Русский язык. Зачем мы его изучаем? (Первый урок русского языка в 5 классе)


Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»











КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


В 5 КЛАССЕ




«Русский язык. Зачем мы его изучаем? (Первый урок русского языка в 5 классе)»










подготовила

учитель русского языка и литературы

Андреева Екатерина Александровна











г. Москва

2014


Цели и задачи:

-пробудить интерес учеников к изучаемому предмету;

-показать роль языка в жизни людей;

-повторить понятие текст, тема текста;

-совершенствовать умение выразительно читать текст, строить высказывание на основе исходного текста, создавать собственное высказывание на заданную тему.

1.Вступительное слово.

Первые уроки традиционно посвящены русскому языку, его роли, значению.

На доске:

Язык – к знанию ключ.

Язык – весы ума. (Узбек.)

Язык – ключ к сердцу. (Азерб.)

Язык – переводчик сердца. (Араб.)

Язык поможет найти правильный путь. (Вьетн.)

Как вы понимаете данные высказывания? О какой роли языка в жизни человека они говорят?

Как называются такие изречения, наполненные глубоким смыслом?

Почему после первой пословицы нет указания, какому народу она принадлежит? Как вы думаете, чья это пословица?

Как вы думаете, в последней пословице о каком пути идет речь? Вспомните русскую пословицу, похожую по смыслу на вьетнамскую. (Язык до Киева доведет.) Что обозначает эта пословица?

Запишите в тетрадь одну из пословиц, которая вам понравилась больше всего.





2. Чтение и анализ стихотворений.

Многие русские ученые, писатели, поэты размышляли о значении русского языка в жизни общества. Сегодня мы познакомимся со стихотворениями А.Яшина и В.Шефнера.

Выразительное чтение стихотворений.

(отображение с помощью проектора)

Русский язык”

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Изучайте родной язык!
В нём былинное волшебство
И надежд людских торжество.
Он и в книгах живой родник.
Постигайте, как жизнь, его.

А.Яшин.

Как относится автор к родному языку? Какие строчки в большей степени отразили любовь А.Яшина к русскому языку?

Какие особенности, с точки зрения поэта, есть у русского языка? Почему он певуч, многолик, могуч, пахуч, живуч? Какие части речи использует автор, чтобы охарактеризовать язык?

Какие художественные приемы использует автор? (сравнения, синонимы)

Запишите в тетрадь под диктовку последние пять строчек. Какие орфограммы вам встретились? Подчеркните все орфограммы и объясните правописание слов. Сверьтесь с исходным текстом.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Заглавная буква в именах собственных"





Сейчас мы познакомимся с отрывком из стихотворением В.Шефнера

Слово”

Много слов на земле. Есть дневные слова, —
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.


Вадим Шефнер

Как вы думаете, о каких словах идет речь в первом четверостишии? Почему автор называет слова дневными?

Слова какой части речи часто употребляется во втором четверостишии? Назовите их. (убить, спасти, повести, продать, предать, купить, перелить). Запишите их в тетрадь. В какой форме употреблены глаголы? Выделите в них корни и устно подберите однокоренные слова.





3. Подведение итогов урока.

О чем мы говорили сегодня на уроке? Какой главный вопрос стоял в центре нашего внимания?

Так зачем же мы изучаем русский язык? (Русский язык – это язык великого русского народа. Он нужен нам, чтобы читать, писать, общаться, делиться своими мыслями с другими людьми. В языке отражается история и культура народа, его мудрость. Русский язык велик, богат и могуч. Знание языка позволяет воздействовать на других людей, использовать слово, как оружие. Поэтому очень важно, кто этим оружием будет владеть. Человек должен любить, ценить и беречь свой язык.)



4.Домашнее задание.

1)Подготовить ответ на вопрос: «Зачем современному россиянину изучать русский язык?» (3-5 предложений с доказательствами)

2)записать однокоренные слова к слову «язык».

3)найти и записать еще 2 пословицы о языке и уметь объяснить, что они обозначают.









































Список использованной литературы:

1.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А «Русский язык. 5 класс» — М.: «Просвещение», 2012. Ч.1.

2.Кушевич Т.А. «Первые уроки в начале учебного года» // Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2011, № 14 (613). – С. 16-17.

3.Зайцева Н.А. К первым урокам русского языка» // Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2011, № 13 (612). – С. 21.









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: