценка «3»;

0 – 40% — оценка «2».































Список использованной литературы:



1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение и ударение — М., 1984 г.

2. Большой Российский энциклопедический словарь — М., Большая

Российская энциклопедия, 2003 г.

4. Головин Б.Н. Как говорить правильно — М., 1988 г.

5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой — М., 1988 г.

6. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет

обучения — М., 1986 г.

7. Львова С.И. Язык в речевом общении — М., 1991 г.

8. Наровчатов С.В. Необычное литературоведение — М., 1981 г.

9. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи — М., 1990 г.

10. Солганик Г.Л., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка

и культура речи — М., 2002 г.

11. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов —

М., 1988 г.

12. Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка — М., 1994 г.


Использованные Интернет – ресурсы:


1. http: // www. bibliofond. ru.




























скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: