Системно-деятельностный подход в формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка основной школы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Соленоозерная средняя общеобразовательная школа № 12»

Ширинского района Республики Хакасия






Системно – деятельностный подход в формировании коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка основной школы




подготовила

учитель русского языка и литературы

Строганова Людмила Николаевна

















с. Соленоозерное
2014









Развитие личности школьника в любых областях общего образования является основной задачей современной школы. Следовательно, обучение русскому языку предполагает формирование ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция. Ученик должен научиться пользоваться набором языковых средств в определенной ситуации общения (1-1, 1-много), для реализации цели общения (сообщить, убедить, воздействовать). В результате речевого взаимодействия между участниками общения должны возникнуть взаимопонимание и, как конечный результат, взаимодействие.

Для выполнения задачи формирования коммуникативной компетенции учитель обучает школьников орфографическим и пунктуационным навыкам, знакомит с нормами русского литературного языка, проводит работу по обогащению словарного запаса, обучает умению связно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Одним из способов формирования коммуникативной компетенции является реализация системно – деятельностного подхода. Система деятельностного подхода направлена на самостоятельное, активное добывание знаний. Приемы системно – деятельностного подхода должны присутствовать практически на каждом уроке русского языка, например, самостоятельная (в парах, группах) работа по преобразованию информации по новому материалу: учитель на выбор дает форму переработки материала учебника (таблица, кластер, алгоритм). Предлагается пошаговая инструкция к работе с материалом учебника, например: определите, что будете изучать; определите цель изучения данного материала; определитесь со способом работы (как будете изучать: составите таблицу, кластер, алгоритм); переработайте материал учебника выбранным вами способом так, чтобы он был понятен другим ученикам; выполните практическую работу, производя рассуждение по выбранному вами способу; найдите для себя ассоциации для лучшего запоминания нового материала; защитите свой выбор (способ) изучения и переработки материала учебника; оцените свою работу с точки зрения ответа на вопрос: как легко и быстро ваш способ дает возможность понять, запомнить и применить изученное правило на практике.

Данная форма дает возможность ученикам обсуждать между собой ход работы, предлагать и аргументировано отстаивать свое мнение сначала в группе, а затем перед классом, перерабатывать материал для осуществления задуманного. Те учащиеся, которые в силу своих способностей не могут делать такую работу, все-таки участвуют в обучении тем, что видят, как это делают другие, и это служит мотивацией для дальнейшего движения вперед.

Действенной формой осуществления задачи формирования коммуникативной компетенции является проект. Эта форма совместной деятельности может применяться с младших классов школы, усложняясь и совершенствуясь к старшим классам. Данный вид работы оправдан еще и тем, что изучение русского языка предполагает связь с другими учебными предметами: литературой, историей, географией и т.д. Кроме того, ученик младших (да и средних) классов должен будет обратиться к родителям, объяснить, что ему надо сделать и в чем может быть помощь родителя, убедить их в важности и ответственности его вклада в общую работу, а это уже проявление коммуникативной компетенции. Например, собирая материал по теме «Безударные гласные в корне слова», ученики могут создать проект по теме «Осень» (да и любая тема подойдет, если она способствует не только языковому, но и познавательному росту ребенка). Решаем вопрос: какой материал можно собрать по теме? Это может быть и сведения из истории, и стихи, и познавательные сведения, и научные и художественные тексты, и рисунки, и подобранные по теме картинки, и сочинение на данную тему. Заняты будут и ученики (у каждого будет своя задача), и родители (например, помочь найти нужный материал или подсказать, где его найти и как достойно представить). При этом развиваются более тесные и доверительные отношения с учителем. При завершении проекта каждый из участников представляет свою работу, дети оценивают вклад других детей, радуются хорошо выполненному заданию, оценивают себя с точки зрения проявленной ответственности. А затем уже на собранном материале решаются и грамматические задачи, например, наблюдение за тем, какое место в нашей письменной речи занимают безударные гласные в корне слова, разновидности данной орфограммы, важность ее в грамотном письме.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Общие признаки имени прилагательного"

В заключение отметим, что при систематическом применении системно -деятельностного подхода учитель получит планируемый для формирования коммуникативной компетенции результат: ученики приобретут умения не только работать по теме, но видеть ее практическую направленность, важность изучения языка не ради изучения, а для развития личности. Ученики приобретут умения учитывать мнение и позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество со взрослыми, в частности, с учителем, и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Кроме того, приобретут важные для развития личности умения понятно и аргументировано строить высказывание в любой области образования. А в этом и заключается главная задача школы и, в частности, процесса обучения русскому языку.


Список литературы

1. Абрамова С.В. Работаем по новым стандартам. Русский язык. Проектная работа старшеклассников.- М.: Просвещение, 2014.-174 с.

2. Дусавицкий, А.К., Кондратюк , Е.М., Толмачева, И.Н., Шилкунова, З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.- 156 с.

3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2010. – 186 с.

4. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников.- Уфа, 2010.- 210 с.






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: