Рабочая программа учителя по учебному курсу «Русский язык» 6 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 имени Нисанова Хаима Давидовича города Пролетарска

Ростовской области














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Русский язык»

6 класс







подготовила

учитель русского языка и литературы

Пермякова Наталья Евгеньевна






г. Пролетарск

2012

М
















УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 4 ИМ. НИСАНОВА Х.Д. Г. ПРОЛЕТАРСКА

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Согласовано


Руководитель МО

_______ Пермякова Н.Е..


Протокол № ___ от

«____»__________2012 г.


Согласовано

Заместитель директора школы по Госстандартам

___________ Скок Л.Б..


«____»____________2012 г.


Утверждаю

Директор МБОУ

СОШ № 4 им. Нисанова Х.Д. г. Пролетарска

_______ Перевозникова Т.И.

Приказ № ___ от «___»_____________2012 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Русский язык»

6 класс

(210 часов в год, 6 часов в неделю)


2012-2013 учебный год



Учитель:

Пермякова Наталья Евгеньевна




Раздел I. Пояснительная записка

6 КЛАСС

Количество часов в году – 210

Количество часов в неделю – 6

Количество контрольных плановых уроков – 19

Количество уроков развития речи – 50 (в том числе 11- контрольных)

УЧЕБНИК: Русский язык: Учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос

и др. – М., Дрофа, 2010 г.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:

  • примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы для основных общеобразовательных школ. Русский язык 5 – 9 классы. Москва. «Дрофа» 2002г.);

  • учебно-методического комплекса под ред. Разумовской М.М.;

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004г.;

  • основной образовательной программы школы

  • учебного плана МБОУ СОШ №4 имю Нисанова Х.Д.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.


Место предмета в базисном учебном плане


Согласно Учебному плану МБОУ СОШ №4 им. Нисанова Х.Д. для изучения русского языка в 6 классе отводится 6 часов, что соответствует Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения программа под редакцией Разумовской М.М. направлена на усиление речевой направленности курса. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Программа предусматривает уточнение и приведение в систему умения связной речи, которые отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя.

Содержание и структура материала 6 класса имеют морфолого-орфографическую направленность и включают вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.

Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению.

Программа предусматривает двухступенчатую структуру обучения: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.


Раздел II. Тематический план


Наименование раздела

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по плану

Кол-во контрольных

Развитие речи

Слово-основная единица языка

1

2



Повторение изученного в 5 классе

20

23

2

5

Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов

64




Части речи и члены предложения


2



Имя существительное


18

2

6

Имя прилагательное


20

2

6

Глагол


11

1

1

Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов


18

2

3

Причастие и деепричастие

52




Причастие


34

3

12

Деепричастие


23

3

5

Имя числительное

26

15

1

3

Местоимение

20

27

2

6

Повторение

23

17

1

3

Резервные часы

4




ИТОГО:

210

210

19

50










Раздел III. Основное содержание тем учебного курса

«Русский язык 6 класс». (210ч)

О языке (1 ч)

Слово как основная единица языка.

Закрепление и углубление изученного в 5 классе

ГРАММАТИКА (5 ч)

Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения. Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.

ПРАВОПИСАНИЕ (15 ч)

Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не сглаголами, существительными, прилагательными.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.

Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (64 ч)

Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн вименах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок.

Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.

Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Причастие и деепричастие (52ч)

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и стра­дательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Употребление причастий в текстах разных стилей. Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей.

Имя числительное (26ч)

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.

Местоимение (20ч)

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении. Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены.



Повторение (23ч)

Резервные часы (4ч)



















Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


В результате изучения русского языка за курс 6 класса ученик должен овладеть сле­дующими умениями:

ЗНАТЬ:


-роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

-смысл понятий : речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

-основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

-основные единицы языка, их признаки;

-основные нормы русского литературного языка и речевого этикета.


УМЕТЬ:


-различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

-определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

-опознать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

-объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

-аудирование и чтение;

-говорение письмо;

-использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Раздел «Речь»

Чтение. Осмысленно и бегло читать тексты науч­ного стиля, составлять план.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для науч­ного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружаю­щей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений. Воспроизве­дение текста. Подробно и выборочно (устно и пись­менно) пересказывать повествовательные тексты ху­дожественного стиля речи с описанием места и состоя­ния природы. Пересказывать учебно-научные тексты, в том числе типа рассуждения-объяснения.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с уче­том стиля речи и темы) и систематизировать его (с уче­том основной мысли); составлять сложный план готово­го текста и своего высказывания; отбирать для сочине­ния нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Пи­сать сочинения-описания помещения, состояния приро­ды; составлять рассуждение на дискуссионную тему о поступках людей. Писать краткое сообщение (аннота­цию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится; давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося; строить устное определение научного понятия.

Совершенствование текста. Совершенствовать со­держание, логику изложения и язык своего высказы­вания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы.

Раздел «Язык. Правописание»

по орфоэпии: правильно произносить употреби­тельные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;

по лексике: употреблять слова (термины, про­фессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; избегать засорения речи иноязыч­ными словами; толковать лексическое значение об­щеупотребительных слов и фразеологизмов; пользо­ваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

по словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3-5 звеньев; различать морфологи­ческие способы образования изученных частей речи;

по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами ли­тературного языка; определять грамматические при­знаки изученных частей речи (например, при реше­нии орфографических задач);

по орфографии: характеризовать изученные ор­фограммы и объяснять их написание; правильно пи­сать слова, написание которых подчиняется прави­лам, изученным в 6 классе, а также слова с непрове­ряемыми орфограммами, написание которых отраба­тывается в словарном порядке, свободно пользовать­ся орфографическим словарем;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи;

пользоваться разными видами лингвистических словарей.




















Раздел VI. Формы и средства контроля

Уровень проверки знаний учащихся по предмету гуманитарных дисциплин проходит в течение года. Контрольные работы включают диктанты, сочинения, изложения и контроль за усвоением грамматических тем, содержат такие типы заданий, способ выполнения которых должен быть усвоен учащимися в ходе изучения соответствующей темы. В процессе обучения предполагается проведение различных видов текущего и итогового контроля.

Лингвистический рассказ используется на уроке закрепления знаний. Различные виды диктантов проводятся на всех этапах урока, например, объяснительный и комментированный – на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний, выборочно-распределительный, творческий – на комбинированных уроках; словарный, контрольный – на этапе промежуточного и итогового контроля. Тесты (обучающий, орфографический, контрольный, мини-тест) проводятся как на уроках обобщения и систематизации знаний, так и на уроках контроля, оценки и коррекции знаний. Заполнение таблицы, составление алгоритма по правилу обычно используется при эвристическом методе подачи материала. Создание собственного текста, работа с деформированным текстом, комплексный анализ текста, редактирование текста, конструирование предложений, изложение и сочинение проводится на обучающих и контрольных уроках по развитию связной речи учащихся.

I полугодие

1. Диктант — сентябрь

2. Сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу…» — сентябрь

3. Диктант — октябрь

4. Изложение «Связанные корни» — октябрь

5. Диктант — ноябрь

6. Изложение «Тоска по Москве» — ноябрь

7. Контрольная работа по словообразованию — декабрь

8. Контрольная работа по лексике — февраль

9. Диктант — декабрь


II полугодие

10.Изложение «Как спасали крысу» — январь

11. Диктант — январь

12. Сочинение «Однажды…» — февраль

13. Контрольная работа в форме теста по теме «Причастие и деепричастие» – февраль

14. Сочинение «Кабинет Пушкина» — март

15. Контрольная работа по морфологии – март

16. Диктант — апрель

17. Изложение «Речкино имя» — апрель

18. Диктант – май

19. Итоговый диктант — май





КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контрольная работа № 1


Контрольная работа № 1


Азбука тайги.

Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было еще далеко. Я выбираю место для ночлега. Вот нашел сухое, высокое местечко. Но мой спутник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увел меня на болото.

Наступила полночь. Вдруг смерчем пронесся ветер, начался бурелом. Вокруг раздавался грохот, вой, треск, но нас все это обошло стороной. К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда, где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов. Как таежник догадался об опасности?

За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который с вечера ушел из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь все знает, слушайся в тайге медведя»,- закончил старик свой рассказ.

Контрольная работа № 2


Сочинение на тему: «Мало ли что можно делать в лесу (на море, в деревне и т. п.!» (Сочинение по летним впечатлениям ) упр. 82

Предполагается, что учащиеся должны написать сочинение художественного стиля речи, используя в нем оценочные и изобразительные средства.


Контрольная работа № 3

по грамматике.


  1. вариант.

Слова живут единою семьей

И от родных корней берут начало.

Растет язык извечно,

Так будет впредь, так и всегда бывало.

  1. Спишите отрывок из стихотворения.

  2. Определите, о чем говорится в данном отрывке.

  3. Укажите над всеми словами части речи.

  4. Сделайте морфологический и морфемный разбор слов: живут, корней.

5. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

6. Выпишите словосочетания:

Прилагательное + существительное

Наречие + глагол

Глагол + существительное.

Укажите главное и зависимое слово.



  1. вариант.

Слезы дождя живые

Заволжскую даль окрасили,

И с новою силой рванулась

Вверх молодая листва.


  1. Спишите отрывок из стихотворения.

  2. Определите, о чем говорится в данном отрывке.

  3. Укажите над всеми словами части речи.

  4. Сделайте морфологический и морфемный разбор слов: дождя , рванулась.

5. Сделайте синтаксический разбор первой части первого предложения.

6. Выпишите словосочетания:

Прилагательное + существительное

Наречие + глагол

Глагол + существительное.

Укажите главное и зависимое слово.

Контрольная работа № 4.


Изложение «Связанные корни». Мет. Рек. Стр. 200-201


Контрольная работа № 5 .


Диктант.

Цели: проверить навыки правописания корней слов и окончаний; навыки употребления прописной буквы; мягкого и разделительного знаков после шипящих; навыки постановки запятой в сложном предложении; употребление тире между подлежащим и сказуемым.

В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари.

Бродить с ружьем по целым дням в этой зеленой пустыне — наслаждение, которое известно лишь одним охотникам. Встанешь на заре и к вечеру так уходишься, что едва доберешься до незнакомой избушки.

Нашим любимым местом была гора Размет, которая являет ся связующим центром и горным водоразделом. В одну сторону с нее сбегают речки европейского бассейна, а в противополож ную — азиатского. Таким образом, мы проводили ночь на самой границе между Европой и Азией.

Солнечный закат в горах удивительно хорош. Тени нараста ют, и на вас начинает надвигаться ночная мгла. Затихший воз дух чутко держит каждый шорох. Переживаешь тревожное на строение, которое будит воображение.


(По Д. Мамину-Сибиряку)


Контрольная работа № 6 .

Изложение «Тоска по Москве». (по тексту упр. 285)

Контрольная работа № 7 .

По словообразованию . Мет. Рек. Стр. 203

Контрольная работа № 8

По лексике Мет. Рек. Стр. 209-210

Контрольная работа № 9


Гаснет багряный луч солнца. Морозные туманные сумерки опускаются над тайгой. Громко потрескивает лѐд на речке, замерли тѐмно-зелѐные ели. С

северо-запада потягивает не резкий, но такой жгуче-холодный ветерок, что всѐ живое спешит укрыться.

Однако соболя это не касается. Пушистому зверьку мороз не страшен: драгоценный мех надѐжно предохраняет его от стужи. Соболь бесстрашно

выходит на охоту.

Шорох его лапок по затвердевшему снегу, по ледяному покрову предупреждает лесных обитателей об опасности. Снег так похрустывает, что белки в

дуплах тревожно прислушиваются к прыжкам их непримиримого врага.

Вдруг раздаѐтся негромкий щелчок выстрела из малокалиберной винтовки, и на снег падает рябчик. Охотник не успевает опомниться, как за

полсекунды пронѐсся соболь, схватил подбитую птицу и был таков. «Вот разбойник!» — усмехнулся охотник.

(По М. Звереву)


Контрольная работа № 10 .

Изложение «Как спасали крысу» Мет. Рек. Стр. 210-211


Контрольная работа № 11


Подъем к горному озеру, окружённому столетними соснами, оказался отнюдь не тяжелым. Путники измуче…..ые долгим блужданием по пусты….ым местам с насл……ждением погрузились в воды озера наполне…..ые голубым сиянием. Смывшие с себя пот и грязь туристы распол….жились на берегу и стали с уд…вольствием смотреть на водную гладь бл….стевшую на солнце. Гл….деть на воду особое насл….ждение. О берег б….ётся (не) умолкающая волна плывут обл…..ка беззаботно расп…..вают птицы ( не) испытавшие бессмысле…..ой жестокости людей. Этот уголок земли (не) тронут разрушительной деятельностью человека он сохранен для потомков в непр…..косновенности он словно был создан для восстановления сил.


Было реше…..о заночевать под открытым небом наполне…..ым сияющими звездами.Все были очень утомле…..ы тяжелым переходом занимавш… несколько часов и быстро стали распол….гат….ся на ночлег.


Контрольная работа № 12

Сочинение в жанре рассказа под названием «Однажды…»


Контрольная работа № 13

4 варианта тестов:

Контрольный тест по теме «Причастие и деепричастие»

Вариант № 1.

1.Укажите причастие в предложении Распахнув окно, я любовался расстилавшейся перед моими глазами картиной.

  1. Распахнув

  2. Расстилавшейся

  3. Моими

  4. любовался

2. Выбери действительное причастие

1.Одевающаяся девочка

2. читаемая книга

3. расстегнутая рубашка

4. выстрел услышан

3. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква У(Ю).

1.кол…щий, колебл…щийся

2. бор…щийся, дыш..щий

3. слуша…щий, таратор…щий

4. улыба…щийся, крас…щий

4. Отметь ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна буква Н.

1. воспита…ые дети, пуга…ая ворона

2. ошибка исправле…а, смышлё…ый мальчик

3. выглаже…ые рубашки, измуче…ый вид

4. закруче…ая гайка, стреля…ый воробей

5. Выбери деепричастие совершенного вида

1. воркуя

2. замахнувшись

3. держа

4 сияя

6. Укажи, в каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении

Из леса доносился треск (1) валежника (2) и дыхание зверя (3) бегущего мимо (4) охотников.

  1. 1 2) 2,3 3) 3 4) 2, 4

7. Выбери страдательное причастие.

1. расколотые дрова

2. приближающийся человек

3. бушующее море

4. промокнувшее платье

8. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква А.

1. крас…щий, клокоч…щее (море)

2. люб..щий, колыщ…щееся (знамя)

3. леч…щий, смеш..нный

4. держ…щий, обиж….нный.

9. Отметь ряд, в котором на месте пропусков пишутся две буквы НН.

1. избалова….ый ребенок, кваше…ая капуста

2. пойма….ая силками дичь, кожа…ый портфель

3. неслыха….ая дерзость, сокраще…ый урок

4. ране…ый боец, краше..ый забор

10. Выбери деепричастие несовершенного вида

1. взвалив

2. улыбаясь

3.уйдя

4. преодолев

11. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Заперев квартиру(1) Павел (2) пошел к Климке (3) надеясь узнать у него (4) что – нибудь о Фёдоре

  1. 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 2,4

12. Найдите слово, в котором ударение падает на третий слог

1. начат 2. начата 3. начато 4. занято

13. Найдите пример раздельного написания НЕ со словами.

1. (не) проверяемые гласные

2. (не)заслуженный упрек

3. (не) проверяемые ударением

4 (не)отправленное письмо

14. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква И.

1. подразумева…мый, соседоточ…нный

2. слыш…мый, стро…вший

3. сверя…мый, засуш…нный

4. поддержива…мый, движ…мый

15. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна буква Н.

1. мощё…ая улица, гружё…ая баржа

2. медле…ый темп, нежда…ый гость

3. невида…ое чудо, асфальтирова…ая дорога

4. стекля…ый столик, маринова…ые огурцы.

16. Укажите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении.

Найдя удобное местечко (1) на каком-нибудь островке (2) окружённом водою (3) я устраивал шалаш (4) вытаскивал из воды (5) и прятал в кустах лодку.

  1. 2,3,5 2) 2,3,4 3) 2,4, 4 1,2,5

17. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Лунный свет (1) прорезавшись сквозь чащу деревьев (2) скользил по резбе ворот (3) слабыми фосфорическими пятнами

  1. 1- выделяется причастный оборот

  2. 1,3 — выделяется деепричастный оборот

  3. 1,2 — выделяется причастный оборот

  4. 1,2 — выделяется деепричастный оборот

18. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Молодые деревья (1) поднявшиеся по краям дороги (2) давали спасительную тень от зноя (3) надоевшего всем нам.

  1. 2,3 — выделяются два причастных оборота

  2. 1,2,3 — выделяются два причастных оборота

  3. 1- выделяется причастный оборот

  4. 1,2,3 – выделяются два деепричастных оборота


Контрольный тест по теме «Причастие и деепричастие» (6 класс)

Вариант №2

1.Укажите причастие в предложении Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди цветущего поля, и вы услышите чудесные звуки земли.

1. стоя 2. цветущего 3. чудесные 4. хорошенько

2. Выберите страдательное причастие

  1. Лающая собака

  2. Расколовшийся кувшин

  3. Смеющаяся мать

  4. Составляемые планы

3. Отметьте ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква Е или Ё.

1. заверш…нный, увлека…мый

2. движ…мый, развенч…нный

3. засе..нный, вычищ..нный

4. обла…нный, сморщ..нный

4. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется две НН

1. волосы причёса…ы, нахмуре…ые брови

2. мороже…ое мясо, чугу..ая сковородка

3. жела…ый гость, нечая…ый подарок

4. краше…ое полотно, сестра увлече…а

5. Найдите деепричастие в предложении Превозмогая острую боль, раненый командир подозвал к себе рулевого и приказал ему принять командование.

1. превозмогая 2. раненый 3. приказал 4. принять

6. Укажите, в каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении.

Охотники (1) оживленные первой удачей (2) наскоро позавтракали (3) и тронулись в дальнейший путь.

  1. 1,3 2) 1,2 3) 2,3 4) 1,2,3

7. Укажите причастие в предложении У воды блестели песчаные косы, а дальше клубилась лиственная зелень, перемежаемая более темным сосняком и ельником.

1. песчаные 2) лиственная 3) перемежаемая 4) тёмным

8. Выбери действительное причастие

1. расколотые дрова

2. услышанная просьба

3. засушенная трава

4. движущаяся колонна

9. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква У (Ю) .

1. брезж…щий, знач…щий

2 рокоч…щий, слыш..щая

3. стро…щий, ла…щий

4) стел…щийся, бор..щийся


10 Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна буква Н.

  1. Сломле…ый прутик, занавеше..ое окно

  2. Брови нахмуре…ы, вялее…ая рыба

  3. Встревоже…ый голос, кова..ая решетка

  4. Соломе…ая корзинка, смышлё..ый мальчик


11. Выбери деепричастие несовершенного вида

1. обнявшись 2. заметив 3. вскочив 4. спеша

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Женщина замолчала (1) прислушиваясь к звукам песни (2) и (3) подождав несколько секунд (4) заговорила опять .

1) 1,3,4 2) 1,2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,2,4

13. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква А(Я)

1. завис..щий, усе…нный

2. кле…щий, волну…щий

3. кол…щий, зате..нный

4. пен…щийся, измуч…нный.

14. Отметь ряд, на месте пропусков в котором во всех словах пишется две буквы НН.

1. полотня…ый платок, стреля…ый воробей

2. широко расставле…ые глаза, вооружё..ый человек

3. деревя…ый пол, румя…ое яблоко

4. копчё…ая колбаса, стекля…ая посуда

15. Найдите слово, в котором ударение падает на третий слог.

1. занял 2. заняло 3. заняла 4. заняли

16. Найдите слово, которое пишется с НЕ слитно

1. (не) решён 2) (не) проверенный вчера 3) абсолютно (не) продуманный 4) (не) продуманный учеником

17. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Обгоняя нас (1) бежали (2) шурша по мостовой (3) высохшие за лето (4) листья клёна.

  1. 1,2,3 2) 2,3 3) 1,4 4) 1,2,3,4

18.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Строки на газетном листе (1) освещённые изнутри (2) казались (3) диковинными знаками.

  1. 1,2 -выделяется деепричастный оборот 4) 1,2 — выделяется причастный оборот

  2. 1,3 — выделяется причастный оборот

  3. 1.3 — выделяется деепричастный оборот

Контрольный тест по теме «Причастие и деепричастие»

Вариант № 3

1.Укажите причастие в предложении Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли.

1. стоя 2. прислушайтесь 3. цветущего 4. чудесные

2. Выберите действительное причастие

1. кустарник вырублен

2. приколотый значок

3. убранная рожь

4. сверкавшие звезды

3. Отметьте ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется буква Е

1. вычисля…мый, оберега…мая

2. уважа…мый, движ..мый

3. ободря…мый, вид…мый

4. выполня…мый, завис..мый

4. Отметьте ряд, в котором на месте пропусков пишется одна буква Н.

1. вяза…ая кофта, кипячё..ое молоко

2. раскалё…ый металл, трава скоше..а

3. решё..ая задача, сильно рассерже..а

4. огне…ые лучи, оживлё…ое движение

5. Выберите деепричастие совершенного вида

1. глядя 2.прочитав 3. крича 4.рисуя

6. Укажите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении

Неожиданно зверь (1) почуявший человека (2) свернул в сторону (3) подбежал к реке (4) и бросился в воду.

1) 1,3, 4 2) 1,2,4 3) 1,2,3 4) 2,3,4

7.Определите синтаксическую функцию причастия в предложении.

В двух шагах от мальчика зашумели ветви, раздвигаемые руками.

  1. подлежащее 2. сказуемое 3. дополнение 4. определение

8. Выберите действительное причастие.

1. приближающийся ураган 2. пришитая пуговица 3 засеянная земля 4 . сделанное дело

9. Отметьте ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна буква Н.

1. закалё..ая сталь, ране..ый в руку офицер

2. солё…ый огурец, стены выкраше…ы

3. сея…ая мука, изреза..ое морщинами лицо

4. батальо…ый командир, гружё..ая камнем


10. Выбери деепричастие несовершенного вида.

1. подъезжая 2. получив 3. выкатившись 4 выполнив

11. Укажите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении

Устраиваясь ночевать (1) на еловых ветках (2) хорошо защищающих от ветра (3) грачи по ночам поднимают громкий крик (4) и от этого крика я каждый раз просыпаюсь.

  1. 1,2, 4 2) 1,2,3 3) 1,3,4 4) 2,3,4

12. Укажите номер ответа, в котором все слова пишутся с буквой Е.

1. исправл..нная ошибка, постро…нный дом

2. постро..вший дом, встревож..нный известием

3. посе..нный овёс, рассыла…мая корреспонденция

4. ран…нный в бою, увеч…нный лаврами

13. Найдите слово, в котором ударение падает на третий слог.

1. заняли 2. заняло 3.приняли 4. заняла.

14. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишутся две буквы НН.

1. За освещё (1) ым рассея(2) ым лу(3) ым светом окном было видно некоше(4) ое пшеничное поле.

1) 1,2 2) 1,2,3 3) 1,2.4 4) 3,4

15. Укажите строку, в которой оба слова являются деепричастиями.

1. освещен, задумываясь

2. распушила, увидев

3. падая, оказавшийся

4.Размечтавшись, зная

16. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все случаи постановки запятых в следующем предложении?

Подбоченясь (1) выезжали паны (2) окружённые несметными слугами.

  1. 1 — обособляется одиночное деепричастие

  2. 1 — обособляется одиночное деепричастие, 2 -обособляется причастный оборот

  3. 2—обособляется причастный оборот

  4. 1 — обособляется одиночное деепричастие , 2—обособляется деепричастный оборот

17. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в преложении должны стоять запятые? Закинув голову (1) я видел в вышине темную деревянную церковь (2) наивно глядевшую (3) на меня с высокой кручи.

  1. 1 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3

18. Укажите пример, в котором слово пишется с НЕ слитно .

1) никого (не) удививший 2) (не)признан 3) (не) вымытый, а грязный 4) (не) проведенный эксперимент

Контрольный тест по теме «Причастие и деепричастие»

Вариант № 4

1.Укажите номер строки, оба слова которой являются причастиями.

1. Прикрытый, играющая

2. будучи, сказавшая

3. возводимое, ясный

4. голубоглазый, построенный

2. Укажите номер ответа, в котором верно перечислены грамматические признаки причастия из предложения: С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову.

1. страдательное причастие прошедшего времени

2. страдательное причастие настоящего времени

3. действительное причастие прошедшего времени

4.действительное причастие настоящего времени

3. Укажите номер ответа, в котором оба слова пишутся с буквой Е.

1. слыш..мый, прострел…нная

2. скош..нный, засе..нное

3. промасл…нная бумага, увид…вший

4. раста…вший, отправля…мый

4. В каком варианте ответа указаны все случаи написания одной буквы Н в предложении?

Даже в освеще(1) ом номере гостиницы были видны следы бури: деревя(2)ая рама вдавле(3)а внутрь, а шерстя(4)ая занавеска висела клочьями.

  1. 1,2 2) 1,2.3 3) 1,2,4 4) 3,4

5.Укажите номер ряда, в котором оба слова пишутся с одной буквой Н.

1. чище..ый орех, пальто броше…о

2. ветре…ый день, отреза…ый ломоть

3. броше…ый стул, освещё…ая поляна

4. усыпа..ый листьями, выписа..ы по почте

6. Укажите номер предложения, в котором должен обособляться причастный оборот (знаки препинания не расставлены).

1. Девочка слушала объяснение учителя посматривая по сторонам.

2. Альпинисты пренебрегавшие опасностью поднимались всё выше.

3. Клюшка вырвавшись из рук игрока покатилась по льду.

4. Полосовавшие чёрное небо молнии освещали окрестности.

7. Выбери строку, в которой перечислены только суффиксы страдательных причастий.

1. –ущ-, -ем-, -т-, -нн- 2. –ем-, -т-, -нн-,- вш- 3. –ащ-, -ом-, -ем-, -нн- 4. –им-, -т-, _нн-, -енн

8. Определите написание и объяснение орфограммы в словосочетании РАСТА….ВШИЙ СНЕГ.

1. пишется буква Е, так как причастие образовано от глагола первого спряжения

2. пишется буква Я, так как причастие образовано от глагола первого спряжения

3. Пишется буква И, так как причастие образовано от глагола второго спряжения

4. пишется буква Я, так как суффикс был в инфинитиве растаЯть.

9. Укажите номер словосочетания, в котором на месте пропуска пишется одна буква Н.

1. иллюстрирова…ый журнал 2.деревя..ый стол 3. окруже..ы заботой 4. гружё…ый песком.

10. Укажите номер предложения, в котором есть деепричастие.

1. После школы Витя пришёл домой и вымыл посуду.

2. Пришлось повторить вопрос ещё раз.

3. Мама, проснувшись раньше всех, поехала одна на вокзал.

4. Уставшая, она не могла идти дальше.

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Они умылись студеной водой (1) согнавшей с них дремоту. Сосредоточенно сопя (2) жевали они холодные лепешки (3) оставшиеся с вечера (4) и запивали их горячим чаем.

  1. 1,2 2) 2,3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,2, 3

12 Укажите номер строки, в которой на месте пропусков пишется одна и та же буква.

  1. Выступа…щий, стел…щаяся

  2. Обид…вший, расе..вший

  3. Соверша…мый, слыш..мый

  4. Встреч…нный, взлеле..нный.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в словах пишутся две буквы НН?

Утре(1)ий город, растрёпа(2) ый бурей, выглядел взъероше(3)ым, косматым. Рва(4)ые снасти хлестали по ветру.

  1. 1,2 2) 1,2,3 3) 2,3 4) 4

14. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены запятые?

Солнечные частицы (1) проникающие в атмосферу(2) вызывают (3) полярное сияние.

  1. 1,3 — выделяется причастный оборот

  2. 1,2 — выделяется деепричастный оборот

  3. 1, 2 — выделяется причастный оборот

  4. 1,3 — выделяется деепричастный оборот

15. Укажите строку, в которой на месте пропусков пишется две буквы НН.

1. растеря..ый мальчик, ледя..ая горка.

2. некоше..ый луг, традицио…ое чаепитие

3. стари..ый шкаф, штопа…ое мамой

4. нехоже..ая тропинка, стекля..ая фигурка.


16. Укажите слово, в котором ударение падает на третий слог.

1. продана 2. продано 3 проданы 4 начали

17. Укажите слово, которое пишется слитно с НЕ.

1. (не) заменимый помощник 2 (не) признанный современниками

3. (не) вымыты 4 стены (не) покрашены.

18. Укажите деепричастие несовершенного вида

1. понадеявшись 2) умывшийся 3. перестроив 4. рискуя



Контрольная работа № 14

Сочинение по фотографии «Кабинет А.С.Пушкина» (или М.Ю.Лермонтова) по упр. 712



Контрольная работа № 15


По морфологии (по теме «Причастие и деепричастие»)

Вариант 1.

  1. Списать предложение с причастием. Выполнить его синтаксический разбор. Обозначить орфограммы в словах.

Прол_тевший над садами в_терок зашумел мелкими л_сточками деревьев. Прол_тая над садами ветер ш_лестел л_ствою д_ревьев.

  1. Выполнить морфологический разбор деепричастия из предыдущего задания.

  2. От данных глаголов образовать возможные формы причастий и деепричастий, указать их залог и вид: лететь, кричать, делить.

  3. Упр.409, задание 1, 5 предложение.


Вариант 2.

  1. Списать предложение с деепричастием. Выполнить его синтаксический разбор. Обозначить орфограммы в словах.

Прол_тевший над садами в_терок зашумел мелкими л_сточками деревьев. Прол_тая над садами ветер ш_лестел л_ствою д_ревьев.

  1. Выполнить морфологический разбор причастия из предыдущего задания.

  2. От данных глаголов образовать возможные формы причастий и деепричастий, указать их залог и вид: смотреть, кусать, молить.

  3. Упр.409, задание 1, 6 предложение.


Контрольная работа № 16


по теме «Имя числительное».

1 вариант


1. Придумай и запиши предложение с количественным составным числительным. Выполни его синтаксический разбор.

2. Выполни морфологический разбор числительного из предложения

В третий раз закинул он невод.

3. Просклонять числительное в составе словосочетания: 60 участников

4. Составьте и запишите словосочетания с числительными и существительными:

двое, трое, четверо, пятеро, семеро === телята, школьницы, шахтер, ножницы, сестры


2 вариант


1. Придумай и запиши предложение с порядковым сложным числительным. Выполни его синтаксический разбор.

2. Выполни морфологический разбор числительного из предложения

Отцу было восемнадцать лет, когда он получил это наследство.

3. Просклонять числительное в составе словосочетания: 70 зрителей

4. Составьте и запишите словосочетания с числительными и существительными:

двое, трое, четверо, пятеро, семеро === медвежата, ученицы, солдат, сапоги, соседи


Контрольная работа № 17

Изложение «Речкино имя». Мет. Рек. Стр. 218-219


Контрольная работа № 18


Осень – пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.

Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.

Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.

Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая

природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении.

(По О. Туберовской)

Контрольная работа № 19


На Карадаге.


Я не новичок в горах, но такого мрачного и угрюмого нагромождения скал мне не приходилось встречать.

Идёшь, а в спину тебе будто упорно смотрит кто-то, обернёшься — нет никого. Трудно идти, когда ничего не ждёшь впереди, не с кем переговорить. Вечер застал меня высоко в этих диких скалах, дул резкий восточный ветер. Я собираю пучки колючей травы, разжигаю костёр и пытаюсь приготовить какую-нибудь пищу.

Прекрасны минуты, когда после выматывающих силы подъёмов залезаешь в палатку или в мягкий спальный мешок!

Тишина. Напряжённое ухо ловит далёкий, еле слышный, но никогда не смолкающий рёв водопада.

Разбудили меня непонятные звуки, похожие на скрип, словно что-то жёсткое тёрлось о камень. То были сипы — огромные птицы горных высот.


(примечание: сказать о тире во втором предл.)


Грамматические задания.


Вариант 1.


1. Фонетический разбор слова собираю.

2. Морфемный разбор слов приходилось, залезаешь.

3. Синтаксический разбор предложения

Я собираю пучки колючей травы, разжигаю костёр и пытаюсь приготовить какую-нибудь пищу.



Вариант 2.


1. Синтаксический разбор предложения

Разбудили меня какие-то непонятные звуки, ..

  1. Указать разряды местоимений в 4-5 предложениях.



Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VI класса.

Мультимедийные пособия.

  • «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  • 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  • Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

  • Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 6 класс.

  • Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

  • Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Печатные пособия:

  1. Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 12-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009

  2. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1996. – 207с.

  3. Уроки русского языка в 6 классе. Поурочные планы (по программе М.М. Разумовской). / Составитель О.А. Финтисова – Волгоград: Учитель, 2003.

  4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2000Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996.

  5. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. –М.: Высшая школа, 1993. -335с.;

  6. Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка. – Волгоград: Учитель, 2002

  7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000. -278с.;

  8. Львов В.В. Поурочное планирование: К учебникам русского языка 5-9- классы под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2004

  9. Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителя. /Под ред. Т.А.Ладыженской, М.: Просвещение, 1991.

  10. Обучение русскому языку в 6 классе. Методические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2002. -93с.;

  11. Позднякова А.А.Текучева И.В. Диктанты по русскому языку. 7 класс. М.: Экзамен, 2007 

  12. Алексеева И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

  13. Гостева Ю.Н. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа, 2004.

  14. Львов В.В. Поурочное планирование: К учебникам русского языка 5-9 классов под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа,2004.

  15. Уроки русского языка в 6 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской). В 2 частях. Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.

Контрольно-измерительные материалы:

 Малюшкин А.Б., Айрапетова С.Г. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями.6 класс. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.

Малюшкин А.Б., Айрапетова С.Г. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями.7 класс. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.

Русский язык: 120 текстов для школьных изложений. 5-11 классы/ К.А.Войлова, В.В. Леденёва, В.В.Тихонова, Т.Е.Шаповалова. – М.:Дрофа, 1996

  1. Русский язык 5-7 классы. Дидактический и раздаточный материал. CDR Учитель. 2007 г.

  2. Диктанты и изложения: проверочные, обучающие, контрольные. CDR Учитель. 2007 г.

Литература для учащихся:

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995. -383с.;

2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;

3. Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. –М.: Международные отношения, 1993. -153с.;

4. Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991. 240с.;

5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998. -300с.;

6. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997. -340с.;

7. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

8. Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку — 6. – М.: Просвещение, 1994. -107с.;

9. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург.: Литера, 2006. -60с.;

10. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10-11 классы.). – М.:

Дрофа, 1996. -269с.;

11. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998, 701с.;

12. Компьютерный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 6 класс.

13. Ресурсы Интернета: Власова Е.И. Обучение школьников разным видам чтения.


 

















Свежие документы:  Сценарий внеклассного мероприятия для 7 класса «8 марта - чудный день календаря!»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: