Статья «Русский язык в современной школе»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 1 «Классический» г.Ростова-на-Дону








Статья

«Русский язык в современной школе»







подготовила

учитель русского языка

Склярова Марина Михайловна






г. Ростов-на-Дону

2014 год.


Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

И.С. Тургенев.


Русский язык по общему числу говорящих занимает пятое место в мире (после китайского, хинди вместе с близким ему урду, английского и испанского языков). В той или иной степени им владеют около полумиллиарда человек, его изучают не менее чем в 140 странах мира.

На постсоветском пространстве помимо России есть как минимум три страны, где судьба русского языка не вызывает никакого беспокойства. Это Белоруссия, Казахстан и Киргизия.[1;22-24] Особняком в этом ряду стоит Украина. Здесь языковая ситуация своеобразна, а языковая политика приобретает порой крайне странные формы, что мы и наблюдаем в настоящее время. Проблемы функционирования русского языка в странах СНГ напрямую связаны с национальной политикой этих стран.

Министерство образования и науки России по поручению Совета по русскому языку при правительстве РФ ежегодно проводит Федеральную целевую программу «Русский язык», которая рассматривает распространение русского языка за рубежом как важное направление государственной языковой политики и обеспечивает ее научную и учебно-методическую поддержку. Начало XXI в. показывает возрастание функционирования русского языка в мире. Активное участие России в международной жизни — от торговли до борьбы с терроризмом, от науки до искусства, от туризма до образования — приводит к повышающемуся востребованию русского языка. Восстанавливаются школы и методические журналы, стабилизируется число изучающих русский язык, открываются отделения русского языка. Русский язык продолжает играть важнейшую роль в профессиональной подготовке ученых-славистов в западных странах. Органичное сближение русистов с деятельностью англистов, романистов, германистов дает им сильный стимул для создания совершенных методик, учебников, программ.

Современный мир стремительно развивается и прогрессирует. Нельзя останавливаться, а тем более стоять на месте и школьному образованию. Современное развитие жизни заставляет перейти школьное образование на качественно новый уровень. Современная школа просто обязана формировать у учащихся жизненные навыки и ключевые компетенции. И формироваться все это должно на уроке, который должен быть непременно развивающим и личностно — ориентированным. А самыми благодатными уроками для воспитания и обучения новой социализированной личности являются уроки по русской литературе и русскому языку. Уроки же по литературе и языку позволяют решить задачи адаптации и развития, учащихся в сфере духовности, нравственности, сформировать у детей социальные навыки в преодолении жизненных трудностей, поиска своего места в мире и среди людей.

В последние годы отечественная педагогика стала ориентироваться на изменения, которые произошли в стране и которые предъявляют новые требования к современному учителю. Современный учитель, прежде всего – это профессионал, он соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Учитель тогда – педагог-мастер, если он умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не способными учиться. Современный учитель должен иметь отличную профессиональную компетентность, дисциплинированность, тактичность, умение прощать, иметь хорошие коммуникативные навыки. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей знаний. Школам нужны квалифицированные педагоги, способные организовать работу обучающихся по новым учебным материалам, вооруженные современными технологиями. И это значит, что учитель есть первый ученик, постоянно занимающийся самообразованием. 

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения"

Современного педагога профессионала трудно представить без стремления к педагогическому творчеству и исследовательской деятельности. Творчески работающего учителя отличают внедрение инновационных технологий в свою деятельность, углубление своего опыта за счет постоянного обогащения новыми элементами – самыми эффективными и перспективными. Работа современного учителя с детьми основывается на принципах гуманизма, т.е уважения к личности ребенка. Учитель друг по отношению к детям, советник и союзник. Любовь и терпение творят чудеса. Чудо из чудес – ребенок. Творить его мир, наполнять этот мир красками природы– вот работа учителя. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Интерес к предмету может угаснуть, если педагог сам неинтересен, необразован, не может сформировать положительное отношение к данной области знаний. Интерес к личности учителя – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики поддерживают педагогическую энергию учителя.

Наше время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных. Информационно-коммуникационные технологии открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Многие учащиеся имеют дома компьютеры и почти у всех есть доступ к Интернету. Как показывает статистика, большинство учащихся применяют ПК только для игр, в лучшем случае для распечатки сообщений к урокам. Основные знания и умения в области ИКТ учащиеся получают на уроках информатики. В настоящее время необходимо создать условия, стимулирующие применение ИКТ при обучении русскому языку и литературе, а  также во внеурочной  деятельности. Конечно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методически­ми средствами. Использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Учитель может распланировать свои уроки та­ким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным и интересным для учащихся.

Сегодня на уроках русского языка все чаще используются со­временные технологии: к ним можно отнести и показ презента­ций, и просмотр фильмов онлайн, и работа с обучающими программами в сети Интернет, и тренажеры. Основная функция презентации — служить наглядным материалом. Вторая функция презентации — информатив­ная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся воз­можность самостоятельно работать с ними. Презентация на уроке должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую. Как и при использовании любого средства обучения, ее применение должно строиться на здоровьесберегаюших принципах, а именно: повышать уровень качества знаний и при этом не вызывать раздражение и утомление.

Свежие документы:  Материал для самостоятельной работы по теме "О-Ё после шипящих" (тренажёр)

Распространенная форма использования пре­зентации — вывести ее с помощью проектора на экран. Это по­зволяет работать сразу со всем классом. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядно­го пособия или опорного конспекта). Также презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над проектом, исследованием, микроисследованием.  Презентация может использоваться в качестве домашнего задания. Я считаю, что на современном этапе образования важно не только самой составлять презентации к урокам, но и научить ребят составлять  мультимедийные ресурсы к урокам русского языка и использовать полученные знания вне уроков.  Использование презентаций оживляет учебный процесс, всесторонне развивает мышление учащихся (наглядно-действенное, наглядно-образное, эвристическое, творческое), позволяет реализовать индивидуальное восприятие полученной информации.

Конечная роль обучения языку обусловлена той ролью, которую он играет в жизни каждого человека и всего общества, являясь важнейшим средством общения и познания окружающего мира. Учащиеся нуждаются в русском языке и как в средстве получения знаний, и как в средстве повышения своего общения.

Русский язык играет большую роль не только в квалифицированной подготовке выпускников, но и в воспитании их духовного и нравственного развития. Обучение русскому языку активизирует формирование коммуникативной компетенции, воспитывает языковую личность, способную к профессионально-деловой межкультурной коммуникации, стремящуюся к саморазвитию, умеющую творчески мыслить.

«Корень учения горек»,- говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры. Никто не спорит. «Как заставить учиться?» — нередко такой вопрос встает перед учителями. Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться.
Как надолго удерживать в нем это чувство радостного удивления перед тайнами, которые его там ждут? Как увлечь его, заинтересовать, с помощью каких средств и методов сделать обучение замечательным, давая интересные уроки. Яркость, жизнедеятельность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого ищущего ума – вот к чему надо стремиться.



Список использованной литературы:

  1. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). М. Высшая школа, 1986.

  2. Быстрова Е. А. Коммуникативная Методика в преподавании русского языка. Русский язык и литература — 2000г. № 1 С.21–22

  3. Современная технология учебного занятия. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ./Сост. И.В. Анянова, А.А. Сиялов. Издание 2 доработанное. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.

  4. Дедова 2007 – Дедова О.В. Антиорфография в Рунете// Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы. – М.: МГУ, 2007.

  5. Интернет-портал  «Сеть творческих учителей».







Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Закрепление знаний об имени существительном"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: