Тема урока: Безударные гласные в окончаниях глаголов, 5 класс


ГУ «Средняя школа №16 отдела образования акимата города Костаная»







Открытый урок русского языка в 5 классе

по теме:

«Безударные гласные в окончаниях глаголов»



Подготовила: учитель

русского языка и литературы

Винникова Лидия Васильевна















г. Костанай

2011

Тема: Безударные гласные в окончаниях глаголов.

Цель: — закрепить знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов; систематизировать существенные признаки при определении написания безударных гласных в окончании глаголов;

— развивать устойчивость внимания, творческое воображение, оперативность мысли, речевые способности;

— воспитывать стремление к овладению грамотной речи.

Тип урока: закрепление знаний.

МТО: учебник, интерактивная доска с соответствующим ПО, флипчарт, подготовленный в программе AktivInspire.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.

  2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке вы должны:

знать: правила написания безударных гласных в окончаниях глаголов.

уметь: применять имеющиеся знания на практике.

  1. Актуализация знаний.

4 (четыре) ученика – выполняют карточки на местах (См. приложение №1).

1 (один) ученик – работает у доски (См. приложение №2).

Остальные – устно отвечают на вопросы.

— В каком разделе языкознания изучается глагол? (морфология)

— Дайте определение термину «глагол». (Глагол – это знаменательная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

Что такое «инфинитив»? (начальная /неопределенная/ форма глагола)

— Назовите морфологические признаки глагола. (вид, спряжение, род, число, время).

— Как определить вид глагола? (по вопросу и значению).

— Охарактеризуйте глаголы совершенного вида. (отвечают на вопрос что сделать?, обозначают законченное, завершенное действие).

— Охарактеризуйте глаголы несовершенного вида. (отвечают на вопрос что делать?, обозначают постоянное, длительное действие).

— Как определить спряжение глагола? (по личному окончанию, если оно УДАРНОЕ, а если БЕЗУДАРНОЕ, то по инфинитиву).

— Какие глаголы относятся к 1-му спряжению? (с УДАРНЫМИ личными окончаниями: -ем, -ешь, -ете, -ут, -ют, в инфинитиве оканчивающиеся на –ать (кроме 4), -еть (кроме 7 ), -уть, -оть, -ить, стелить)

— Какие глаголы относятся к 2-му спряжению? (с УДАРНЫМИ личными окончаниями: -им, -ишь, -ите, -ат, -ят, в инфинитиве оканчивающиеся на –ить (кроме брить, стелить), 7 на –еть, 4 на –ать).



Работающие на местах во время опроса делают и сдают карточки.

После опроса проверяем работу у доски.



  1. Повторение сведений о правописании безударных гласных в окончаниях глаголов.

— Для чего нам нужно знать спряжения глаголов и уметь их определять? (чтобы правильно писать глаголы с безударными личными окончаниями).

На доске стихотворение.

Задание (выполняется поэтапно):

* выразительно прочитать четверостишие;

* о чем эти строки?

* объясните фразу: «На всем улыбка – жизнь во всем…»;

* выписать глаголы с пропущенными буквами в столбик;

* записываем через тире этот глагол в инфинитиве;

* определяем спряжение;

* дописываем пропущенную букву.

Сия…т солнце, воды блещ…т,
На всем улыбка – жизнь во всем.
Деревья радостно трепещ…т,
Купаясь в небе голубом! (Ф.И. Тютчев)

Составим алгоритм написания безударной гласной в окончании глагола (на доске в виде схемы с постепенно появляющимися элементами).

  1. Ставим в инфинитив.

  2. Смотрим на что оканчивается.

  3. Если на…

— ить – 2-е спр.НО брить, стелить – 1-е.

— ать – 1-е. НО держать, слышать, дышать, гнать – 2-е.

— еть – 1-е, НО терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть – 2-е.

— ять, -оть, -уть – 1-е.

  1. Выполнение упражнений на закрепление.

Задание №1. Записываем пословицы, предварительно объяснив написание окончания глагола.

Тише едешь — дальше будешь. Любишь кататься — люби и саночки возить. Цыплят по осени считают. Пословица ввек не сломится.

Задание № 2. Выразительно прочитаем стихотворение. Выписываем глаголы с пропущенными буквами, объясняем написание.

(С помощью волшебных чернил проверяем написание окончаний)

Цвет весны.
На дворе сто…т весна!
После зимней лютой стужи
Просыпа…тся от сна
Вся природа. Даже лужи
Не покро…т лед за ночь,
Гон…т солнце зиму прочь!
Набуха…т соком почки,
И зеленые листочки
Скоро в струях ветерка
Заигра…т! А пока
Цвета солнца у реки
Появились огоньки!
Все! Закончились морозы!
Распуска…тся мимозы! (Вадим Косовицкий)

Физминутка.

Вы, ребята, подустали?

Ну-ка, дружно, разом встали:

Утром солнышко проснулось,

Улыбнулось, потянулось.

Влево, вправо посмотрело

И за парту тихо село.

Продолжаем работу.

Задание №3. Объяснить написание глагола. (На доске изображения цветов, за каждым цветком «спрятано» слово с пропущенной буквой. Нажав на цветок, появляется слово, ученик объясняет написание и вставляет букву, все остальные записывают слова).

Зацвета…т, та…т, зелене…т, блиста…т, сия…т, раду…мся, трепещ…т, приласка…т, удивля…тесь. (В некоторых словах возможны два варианта окончания (ед. и мн. число).

  1. Контроль усвоения темы.

Весна

Уж та…т снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищ…т скоро соловьи,
И лес оденется листвою! (Алексей Плещеев)

Списать стихотворение (если время позволяет, а если нет, то только выписать глаголы). Объяснить написание окончаний глаголов, определить спряжение. Проспрягать оба глагола (тает, засвищут).



  1. Домашнее задание. §§ 60, 81-91, упражнение 1013.



  1. Подведение итогов урока.







Приложение №1. Карточки для работы на местах.

Карточка №1. Распределите глаголы в два столбика: 1 спряжение / 2 спряжение.

Решаю, пишу, сочиняю, держу, копаю, поливаю, просыпаюсь, строю, клею, фотографирую.

Карточка №2. Спиши, вставляя, где нужно, Ь. Глаголы в форме инфинитива подчеркни.

Умел ошибит?ся, умей и поправит?ся. Где песня поёт?ся, там и счастливо живёт?ся. С умным не знат?ся – ума не набрат?ся. Кто любит трудит?ся, тому без дела не сидит?ся.

Карточка №3. Проспрягай глаголы: «сидеть», «звать». У

Карточка №4. Составь видовые пары.

Мелькать – (мелькнуть)

Шьёшь – (сошьёшь)

Класть – (положить)

Выкрикнуть – (кричать)

Решать – (решить)

Учить – (выучить)

Делать — (сделать)

Приложение №2. Карточка для работы у доски.

Вставить пропущенные буквы. Обозначить суффикс после корня. Рассказать правила написания гласных е/и в чередующихся корнях глаголов.

(слова напечатаны на странице флипчарта)

Выб…рать, зап…рать, ст…рать, выб…ру, ст…ру, зап…реть, пост…лю, отд…рать, расст…лать, зам…рать, отд…ру, зам…р.





(ВыбИрать, запИрать, стИрать, выбЕру, стЕру, запЕреть, постЕлю, отдИрать, расстИлать, замИрать, отдЕру, замЕр).





Использованная литература:

1.З. К. Сабитова, В. К. Павленко Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Алматы «Атамұра», 2010.

2. Стихотворения взяты с сайтов Интернета:

https://feb-web.ru/feb/tyutchev/texts/selected/tl1/tl1-152-.htm

https://www.nanya.ru/beta/articles/10196.html#

3. Пословицы взяты с сайта:

https://slovarick.ru/

4. Задания подобраны и придуманы мною самостоятельно.

5. Текст физминутки придуман мною самостоятельно (навеян весенней погодой).

6. Картинка для титульного листа взята с сайта:

https://my-order.ru/image/kirra/01.may.2009/pero_bumaga.



Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Имена существительные с шипящими на конце"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: