Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №41 г. Белгорода»







Рабочая программа по русскому языку

для 8 класса

по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской



подготовила

учитель русского языка и литературы

Ольхова Оксана Николаевна


























Белгород 2010



Рабочая программа по русскому языку

для 8 класса

по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской


Ольхова Оксана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

вторая категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41 г. Белгорода»

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,, Н.М.Шанский//: Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы/ Составитель Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2004).

Цели и задачи программы обучения в области формирования системы знаний, умений


Цели обучения русскому языку

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, осознанного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, овладение культурой межнационального общения.

  • Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию к потребности в речевом самосовершенствовании.

  • Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения.

  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  • Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.


Данные цели обуславливают решение следующих задач:


  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

  • углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения;

  • развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.


Изменения, внесенные в примерную учебную программу, их обоснование


Сопоставление примерной и авторской программ показало, что в авторской программе отсутствуют дидактические единицы.


Разделы грамматики

Дидактические единицы, которые следует ввести в рабочую программу

Речевая деятельность

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Виды чтения, приемы работы с учебником и другими информационными источниками.

Синтаксис как раздел грамматики

Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание

Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.

Предложение

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Предложения утвердительные и отрицательные.

Простое предложение

Трудные случаи согласования определения с определяемым словом.

Вопрос об обобщенно-личных предложениях.

Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Нормы сочетания однородных членов.

Функции и способы выражения обращений.

Интонация предложений с обращениями.

Синонимия вводных конструкций.




Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2007.

  1. Рабочая тетрадь на печатной основе. Комплексный анализ текста 8 класс.

  2. Рабочая тетрадь на печатной основе. Тестовые задания по русскому языку для 8 класса.

  3. Таблицы по русскому языку для 8 класса. – М.: Просвещение, 2009 г.

  1. .О.А.Нури. Поурочные разработки по русскому языку 8 класс. – М.: «Экзамен», 2009.

  2. Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.


Количество часов в 8 классе


В год – 105 часов, из них на развитие речи – 23 часа

В неделю – 3 часа

Плановых контрольных работ

Диктант

1

Контрольное тестирование

1

Изложение

2

Сочинение

2


Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса


I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
— составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
— пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
— соблюдать нормы литературного языка в пре- делах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии.

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи.

Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.


Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Количество контрольных

работ

Развитие речи

Функции русского языка в современном мире.

2



Повторение пройденного в VVII классах.

8

1

2

Синтаксис и пунктуация.

4


1

Словосочетание.

4



Простое предложение.

3


1

Двусоставные предложения.

7


1

Второстепенные члены предложения.

8


2

Односоставные предложения.

13

1

2

Простое осложненное предложение.

1



Однородные члены предложения.

13


3

Обособленные члены предложения.

16

1

2

Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

12

1

4

Синтаксические конструкции с чужой речью.

7

1

3

Повторение и систематизация пройденного в VIII классе

7

1

2





ИТОГО

105

6

23




Календарно-тематический план



п.п



Календар-ные сроки



Тема учебного занятия

Формирование универсальных учебных действий


Диагно

стика



Подготовка к итоговой аттестации

Использование ресурсов кабинета, ИКТ


Знать


Уметь





Общие сведения о языке (2 ч.)



Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Составлять опорный конспект.



Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс».



Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств.


Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств.

Составлять опорный конспект.





Повторение пройденного в VVII классах (6 ч. +2 ч.)



Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Повторить правописание пре-при, -раст-рос-, -кас-кос, -лаг-лож.

Опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употреблять их в речи.


О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.



Слайды презентаций по теме.




Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи.

Правило слитного и раздельного написания Не с разными частями речи.


Уметь безошибочно писать НЕ с глаголами и деепричастиями, с причастиями, с существительными и прилагательными, прилагательными, наречиями на –о.

Аргументиро

вать такую группировку частей речи в связи со слитным и раздельным написанием с НЕ.



Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия. 8 класс».



Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями.

Алгоритм слитного и раздельного написания НЕ и НИ с местоимениями и наречиями.

Понимать сходство и различие в написании НЕ-НИ с местоимениями и наречиями, безошибочно писать данные группы слов, делая обобщения и выводы при сопоставлении, употреблять изученные части речи уместно.


И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.


Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».



Р.р. Подготовка к обучающему подробному изложению-повествованию «Как важно читать книги» (упр.27).

Последовательность работы над изложением. Стили и типы речи, анализ содержания и языковых средств, использование просмотрового чтения по ключевым словам.

Уметь пересказыватьтекст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста, производить частичный языковой анализ текста, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтаксических функциях частей речи, уметь подбирать однокоренные слова, пересказывать текст от 3 лица.



Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».



Р.р. Обучающее подробное изложение-повествование «Как важно читать книги» (упр. 27).

Последовательность работы над изложением

Работать над изложением-повествованием.



Презентация к уроку.



Правописание дефиса.

Правописание дефиса в разных частях речи.

Уметь употреблять дефис в написании слов различных частей речи на основе знаний дефисного написания в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах; делать выводы и обобщения, приводить свои примеры, находить эти написания в тексте и объяснять их.



Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».



Обобщение по теме «Повторение пройденного в VVII классах »

Теоретический материал изученных тем.

Применять изученные правила на практике.

Составление листка учета знаний по итогам изученной темы.

О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.


Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».



Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в VVII классах ».

Правописание Н и НН, слитное и раздельное написание НЕ, дефис в разных частях речи, НЕ и НИ в местоимениях и наречиях.

Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам.

Составление аналитической карты наблюдений

формирования различных видов учебной деятельности на уроках русского языка.


Презентация к уроку.




Синтаксис и пунктуация(3 ч. + 1 ч.)



Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса. Синтаксическая роль частей речи в предложении.

Уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в составе синтаксиса.


И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.


Диск «Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».



Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции.

Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации и составляющие их правила постановки знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении.

Понимать смыслоразличительную роль ЗП, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации предложения, уметь членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении, грамотно расставлять ЗП (отделительные, определительные, разделительные, выделительные).


И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.


Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».



Словосочетание и предложение как единица синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.


Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение. Виды средства синтаксической связи: интонация, окончание, предлоги, союзы.

Знать интонационные средства синтаксиса (логическое ударение, пауза, тон, темп, мелодичный рисунок), понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль; использовать синтаксические средства: формы слов, смысловую и грамматическую связь – в составлении словосочетаний и предложений, знать роль служебных слов как средства связи.


О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.


Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».



Р.р. Текст как единица синтаксиса.


Понятие текста. Композиция текста. Смысловая связь частей текста.

Уметь определять смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов; создавать текст с учетом речевых ситуация, характера адресата речи, выбирать способы воздействия на адресата, языковые средства.



Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».



Словосочетание (4 ч.)



Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетания по характеру выражения главного слова.

Словосочетание и его функция.

Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.


Составлять именное словосочетание и употребление в тексте. Составление именных словосочетаний и употребление их в речи.


О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.


Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».



Виды словосочетаний по способу связи слов. Синтаксический разбор словосочетаний.

Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания. Синтаксический разбор словосочетаний.

Моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания.



Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».



Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложнопадежной формы управляемого существительного, согласование сокращенных слов с прилагательными и др.

Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний различных видов.


И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.


Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».



Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание.

Предложение как основная единица синтаксиса. Предложение как речевое высказывание, средство выражения мысли. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложения утвердительные и отрицательные

Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Опознавать и характеризовать предложения по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности. Определять границы предложения и способы передачи их в речи. Использовать вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях для точного формулирования мысли и воздействия на собеседника, риторические вопросы и риторические восклицания как экспрессивно-стилистические средства, способы выражения разных смысловых оттенков побуждения, речевые этикетные формулы, средства выражения значения утверждения и отрицания.


И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.


Диск «Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».


Простое предложение (2 ч. +1 ч.)




Синтаксическая структура простого предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения.


Структура простого предложения. Главные ЧП двусоставного, основные типы грамматических основ.

Уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении.


И.В. Миловидова Тесты по русскому языку.

Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».



Порядок слов в предложении. Интонация.


Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение).

Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов.



Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».



Р.р. Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые особенности.

Знать структуру теста-описания, его языковые особенности. Проводить сопоставительный анализ репродукций картин А.Баулина, С.В.Герасимова с изображением одного и того же памятника русской архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). План сочинения.

Делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно выразительные средства языка, соблюдать нормы русского языка на письме.



Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».




Двусоставные предложения. (6 ч. + 1ч.)



Главные члены двусоставного предложения.

Знать и пояснять функцию главных членов. Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым.

Находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом.


И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.


Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».



Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.



Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

Находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев составляющие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого.


И.В. Миловидова Тесты по русскому языку.

Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».



Р.р. Публицистическое сочинение-описание о памятнике культуры.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (на основе упр. 101,102).

Создавать текст публицистического характера, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененное предложение, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения однородных членов).



Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».



Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения.


Знать структуру составного глагольного сказуемого и способы его выражения.

Опознавать составное глагольное сказуемое в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое.


О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.

Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».



Составное именное сказуемое. Способы его выражения.


Знать структуру составного именного сказуемого и способы его выражения.

Различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимическими сказуемыми разных видов.


И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.

Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».



Тире между подлежащим и сказуемым.

Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым.

Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения.



Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».



Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми.

Алгоритм постановки тире между подлежащими и сказуемыми.

Определять морфологические способы выражения способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемого.


О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.


Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».








Второстепенные члены предложения (6 ч. +2 ч.)



Дополнение. Способы выражения дополнения.


Знать определение дополнения. Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения.

Различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения, уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение.


А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку.

Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».




Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения.



Согласованные и несогласованные. Способы выражения определения.

Различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения, уметь использовать определения для характеристики предмета, явления, а определения-эпитеты – как средства выразительности речи.



Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».



Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

Распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использовать приложения в качестве средства выразительности речи, правильно ставить знаки препинания при приложении.


И.В. Миловидова Тесты по русскому языку.

Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».



Обстоятельство. Способы его выражения.

Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств.

Различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах.



Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».



Главные и второстепенные члены предложения.

Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом

Определять грамматические основы в простом и сложном предложении, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов. Различать разные виды сказуемых, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемых, нераспространенных и распространенных предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей.


О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.


Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».



Р.р. Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, его языковые особенности.


Характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности.

Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы.



Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».



Р.р. Составление характеристики одноклассника.

Алгоритм составления характеристики человека.


Создавать текст- характеристику с учетом его строения и языковых особенностей.


О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.


Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».



Повторение по теме «Второстепенные члены предложения».


Главные и второстепенные члены предложения. Способы выражения.

Уметь определять грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения, производить синонимическую замену разных видов сказуемого, согласованных и несогласованных определений, правильно ставить знаки препинания между подлежащим и сказуемым, при приложении.

Составление листка учета знаний по итогам изученной темы.


Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».


Односоставные предложения (11 ч. +2 ч.)



Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений.

Знать структурные особенности односоставных предложений, их группы.

Различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения



Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс».



Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.


Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

Различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать их в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные предложения.


А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку.

Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».



Неопределенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.


Знать структурные особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложения, уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложе6ния синонимичными односоставными

Сопоставительный анализ определенно-личных предложений и неопределенно-личных предложений как семантически противоположных друг другу. Конструирование предложений.



Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».



Вопрос об обобщенно-личных предложениях.

Понятие обобщенно-личных предложений. Их структурные и смысловые особенности.

Выделять обобщенно-личные предложения. Употреблять их в собственных высказываниях, использовать односоставные предложения с обобщающим значением (пословицы, афоризмы, крылатые выражения).


О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.


Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».



Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности (2).



Понятие безличных предложений.

Их структурные и смысловые особенности, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи.


Выделять безличные предложения в тексте, правильно употреблять их в собственной речи.





Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс».



Закрепление темы «Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности».

Безличные предложения.

Их структурные и смысловые особенности.


Определять структурные типы безличных предложений, морфологические средства выражения сказуемого; различать односоставные и двусоставные предложения, использовать синонимические односоставные предложения, сопоставляя личные и безличные предложения, включать безличные предложения в текст, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения.


И.В. Миловидова Тесты по русскому языку.

Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Р.р. Подготовка к контрольному изложению-повествованию «Ю.А. Гагарин».


Алгоритм работы над изложением-повествованием.


Работа над изложением-повествованием




Презентация к уроку.



Р.р. Контрольное изложение-повествование «Ю.А. Гагарин».

Алгоритм работы над изложением-повествованием.

Работа над изложением-повествованием


Мониторинговое исследование по результатам изложения.


Презентация к уроку.



Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности.


Понятие назывных предложений. Их структурные и смысловые особенности.

Опознавать назывные предложения в тексте, употреблять их в собственных высказываниях как средство лаконичного изображения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу употребления назывных предложений.


О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.

Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».



Неполные предложения.

Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении

Опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, наблюдать за употреблением неполных предложений в разговорной речи и в письменном тексте, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, ограничивать структуру неполных предложений от односоставных предложений.


А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку.

Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс



Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Правило употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Особенности синонимии односоставных и двусоставных предложений.

Проводить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, производить сопоставительный анализ и использовать синонимия двусоставных и односоставных предложений; односоставные предложения в обобщенном значении и в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях.


О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.


Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа».



Обобщение по теме « Односоставные предложения».


Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Морфологические выражения главного члена

Пользоваться односоставными предложениями как синтаксическими синонимами, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, составлять диалоги с употреблением определенно-личных предложений, включать неопределенно-личные предложения в составляемые сюжетные тексты, употреблять безличные предложения в миниатюрных зарисовках явлений природы.

Составление листка учета знаний по итогам изученной темы

И.В. Миловидова Тесты по русскому языку.

Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Обучающее тестирование по теме «Односоставные предложения».


Виды односоставных предложений. Употребление односоставных и неполных предложений.

Различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов предложений в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать текст.

Составление информационной карты результатов обучающего тестирования по русскому языку.


Презентация к уроку.


Простое осложненное предложение (1 ч.)



Понятие об осложненном предложении.


Осложненные и неосложненные предложения.

Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновать их выбор и расставить знаки препинания в соответствии с изученными правилами.


И.В. Миловидова Тесты по русскому языку.

Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс».








Однородные члены предложения (10 ч. +3 ч.).



Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения.


Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами.

Опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов.


И.В. Миловидова Тесты по русскому языку.

Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Однородные и неоднородные определения (2).

Понятия однородных и неоднородных определений.

Различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.


О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.


Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс».



Закрепление темы «Однородные и неоднородные определения».

Понятия однородных и неоднородных определений.

Различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных (неоднородных) определений.



Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Р.р. Обучающее сжатое изложение-рассуждение (текст–сравнительная характеристика).

Алгоритм работы над сжатым изложением. Принципы компрессии текста.

Дифференцировать главную и второстепенную, известную информацию прослушанного текста, фиксировать информацию прослушанного текста в виде полного пересказа, определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка, пересказывать текст сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, использовать изученные синтаксические конструкции при описании внешности человека.

Составление мониторингового исследования по итогам изложения.


Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».



Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них (2).

Разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи частей ССП и однородных членов предложения.

Правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами, определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия, выражаемые противительными союзами; чередование или неопределенность оценки явлений, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания.


И.В. Миловидова Тесты по русскому языку.

Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Закрепление темы «Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них».

Разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи частей ССП и однородных членов предложения.

Пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочиненные предложения; производить возможную синонимическую замену союзов при однородных членах.



Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс».



Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них(2).

Правило расстановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях.


Находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам предложения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах предложения.


О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.


Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Закрепление темы «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».


Правило расстановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях.


Различать предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения и предложения с составным именным сказуемым, распознать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах различных стилей.

Составление листка учета знаний по итогам изученной темы.

И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.


Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».



Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами.


Порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора. Стилистические особенности предложений с однородными членами.



Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Выделять стилистические особенности предложений с однородными членами.



Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».



Обобщение по теме «Однородные члены предложения».


Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

Опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений.

Составление листка учета знаний по итогам изученной темы

О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.


Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Обучающий диктант по теме ««Однородные члены предложения».

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

Анализировать текст по следующим параметрам: композиционно-содержательный анализ текста, типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи); языковой анализ отдельных элементов текста; анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений.

Составление аналитической карты по итогам обучающего диктанта.


Презентация к уроку.



Р.р. Подготовка к обучающему сочинению — сравнительной характеристике двух знакомых лиц.

Роль однородных членов в художественном тексте.

Особенности строения текста.

Создавать текст – сравнительную характеристику, опираясь на правила сравнения, устанавливая между объектами сходство и различие, строить высказывание на основе типовой схемы (параллельного или последовательного сравнения), использовать для выражения различия антонимы, предлоги, союзы, вводные слова, параллельные синтаксические конструкции, для которых характерна сопоставительно-противительная интонация.



Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».



Р.р. Обучающее сочинение — сравнительная характеристика двух знакомых лиц.

Роль однородных членов в художественном тексте.

Особенности строения текста.

Создавать текст — сравнительную характеристику двух знакомых лиц.



Презентация к уроку.


Обособленные члены предложения (14 ч. +2 ч.)



Понятие об обособлении второстепенных членов предложения..


Иметь представление об обо­соблении как способе придать

второстепенным членам предложения относительную смысло­вую самостоятельность, особую значимость в высказывании.

Характеризовать разные признаки обособления оборотов:

смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные

члены, выраженные причастны­ми и деепричастными оборотами.



Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс».



Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки при них.

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки при них.

Находить грамматические условия обособления определе­ний, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно.


А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку.

Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

Виды обособленных определений, способы выражения.

Распознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить

предложения с обособленными

определениями, при пунктуационном оформлении письменного

текста правильно ставить знаки

препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов.



Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений.

Правила обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений.

Выявлять грамматические

условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, несогласованных определений, интонационно

правильно читать предложения с обособленными определениями,

понимать и определять изобразительно-выразительные функции обособленных определений

в художественной речи.


А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку.

Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс».



Р.р. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению на дискуссионную тему «Слово делом крепи» (упр. 207).

Сочинение-рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт

Создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, высказывать свое мнение, соблюдать на письме нормы русского литературного языка.



Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».



Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение на дискуссионную тему «Слово делом крепи»

Признаки текста-рассуждения.

Работать над сочинением-рассуждением.

Составление мониторингового исследования по итогам сочинения.


Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».



Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них.

Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями.

Правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений.


О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.


Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них.

Правила обособления приложений. Условия обособления приложения.

Опознавать приложения в тексте на слух, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать обособленные приложения в разных стилях и текстах речи.


О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.


Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием (2).

Условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

Определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями.



Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».



Закрепление темы «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием».


Правила обособления обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Способы выражения обособленных обстоятельств.

Определять границы деепричастного оборота, правильно ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложении, интонационно правильно произносить, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно -выразительные средства в художественной речи.


А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку.

Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс».



Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот.

Алгоритм отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Понятие и значение сравнительного оборота в речи.

Находить синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи



Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».



Обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогом.

Условия обособления обстоятельств, выраженных существительным с предлогом.


Интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания.


О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.


Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

Иметь представление об уточняющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Виды уточняющих членов предложения, правила выделения уточняющих членов предложения.

Опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания.


А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку.

Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс».



Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности.

Виды уточняющих членов предложения, правила выделения уточняющих членов предложения.

Производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами предложения. Соблюдать интонацию уточнения.



Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устной и письменной речи

Определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены предложения, находить сходство и различие между обособлением согласованных и несогласованных определений и приложений. Выявлять различия в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособлений обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом, создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно читать их.

Составление листка учета знаний по итогам изученной темы.

А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку.

Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Обучающее тестирование по теме ««Обособленные члены предложения».

Повторить теоретические сведения.

Применять теорию на практике.

Составление мониторингового исследования по итогам тестирования.


Презентация к уроку.


Слова, грамматически не связанные с членами предложения (8 ч. + 4 ч.)



Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении.

Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении.

Характеризовать синтаксические. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.



Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Знаки препинания при обращении. Употребление обращений.

Обращение, знаки препинания при нём. Интонация предложения с обращениями. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально- деловом стиле.

Интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения.


И.В. Миловидова Тесты по русскому языку.

Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс».



Р.р. Составление делового письма.

Алгоритм составления делового письма.

Составить собственное высказывание в официально-деловом стиле, сохраняя его особенности, соблюдая специфику жанра (деловое письмо), использовать обращение, учитывая адресат и цель делового письма.



Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».



Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).

Группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания.

Выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения


И.В. Миловидова Тесты по русскому языку.

Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них.

Виды вводных слов, вводные словосочетания и их опознавательные признаки, знаки препинания при них.

Употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов.


А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку.

Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».



Р.р. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Требования к устному выступлению, понимать значение понятий «публичный» и «публицистический». Разграничение понятий «публичный» и «публицистический».

Использовать характерные для публицистического стиля средства языка, самостоятельно отбирать, обрабатывать и структурировать информацию, исследовать и анализировать важные современные проблемы общества, аргументировано отстаивать свои взгляды, убеждения.



Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».



Вводные предложения, знаки препинания при них.

Значение вводных предложений в тексте, алгоритм постановки знаков препинания при них.

Употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями


А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку.

Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс».



Вставные конструкции. Особенности их употребления.

Понятие вставных конструкций, правила их выделения в устной речи и на письме.


Опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме.



Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».



Р.р. Подготовка к контрольному изложению-описанию «Картина великого мастера».

Алгоритм работы над изложением-описанием.

Работать над изложением-описанием.



Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».



Р.р. Контрольное изложение-описание «Картина великого мастера».

Алгоритм работы над изложением-описанием.

Работать над изложением-описанием.

Составление аналитической карты по итогам изложения.


Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».



Обобщение по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения ».

Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания.

Производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. Правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста. Различные формы обращений в речевом этикете, риторические обращения как прием публицистического и художественного стилей.


И.В. Миловидова Тесты по русскому языку.

Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Обучающий диктант по теме ««Слова, грамматически не связанные с членами предложения ».

Повторить изученные знания по теме.


Пользоваться изученными правилами на практике.


Составление мониторингового исследования по итогам диктанта.




Синтаксические конструкции с чужой речью (4 ч. +3 ч.)





Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания.

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку.



Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс».



Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

Особенности пунктуации предложений с косвенной речью. Принцип замены прямой речи косвенной.

Различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи.


И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.


Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».



Цитаты и знаки препинания при них.

Способы введения цитаты в авторском тексте, правила пунктуационного оформления.

Правильно ставить знаки препинания, вводить цитату в авторский текст разными способами.


И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.

Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Р.р. Обучающее сжатое изложение-рассуждение «Хлеб – всему голова».

Текст как речевое произведение.

Пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме



Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».



Обобщение по теме «Синтаксические конструкции с чужой речью».


Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

Производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью, производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью. Пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью выразительно читать предложении я с прямой и косвенной речью.

Составление листка учета знаний по итогам изученной темы.

О.С. Иссерс. Тесты. Русский язык 8 класс.


Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Р.р. Рассказ.


Композиция рассказа, использование в рассказе диалога как текстообразующего элемента.

Создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включая в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы



Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс».



Р.р. Контрольное сочинение – рассказ на тему «Великий подвиг простого человека».

Алгоритм составления рассказа.

Создавать текст – рассказ о Великой Отечественной войне.



Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».


Повторение и систематизация пройденного вVIII классе (5 ч. +2ч.)



Повторение. Синтаксис и морфология.

Морфология и синтаксис как раздел грамматики. Разнообразие синтаксических конструкций. Первичные и вторичные функции различных частей речи.

Опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи.



Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Повторение. Синтаксис и пунктуация.



Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении.

Пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания.


А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку.

Диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс».



Повторение. Синтаксис и орфография.



Взаимосвязь синтаксиса и орфографии.



Правильно писать слова с изученными орфограммами.



Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».



Повторение. Синтаксис и культура речи.


Нормы литературного русского языка в построении словосочетаний и предложений

Соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы- при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения


И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.


Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».



Контрольное тестирование в форме ЕГЭ по теме «Повторение и систематизация пройденного в VIII классе».

Синтаксис и пунктуация простого предложения, синтаксические нормы, текст, типы и стили речи.

Анализировать текст: производить композиционно- содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ правописания отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений.



Презентация к уроку.



Анализ контрольного тестирования в форме ЕГЭ по теме «Повторение и систематизация пройденного в VIII классе».

Алгоритм выполнения работы над ошибками.

Работать над ошибками, проводить анализ допущенных ошибок.


И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс.


Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».




105.


Р.р. Комплексный анализ текста по теме «Повторение и систематизация пройденного в VIII классе».

Синтаксис и пунктуация простого предложения, синтаксические нормы, текст, типы и стили речи.

Анализировать текст: производить композиционно- содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ правописания отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений.



Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».




Содержание программы учебного курса

Общие сведения о языке (2 ч.)

Повторение пройденного в VVII классах (6 ч. + 2 ч.)

Синтаксис и пунктуация(3 ч. +1 ч.)
I. Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единица синтаксиса.

II. Умение из слов составлять предложения с указанным коммуникативным заданием, включить эти предложения в текст.

Словосочетание (4 ч.)

I.Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (3ч. + 1 ч.)
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Двусоставные предложения (6 ч. + 1 ч.)
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (6 ч. + 2 ч.)
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Односоставные предложения (11 ч.+2 ч.)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.

Простое осложненное предложение (1ч.)

Однородные члены предложения (10 ч. + 3 ч.)
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (14 ч. + 2 ч.)
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.



Слова, грамматически не связанные с членами предложения (8 ч. + 4ч.)
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Синтаксические конструкции с чужой речью (4 ч. + 3 ч.)
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в VIII классе (5 ч. +2ч.)


Формы и средства контроля


п.п.

Тема

Кодификатор

Форма контроля

Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в VVII классах ».

Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам.

Диктант

Р.р. Контрольная работа по теме «Односоставные предложения».


Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.


Изложение-повествование

3.

Р.р. Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения».

Создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, высказывать свое мнение, соблюдать на письме нормы русского литературного языка, использовать в работе обособленные члены предложения.

Сочинение-рассуждение

4.

Р. р. Контрольная работа по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме.

Изложение-описание

5.

Р.р. Контрольная работа по теме «Синтаксические конструкции с чужой речью».

Знать композицию рассказа, использовать в рассказе диалога как текстообразующего элемента. Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включая в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы

Сочинение-рассказ

6.

Контрольная работа по теме «Повторение и систематизация пройденного в VIII классе».

Выделять словосочетания по видам подчинительной связи, определять предикативную часть в предложении, выделять виды односоставных предложений. Постановка знаков препинания при обособлении и вводных словах, выполнять синтаксический разбор предложений.

Тестирование






Перечень учебно-методических средств обучения


Основная литература

  1. Богданова Г.А Уроки русского языка в 8 классе/ Г.А. Богданова. СПБ, 2004

  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2008.

  3. Вялкова Г. М. Рабочие программы 5-11 класс по русскому языку. – М.: Планета, 2010.

  4. Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-9 класс.- Саратов: Лицей, 2000.

  5. Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс.- М.: Вако, 2008 .

  6. Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

  7. Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку 8 класс. – М.: Экзамен, 2009.

  8. Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 8 класс. – М.: Образование, 2007.

  9. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2007.

  10. Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.



Дополнительная учебная литература

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.

  2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998

  3. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.

  4. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.

  5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000.

  6. Иссерс О.И. Тесты. Русский язык 8 класс. – М.: Разум, 2008.

  7. Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.: Сфера, 2006.

  8. Миловидова И.В. Тесты по русскому языку. – М.: Янтарь, 2008.

  9. Обучение русскому языку в 8 классе. Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

  10. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. — М.: Просвещение, 1986

  11. И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс. — М.: Просвещение, 2009.

  12. .Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 8 класс. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002.

  13. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006.

  14. Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.

  15. Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.

  16. Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.


Справочные пособия

  1. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.

  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. — М., 1963.

  3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.

  4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.

  5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 1994.

  7. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006.

  8. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996.

  9. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998.

  10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.


Ресурсы ИКТ

  1. Диск ««Готовимся к ГИА Русский язык. Обучающая программа».

  2. Диск « Диск «Основы развития речи. Правила работы над сочинением и изложением».

  3. Диск « Русские словари: Толковый,  Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».

  4. Диск « Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов». Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»

  5. Диск «Русский язык. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа (1С)».

  6. Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий».

  7. Диск « Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

  8. Диск « Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

  9. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс.




Свежие документы:  УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе с казахским языком обучения "Род имен существительных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: