Программа элективного курса «Лингвостилистический анализ текста» 9 класс


МОУ средняя общеобразовательная школа № 50

с углубленным изучением отдельных предметов

г. о. Самары












Программа элективного курса

для учащихся 9-х классов


«Лингвостилистический анализ текста»








Составитель:

Учитель русского языка и литературы МОУ школы №50

Водякова Елена Васильевна,

Категория: высшая











Самара, 2010г.


Пояснительная записка



Комплексный анализ текста. Это форма испытания, слияния обучения языку и речи в единое целое, занимает прочные позиции на выпускном экзамене по русскому языку по окончании среднего неполного образования. Единственно верным выходом в сложившейся ситуации представляется следование завету философов-просветителей, утверждавших, что «знание — это сила». Однако знания в данном случае должны быть не некими абстрактными знаниями по русскому языку по принципу «чем больше, тем лучше», а конкретными, то есть теми, которые необходимы при выполнении экзаменационных заданий. Полученные знания необходимо закреплять практически, постепенно превращая их в умения и навыки, и тогда появится уверенность выпускника в себя и в свои силы. А это уже половина успеха!

Важно, что полученные умения и навыки найдут практическое применение и при сдаче ЕГЭ по окончании одиннадцатого класса.

Это особенно актуально в связи с тем, что в методических пособиях по русскому языку, издающихся в настоящий момент, задания, касающиеся знаний по стилистике, являются недостаточно разработанными. Как следствие, знания по стилистике и литературоведению выпускниками чаще всего усвоены теоретически, в виде определений понятий и формулировок правил, чего в экзаменационной работе как раз и не требуется, где необходимо умелое практическое применение понятий и правил. Однако умение применять понятия и правила предполагает знание этих самых понятий.

Цель: обучить учащихся осуществлять лингвостилистический анализ текста.

Данный теоретический курс (4 часа) и практические занятия (4 часа) дадут возможность ученикам реально применять полученные понятия и правила: определять стиль предложенного текста, указав основные стилевые черты и характерные особенности стиля, тему, идею текста, тип речи; находить лексические средства выразительности и стилистические фигуры, способы связи предложений в тексте.













Календарно-тематическое планирование

Программа курса (планирование курса)

«Лингвостилистический анализ текста»



Тема

Количество часов

Теория

Практика

1.

«Три кита» любого произведения (тема, идея, форма). Стили речи. Типы речи.

1


2.

Лексические средства выразитель-ности речи.

1


3.

Стилистические фигуры речи.

1


4.

Синтаксическая структура текста. Способы связи предложений в тексте.

1


5.

Практические занятия. Лингво-стилистический анализ текста.


4


ИТОГО:

4

4



Тема 1. Заветная формула или «три кита» любого произведения (тема, идея, форма). Стили речи. Типы речи. (1час).

Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса «Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Знакомство с формулой: П = Т + И + Ф. Её применение при определении темы и идеи текста.

Основные черты стилей (художественного, научного, публицистического). Характерные особенности стилей. Задачи стилей. Функционально-смысловые типы речи. Композиционные особенности каждого типа речи. Определение стиля и типа текста.


Тема 2. Лексические средства выразительности речи. (1 час).

Смысловые единицы речи (анафора, антонимы, омонимы, паронимы, синонимы и т.д.). Лексические образные средства речи (троп, аллегория, гипербола, ирония, метафора и т.д.).


Тема 3. Стилистические фигуры речи. (1 час).

Стилистические фигуры речи (антитеза, градация, инверсия, оксюморон и т.д.). Риторические вопросы, умолчание. Нахождение в тексте лексических и стилистических средств образности.




Тема 4. Синтаксическая структура текста. Способы связи предложений в тексте. (1 час).

Цепная связь. Повтор как главная особенность цепной связи. Цепная синонимическая связь. Параллельная связь предложений. Особенности параллельного вида связи. Определение способа связи в тексте.


Тема 5. Практические занятия. Лингвостилистический анализ текста. (4 часа).

Усовершенствование умений и выработка практических навыков. Составление плана лингвостилистического анализа текста.

Коллективный анализ текста. Самостоятельный комплексный и частичный анализ текста.

Обнаружение пробелов в знаниях учащихся и работа над ними.

































Прогнозируемые результаты обучения



  • Учащиеся научатся определять тему, идею предложенного текста.

  • Освоят основные черты стилей и их характерные особенности.

  • Изучат функционально-смысловые типы речи, их композиционные особенности. Безошибочно смогут указать тип данного текста.

  • Смогут находить в тексте лексические средства выразительности.

  • Выделять стилистические средства образности.

  • Научатся видеть способы связи предложений в тексте.

  • Усовершенствуют умения и выработают навыки при коллективном и индивидуальном анализе текста.


Формой отчёта для слушателей курса является самостоятельный лингвостилистический анализ текста.




























Список литературы



  1. Волгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1991.

  2. Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

  3. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. М., 2002.

  4. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приёмы и средства выразительности и образной речи. Волгоград, 2000.

  5. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М., 1982.

  6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987.

  7. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1991.

  8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М., 1986.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: