Прошедшее время глагола. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам, 5 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение « Тат.Ходяшевская СОШ»Пестречинского района Республики Татарстан










Конспект урока по русскому языку

в 5 классе


«Прошедшее время глагола. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам»











Подготовила

Исмагилова Халида Ахматвалиевна учитель I квалификационной категории МБОУ « Тат .Ходяшевская СОШ» Пестречинского района РТ







2014



Тема: Прошедшее время глагола. Изменение прошедшего времени по родам и числам.

Цель: 1) Ознакомить с изменением глаголов прошедшего времени по родам и числам;

2) привить навыки правильного согласования с существительными женского , мужского , среднего рода в единственном числе и с существительными во множественном числе;

3) Обогащение словарного запаса учащегося;

4) Воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование : карточки, тест , учебник.

Ход урока.

  1. Актуализация

  1. Проверка домашнего задания. Выберите правильный ответ. Глагол обозначает:

а) движение, состояние, трудовые процессы, признак

б) движение, состояние, трудовые процессы, предмет

в) движение, состояние, трудовые процессы

2) Орфографическая разминка. От глаголов слушаю, крашу, читаю, играю, белю, лечу, разговариваю образовать начальную форму, сохранив вид. Графически выделить основу.

3) Работа по теме урока. Игра « Будь внимателен».Один из учащихся читает стихотворение О. Григорьева « Пирог» , другие находят глаголы и определяют вид и время .

-Кто съел пирог?

-Мы не ели.

То есть мы съели,

Но не хотели.

Это все птицы,

Они прилетели,

И, если б не мы,

Они бы все съели.

  1. Усвоение новых понятий и способов действия .

Как определить время глагола ? На какие вопросы отвечают глаголы настоящего . прошедшего ,будущего времени?



Начальная форма

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Что делать?

решать

читать

Что делаю?

решаю

читаю

Что делал?

решал

читал

что буду делать?

буду решать

буду читать

что сделать?

решить

прочитать


что сделал?

решил

прочитал

что сделаю?

решу

прочитаю







Чтение теоретического материала – стр .250.



III . Совершенствование умений и навыков.

1) Тренировочные упражнения.

  1. Работа в карточках.( 1 вариант) Прочитайте текст. Выпишите глаголы в форме прошедшего времени.

Солнце играло на полянке, сверкала роса на кустах. Стучали дятлы, посвистывали иволги. Все ликовало в ярких красках свежего , летнего утра. А я шел понурый, с печалью.

  1. (2 вариант) Спишите предложения , поставив глаголы в прошедшем времени.

  1. Мальчик ( пойти) в школу. Девочка ( пойти) в школу. 2) Над лесом ( взойти) солнце. Над лесом ( взойти) луна. Над лесом ( взойти) месяц.3) Море ( сверкать) яркой голубизной. Река ( сверкать) яркой голубизной. Пруд ( сверкать) яркой голубизной.

.

2)Анализ предложений на доске.

Солнце светило. Фонарь светил. Луна светила. Лампочки светили.

В каком времени употреблены глаголы? Какие окончания в словах? Вывод:

-глагол прошедшего времени единственного числа изменяются по родам. Род прошедшего времени зависит от рода существительного с которым глагол связан в предложении.

-Какое окончание имеют глаголы прошедшего времени м. р. (нулевое); ж. р. ( -а- ); ср. р.(-о-)

-Какое окончание имеют глаголы прошедшего времени во мн. ч.(-и-)



3) Работа по учебнику . Текст « Тайна».

-пересказ текст , заменив имя Лена именем Сережа.



  1. Комментированное письмо.

Нахмурилось небо. Налетела первая гроза. Полил землю теплый , весенний дождь .Он сразу смыл последний снег в лесу. Наступил вечер . Загудели , закружились майские жуки.

Задание: в каком времени употреблены глаголы ? Назовите их род и число.

Разобрать по составу слова . Нахмурилось , налетела , загудели. Сделать синтаксический разбор 3 и 6 предложения.



  1. Упражнение 335. Обратить внимание на особенности ударения в глаголах прошедшего времени женского рода.



  1. Упр.336( из дидактического материала) — устно. Работа с текстом. Вставить пропущенные глаголы .Обозначить время этих глаголов.





IV . Домашнее задание. Орфограмма № 2 .Упр.338.



7) Обобщение по уроку. Выберите правильный ответ на вопрос: Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

1) По лицам, родам и числам.

2) По лицам и числам.

3) По родам и числам.
































































Список использованной литературы



1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык :Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.-5-е изд.- М.: Просвещение, 1996.

2. Баранов М.Т.и другие .Русский язык: Справочный материал Учебное пособие для учащихся /М.Т.Баранов, Т. А . Костяева, А. В. Прудникова . Под редакции Н. М. Шанского.-2-е издание ,исправлением и дополнением. М.:Просвещение,1987.

3. Дидактический материал по русскому языку для 5 класса З.Ф.Юсупова;Под редЛ.З.Шакирова.-Казань: Магариф.2009.





Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Прошедшее время глагола"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: