Тематические зачеты по русскому языку, 6 класс


МБОУ СОШ №39 г. Смоленска

Учитель русского языка и литературы

Костюченко Любовь Григорьевна


Зачеты по русскому языку

6класс

Методические рекомендации по диагностике уровня знаний, умений и навыков учащихся по

русскому языку


Представленный материал позволяет исследовать уровень подготовки школьников при изучении какой-либо темы, раздела, а также всего курса изучения русского языка в 6классе.

Зачеты предназначены для осуществления контроля за усвоением теоретических знаний и формированием практических умений учащихся.

Содержание и последовательность расположения материалов разработаны в соответствии с программами и учебниками «Русский язык 6 класс» под редакцией М.Т. Баранова (авторский коллектив: М.Т. Баранов, Л.Г. Григорян, И.И. Кулибаба, Т.А. Ладыженская и «Русская речь. 5-7 классы» автора Е.И. Никитиной.

Все материалы, представленные в работе, связаны с изучением определенной темы курса. По 6 классу разработаны следующие тематические зачеты:

Морфология

  1. Имя существительное.

  2. Имя прилагательное.

  3. Имя числительное.

  4. Местоимение.

  5. Глагол.

Содержание зачета охватывает весь подлежащий усвоению материал определенной темы и обеспечивает достаточную полноту проверки.

Сама идея проведения тематических зачетов не нова. Новым является выделение уровня обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала и на базе которого определяется повышенный уровень усвоения материала.

В соответствии с этим зачетная работа состоит из двух частей: обязательной и дополнительной.

Первая часть позволяет проверить, достиг ли ученик обязательного уровня усвоения материала. За каждое задание обязательной части, в зависимости от его сложности, выставляются баллы, которые указаны в скобках рядом с номером задания.

На первой странице указаны цели, ориентиры на достижение конкретного результата, т. е. на овладение определенными умениями и навыками. Этим объясняется выделение в каждом зачете рубрик «Ученик должен знать», «Ученик должен уметь».

Опыт показывает, что четкое представление о том, с чем на протяжении нескольких уроков должны познакомиться, о чем узнать, что должно быть ими усвоено и чем они должны овладеть на уровне практического применения, заставляет учеников целенаправленно готовиться к успешной сдаче зачета: выполнять ежедневно домашние задания, усердно работать на уроке, пользоваться не только учебниками, но и справочной литературой, методическими пособиями, словарями.

В большинстве случаев в основной части зачета помещены тесты, регистрация которых фиксируется в однозначном и относительно простом ответе. Предлагается 3 вида тестов: компенсирующие (требующие вставить слово или сочетания слов в истинное утверждение, чтобы сделать его полным и завершенным); альтернативные (основанные на выборе одного из нескольких вариантов, который кажется ученику верным); и, наконец, третьи — направленные на выяснение умения применять знания при решении той или иной лингвистической задачи. Тесты могут быть использованы на любом этапе обучения (после изучения темы, в конце четверти, полугодия, года). Они являются экономной, целенаправленной и индивидуализированной формой текущего и итогового контроля. С их помощью выявляются пробелы в знаниях определений и правил, проверяется, насколько осознано учащиеся владеют материалом, как умеют они применять знания на практике.

Ученики записывают ответы в виде кодированных знаков (цифр, букв). Ответы на тесты помещены в конце зачета. Если же в основной части помещены комплексные тесты, то контрольный лист отсутствует.

Дополнительная часть содержит задание по теме на повышенном уровне, и их выполнение оценивается отметками «4» или «5». Задания предложены из учебника «Русская речь» Е. И. Никитиной. Непременным условием выполнения дополнительной части является получение «зачета» за обязательную часть.

К каждой зачетной работе дается таблица, указывающая общую сумму баллов, которую должен набрать ученик, чтобы получить соответствующую оценку.

При отборе дидактического материала важно подобрать красочно запоминающиеся тексты. Использованы отрывки из произведений А.С. Пушкина, В. Катаева, И.Т. Твардовского, С.Я. Маршака, В. Лифшица, А. Шибаева, И. Шмелева, И. Соколова — Микитова, К.И. Чуковского и др.

Проводить зачет желательно за 1-2 урока до окончания изучения темы.

Тематические зачеты конкретизируют требования; четкая граница знаний на отметку помогает учащимся трезво оценить свои возможности, освободить время на освоение любимых предметов, повышается интерес к предмету.

Постепенно учащиеся освобождаются от желания ограничиться только выполнением обязательной части задания, у них появляется стремление сдать зачет на повышенном уровне.


6 класс

Зачет № 1

Имя существительное


Цели:

— систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»;

— формировать умение обосновывать правильность выбора орфограммы при написании имени существительного;

— развивать логическое мышление, умение работать творчески;

— воспитывать усидчивость, интерес к работе.


В конце изучения темы учащиеся должны знать:

— определение имени существительного как части речи;

— изучение орфограммы по теме: правописание имен существительных; гласные е-и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе; правописание о-е в существительных после шипящих и ц;

— морфологические признаки имени существительного.





Учащиеся должны уметь:

— опознавать существительные среди других частей речи;

— разграничивать имена собственные и нарицательные, правильно писать их;

— определять род имени существительного;

— правильно писать и употреблять существительные во множественном числе;

— применять правила написания о-е-е после шипящих и ц в существительных; е-и в безударных падежных окончаниях;

— использовать существительные в письменной и устной речи.




Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Обязательная часть


18-27

28-31

32-34

Дополнительная часть


6

10

10

Всего баллов


24-33

38-41

42-44











Основная часть

1 вариант


Выбери правильный ответ (1 балл)

1. Имя существительное – часть речи, которая …

1) обозначает признак предмета;

2) обозначает предмет;

3) обозначает действие предмета.


2. Одушевленные имена существительные (1 балл)

1) город, река, газета;

2) туман, спектакль, сказка;

3) друг, брат, сосед.


3. Определите род имен существительных (10 баллов)

1) картофель м ж с

2) молодежь м ж с

3) мышь м ж с

4 )солнце м ж с

5) дочь м ж с

6) рельс м ж с

7) фамилия м ж с

8) впечатление м ж с

9) рояль м ж с

10) простыня м ж с


4. Определите склонение имен существительных(6баллов)

1) весна I II III

2) яблоня I II III

3) площадь I II III

4) площадка I II III

5) соловей I II III

6) море I II III


5. е или и? (3 балла)

1) радоваться удач…

2) участвовать в демонстраци…

3) ехать по магистрал…


6. о или е? (7баллов)

1) врач…м о е

2) меж…й о е

3) колц… о е

4) чертеж…м о е

5) свинц…м о е

6) гордец…м о е

7) удач…й о е

7. Перепишите, раскрывая скобки. (4 балла)

Пара (валенки, сапоги); много (яблоки, макароны); песни (осетины, молдаване); группа (шоферы, офицеры).


8. Продолжите пословицу, укажите падеж имен существительных. (2балла)

1. Злой плач…т от завист…, а добрый от …




Основная часть

2 вариант


Выбери правильный вариант ответа.


1. Ко 2-му склонению относятся существительные. (1 балл)

1) муж. р. на согласный; среднего рода на — о, — е.

2) жен. р., муж. р. на — а, — я.

3) жен. р. на согласный с ь на конце.


2. Имена собственные: (1 балл)

а) Волга, Москва, Байкал;

б) школа, дорога, книга;

в) река, писатель, город.


3. Определите род имен существительных (10 баллов)

1) деревня м ж с

2) пейзаж м ж с

3) пастбище м ж с

4) жестокость м ж с

5) парашют м ж с

6) путь м ж с

7) картошка м ж с

8) ложь м ж с

9) шалаш м ж с

10) дочь м ж с


4. Определите склонение имен существительных (6 баллов)

1) подземелье I II III

2) радуга I II III

3) дочь I II III

4) музей I II III

5) санаторий I II III

6 )село I II III


5. е или и? (3 балла)

1) учился в лице…

2) иду по алле…

3) нет в деревн…


6. о или е? (7 баллов)

1) шалаш…м

2) ключ…м

3) туч…й

4) сургуч…м

5) улиц…й

6) грач…м

7) задач…й


7. Перепиши, раскрывая скобки. (4 балла)

Килограмм (апельсины, помидоры); группа ( тренеры, инженеры, офицеры); пара (ботинки, чулки).


8.Продолжите пословицу, укажите падеж существительных:

(2балла)

В лихост… и завист… нет ни проку, ни …



Дополнительная часть


Напишите отзыв о недавно прочитанном произведении в форме письма к другу(1вариант); письма к автору (2вариант).


Запомни!

В отзыве не всегда надо пересказывать содержание произведения. Это зависит от цели, задачи, от адресата отзыва,

В отзыве надо писать, о чем книга, понравилась ли она, ее герои, чем заинтересовали вас герои книги; каково ваше отношение к ним.

Написать надо так, чтобы все ребята захотели разделить радость от встречи с замечательным другом-книгой.


Контрольный лист

Тема «Имя существительное»

6 класс


1вариант

2вариант

1)б

1)1

2)в

2)а

3)1м; 2ж;3ж;4с;5ж;6м;7ж;8с;9м;10с

3)1с;2м;3с;4ж;5м;6м;7ж;8ж;9м;10ж.

4)1.1

2.1

3.3

4.1

5.2

6.2

4)1.2

2.1

3.3

4.2

5.2

6.2

5.

1)-е

2)-и

3)-и

5)

1)-е

2)-е

3)-е

6.

1.о; 2.-о; 3-о; 4-о;5-о;6-о;7-е

6.

1.-о; 2-о;3-е;4-о;5-е;6-о;7-е

7

пара валенок, сапог; много яблок, макарон; песни осетин, молдаван; группа шоферов, офицеров.

7.

килограмм апельсинов, помидоров; группа инженеров, офицеров, тренеров; пара ботинок, чулок.

8

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

8

В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.




Зачет №2

6 класс

Имя прилагательное


Цели:

— систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное»;

— формировать умения обосновывать правильность выбора орфограммы при написании имени прилагательного;

— обеспечить учащихся необходимыми для успешной сдачи зачета знаниями, умениями, навыками, отработать пропущенные занятия;

— воспитывать усидчивость, уверенность в себе, в своих знаниях.


Учащиеся должны знать:

— о сравнительной степени имен прилагательных, способы их образования;

— разряды прилагательных;

— как морфологически разбирается имя прилагательное;

— об условиях выбора о и е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц;

— условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных;

— условия употребления дефиса в сложных прилагательных; различения слитного и раздельного написания слов.


Учащиеся должны уметь:

— находить прилагательные, определять их роль в предложении;

— образовывать возможные формы сравнительной и превосходной степени;

— различать прилагательные по разрядам;

— определять морфологические признаки имени прилагательного;

— правильно применять правило для написания не с именами прилагательными;

— сопоставлять правило написания букв о и е в корне, суффиксе, окончании имен существительных, прилагательных;

— обнаруживать орфограмму «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»;

— правильно писать сложные прилагательные.




Критерии оценок


Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Обязательная часть

12

15-16

19-17

Дополнительная часть

11

12-13

16-14

Всего баллов

23

27-30

35-31


Обязательная часть


1. Выписать из текста прилагательные. (2 балла)


1 вариант: качественные и притяжательные;

2 вариант: относительные и притяжательные.


Русский лес.


Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, из охотничьего домика в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея тонкие стволы молодых берез.

Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые звуки. Где-то застучал дятел, белка теребит у вершины ели спелую шишку.


2. Подчеркнуть прилагательные в сравнительной степени одной чертой, а в превосходной – двумя. (2 балла)

1 вариант

1) Человеческое слово острее стрелы.

2) Самая высокая башня – и та начинается с земли.

3) Счастье Родины дороже.


2 вариант

1) Сириус – самая яркая звезда на небе.

2) Москва – крупнейший научный, культурный и промышленный центр нашей страны.

3) Маленькое дело лучше большого безделья.


3. От данных существительных образуйте прилагательные с помощью суффикса – ов – или – ев – . (2 балла)

1 вариант

Речь, лицо, груша, сторож, ситец, парча.

2 вариант

Плащ, душ, еж, кумач, нож, перец.


4. Запишите прилагательные. (2 балла)

1 вариант: с – н –.

2 вариант: с –нн –.


Цели…ый, соколи…ый, оси…ый, ути…ый, были…ый, соболи…ый, земля…ой, дровя…ой, кожа…ый, ю…ый, песча…ый, беспричи…ый.


5. Запишите словосочетания, в которых прилагательные. (2 балла)


1 вариант: с не пишутся раздельно;

2 вариант: с не пишутся слитно.


(Не) радостное происшествие; (не) радостное, а печальное событие; (не) личные, а производственные интересы; (не) культурный человек; (не) высокая ограда; (не) высокий, а низкий берег; (не) серьезное отношение; (не) серьезное, а веселое лицо.


6. От данных существительных образовать и записать прилагательные: 1 вариант – с суффиксом – к – ; 2 вариант – с суффиксом – ск –. (2 балла)

Черкес, француз, калмык, сосед, кузнец, Камчатка, Словакия, Египет.


7. От данных прилагательных образуйте и запишите всевозможные формы сравнительной степени. (3 балла)

1 вариант

Звонкий (голос), сильный (человек).


2 вариант

Жаркое (лето), длинная (веревка).


8. Выпишите словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении. Придумайте предложение с одним из словосочетаний (4 балла)


1 вариант

Звонкий смех; серебристый мех; ясный намек; ясный день.


2 вариант

Пшеничные колосья; пшеничные волосы; крутой спуск; крутой характер.


Дополнительная часть


Напишите сочинение-миниатюру на тему «Осенний лес», используя лексику текста «Русский лес» (см. 1 задание). (10баллов)

Укажите, какие художественные средства Вы использовали в своей работе. (3балла)

Прилагательные подчеркните как члены предложения.

(3балла)




Зачет №3

6 класс

Имя числительное


Цели:

— проконтролировать степень усвоения знаний, умений, навыков, изученных на уроках по теме «Имя числительное»;

— способствовать формированию у детей уверенности в своих силах;

— развивать умение преодолевать трудности.



Учащиеся должны знать:

— признаки числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), об отличии числительных от других частей речи с числовым значением;

— разряды количественных числительных;

— правописание ь в конце и в середине числительных.



Учащиеся должны уметь:

— находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные;

— правильно писать и употреблять падежные формы числительных;

— использовать числительные в речи.


Критерии оценок


Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Обязательная часть

17

21-24

25-27

Дополнительная часть

10

14-16

17-20

Всего баллов

27-33

34-41

42-47








Основная часть

1 вариант


1. Допиши пословицы, загадки, употребляя числительные. (4 балла)


  1. Один ум хорошо, а …

  2. Семь раз отмерь – …

  3. Без … изба не рубится.

  4. Не имей сто рублей, а …


2. Определите синтаксическую роль числительного в предложении. (2 балла)

1) Четыре и два – шесть.

2) В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда.


3. Указать часть речи. (5 баллов)

Три, восемнадцатилетний спортсмен, десять, тройка, соединить, тайга, столетие, из пятисот килограммов.


4. Записать числительные словами. (6 баллов)

а) 18 парашютов;

б) 50 брошюр;

в) в 1982 году;

г) 21 умножить на 76.


5. Вставьте числительные оба, обе. (3 балла)

1) По … сторонам дороги тянулся густой лес.

2) Малышка крепко держала куклу … руками.

3) … братьев приняли в спортивную школу.


6. Выписать числительные. (4 балла)

Двухэтажный, семицветный, триста пятьдесят девять, двухъярусный, пятисотый, столетний дуб, пятимиллионный, двухмиллиардный.


7. Приведите примеры собирательных числительных. Составьте и запишите 2 простых и 1 сложное предложение. (5 баллов)



Основная часть

2 вариант


1. Допишите пословицы, загадки, употребляя числительные. (4 балла)

1) … братца под одной крышей живут;

2) … все без застежек;

3) Двумя ложками …;

4) …, два конца, посередине гвоздик.


2. Определите синтаксическую роль числительного в предложении. (2 балла)

1) В окне на пятом этаже погас свет.

2) Семеро ребят отправились в поход.


3. Указать часть речи. (5 баллов)

Шестилетняя девочка, десяток яиц, одинокий, двойка, пятеро, пятнадцать, двадцать два часа.


4. Записать числительные словами. (6 баллов)

1) 15 книг;

2) 55 деревьев;

3) в 1986 году;

4) 657 сложить с 13.


5. Вставьте числительные оба, обе. (3 балла)

1) Склоны … оврагов размыты дождями.

2) Мальчик вырезал звезды из … листов бумаги.

3) В … случаях ответ был неверным.


6. Выписать сложные прилагательные. (4 балла)

Двухэтажный, семицветный, триста пятьдесят девять, двухъярусный, пятисотый, столетний дуб, пятимиллионный, двухмиллиардный.


7. Приведите примеры порядковых числительных. Составьте и запишите 2 простых и 1 сложное предложение. (5 баллов)


Дополнительная часть.


Озаглавьте текст


Вступая в новое тысячелетие, ощущаешь особое состояние подъема духовных и физических сил, твердое желание подняться над собой, превзойти себя.

Светлана Хасамутдиновнова, доцент Смоленского института физкультуры, активные занятия спортом лет 15 назад совсем было бросила. В 36 лет заболела, и врачи рисовали печальную перспективу. Но отчаяние не свойственно этой женщине. Она решила не сдаваться.

Перейдя на вегетарианское питание, почувствовала, как организм обновляется, молодеет. Стала заниматься моржеванием. Болезнь отступила.

А прошлой весной в швейцарском городке Базеле состоялся очередной 24-часовой пробег на открытом чемпионате Европы, Светлана пробежала 172 км.

Прав был древнегреческий философ Платон: «Нет большей победы, чем победа над собой».

(Журнал «Физкультура в школе», № 2, 1997)


Вопросы:


  1. Прочитайте текст. Кого называют марафонцами? Кого вы знаете из спортсменов-марафонцев? (3 балла)

  2. Как вы понимаете высказывание философа Платона: «Нет большей победы, чем победа над собой»? Приведите примеры победы над собой. (6 баллов)

  3. Определите главную мысль текста.

(4 балла)

Занятия по тексту:

  1. Выпишите словосочетания с числительными, дайте характеристику (разряд, какое числительное по строению). (4балла)

  2. Выполните морфологический разбор одного числительного (на ваш выбор)


Зачет №4

6 класс

Местоимение


Цели:

— проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по теме «Местоимение»;

— формировать умения обосновывать правильность выбора орфограммы при написании местоимения;

— способствовать формированию у детей уверенности в своих силах;

— развивать умение работать самостоятельно.



Учащиеся должны знать:

— местоимение как части речи;

— разряды местоимений, особенности их склонений;

— образование неопределенных местоимений, их правописание;

— не -, ни — в отрицательных местоимениях.


Учащиеся должны уметь:

— находить местоимения в речи, определять их роль в тексте;

— употреблять местоимение себя в нужной форме;

— различать относительные и вопросительные местоимения;

— находить относительные местоимения в сложных предложениях;

— условия выбора дефисного написания и написания с не -;

— распознавать приставки не -, ни — в отрицательных местоимениях;

— правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;

— находить в тексте указательные местоимения, использовать их как средства связи в предложении и тексте.



Критерии оценок


Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Обязательная часть

17

23

26-24

Дополнительная часть

8

10-11

13-12

Всего баллов

25

34-35

39-36






Обязательная часть

1 вариант


1.Выпишите из стихотворения Ф. Тютчева местоимения, укажите их разряд:

(4балла)

Так, в жизни есть мгновенье –

Их трудно передать,

Они самозабвенья

Земного благодать.

Шумят верхи древесные

Высоко надо мной,

И птицы лишь небесные

Беседуют со мной.


2. Спишите, обозначьте условия выбора дефисного и раздельного написания в неопределенных местоимениях.

(4балла)

1) С (не) которых пор летают какие (то) мушки, радует глаз (ярко) зеленая трава, розовеют (красновато) бурые шишечки ели.

2) Ночью поднялся вечер. Чем (то) бьет за окном. Бушует (не) погода.


3. Не или ни?

1) н…какого впечатления;

2) н…кого пригласить;

3) н…чем (не) интересуется;

4) н… о чем (не) беспокоится;

5) н…кого (не) узнавал. (5баллов)


4. В загадке найдите определенные местоимения, укажите род, падеж, число этих местоимений.

1) Весь мир одевает, а сама нагишом. (4баллов)


5. Найдите предложения, в которых неправильно употреблено местоимение он. Запишите предложение правильно.

(4балла)

1) В лощине он увидел перед собой что-то вроде реки, но когда он доехал до нее, он узнал проезжую дорогу.

2) Он объяснил ей, что он морской летчик.


6. Отгадайте, что это за слово. (5баллов)

1) В каком местоимении два звука, но одна буква?

2) Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте.

Обязательная часть

2 вариант


1.Перепишите стихотворение М. Исаковского, укажите разряды местоимений.

( 4балла)

Во все века на русском хлеб…

Богатыри р…сли у нас.

Так пусть не вновь р…стут такие,

Чтобы, когда наступит срок.

(Ни) где (ни) кто тебя, Россия,

Перебороть (ни) в (чем) (не) смог.


2. Укажите словосочетания с местоимениями.

( 4балла)

1) папин портфель;

2) наш стол;

3) его ручка;

4) мамина сумка;

5) моя тетрадь;

6) сестрин шарф;

7) наша квартира;

8) общие заботы.


3. Не или ни? ( 5 баллов)

1) н…кого спросить;

2) н…кого не признавал;

3) н…чего раздражаться;

4) н… у кого не вызывал восхищения;

5) явился н… с чем.


4. Замените сложное предложение простым, используя местоимение такой в нужной форме.

( 4 балла)

1) Я ценю книги писателей, которые открыли для меня мир чувств.


5. От местоимений он, она, они образовать падежные формы с предлогами. ( 4 балла)

1) о (она);

2) вокруг (они);

3) напротив (она);

4) благодаря (он, она, они).


6. Отгадайте, что это за слово. 5баллов

1) Сколько личных местоимений в слове семья?

2) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.




Дополнительная часть.


Прочитайте текст. Выполните задания.


Каждое утро я отправляюсь в лес по грибы, но возвращаюсь с пустой корзинкой. Надо мной смеются мои соседи: «Вам бы подзорную трубу с собой брать, тогда какую-нибудь сыроежку отыщите».

Я выслушиваю все эти дружеские нападки. Они меня не задевают. Ведь никто из тех, кто надо мной подтрунивает, не подозревает, что я грибов не собираю. Мне жаль срывать грибы, которые выросли возле моей заветной тропинки. Я знаю на ней каждый грибок, но не рву их, а слежу за тем, как они растут.

(По Г. Скребицкому)


  1. Определите основную мысль текста. (4балла)

  2. Как вы относитесь к родной природе? Аргументируйте свой ответ.

(4балла)

  1. Найдите местоимения по их морфологическим признакам:

    1. личное, 1-го лица, ед. числа, стоит в твор. падеже;

    2. указательное, стоит во мн. числе, род. падеже;

    3. указательное, стоит во мн. числе, им. падеже;

    4. определительное, стоит в ед. числе, мужском роде, винительном падеже;

    5. относительное, стоит во мн. числе, им. падеже.

(5баллов)

Зачет №5

6класс

Глагол


Цели:

— обобщить знания учащихся о глаголе как о самостоятельной части речи;

— закрепить изучение орфограммы по теме;

— обосновывать правильность выбора орфограммы;

— развивать устную и письменную речь;

— воспитывать трудолюбие, умение видеть прекрасное.


В конце изучения темы учащиеся должны знать:

— наклонения глагола, их грамматические значения;

— особенности изменения разноспрягаемых глаголов;

— переходные и непереходные глаголы;

— значения, выражаемые безличными глаголами;

— способы образования глаголов.


Учащиеся должны уметь:

— образовывать и употреблять формы трех наклонений;

— определять переходность и непереходность глаголов;

— правильно писать не с глаголами, гласные в суффиксах глаголов.


Критерии оценок


Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Обязательная часть

15-18

19

23-20

Дополнительная часть

6

8-10

10

Всего баллов

21

27-29

30-33




Обязательная часть


1. (1 балл)

1. вариант. Дайте определение глагола как части речи.

2 вариант. Перечислите морфологические признаки глагола.


2. Списать, раскрывая скобки. (3 балла)

1 вариант

(Не) чувствовал усталости; (не) был в школе; мне (не) здоровится; (не) участвовал в разговоре.

2 вариант

(Не) навидеть врага; (не) хотел помочь; (не) решил задачу; (не) увидел море.


3. Подчеркнуть глаголы в неопределенной форме. (2 балла)

1 вариант

1) Некоторые ребята научились выращивать лимоны в комнатах.

2) Мы успели убрать урожай на пришкольном участке.

2 вариант

1) Помогать взрослым – значит учиться быть полезным людям.

2) Мне хотелось научиться играть на гитаре.


4. Выберите правильный ответ. (1 балл)

— ешь является окончанием.

1) глаголов в неопределенной форме;

2) глаголов 2 лица единственного числа;

3) глаголов 3 лица множественного числа.


5. Выборочный диктант. (2 балла)


1 вариант 2 вариант

— тся — ться

1. Умел ошибит(?)ся, умей поправит(?)ся.

2. Где песня поет(?)ся, там счастливо живет(?)ся.

3. С умным значит(?)ся – ума набрат(?)ся.

4. Красота приглядит(?)ся, а ум пригодит(?)ся.


6. Образовать от глаголов форму будущего времени. (3 балла)

1 вариант 2 вариант

строить- взять-

летать- заменить-

открывать- участвовать-


7. Обозначьте спряжение глаголов. (2 балла)

1 вариант

1) Дорогу осилит идущий.

2) Сквозь туман кремнистый путь блестит.

3) Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.


2 вариант

1) Кто работу сердцем любит, тот баклуш не бьет.

2) Сначала дерево пускает корни, а потом растет вверх.


8. Заменить множественное число глаголов единственным числом. (2 балла)

1 вариант

1) На чуж… роток (не) накин…те платок.

2) Всего света (не) изъезд…те.


2 вариант

1) У скупого и в мороз льда (не) допрос…тесь.

2) Бездонную бочку водой (не) наполн…те.


9. Морфологический разбор глагола. (3 балла)

1 вариант

1) Аист во время сна стоит на одной ноге.

2 вариант

1) Летучая мышь спит головой вниз.


10. Составьте и запишите с данными глаголами предложения. Обозначьте вид и время глаголов. (4 балла)

1 вариант

Шагать; шагнуть; несу; вынесу.

2 вариант

Толкать; толкнуть; прыгала; прыгнула.



Дополнительная часть


Используя данную лексику, написать сочинение на тему


1 вариант 2 вариант


«Летний дождь» «»Весенний дождь»



Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет; льет, как из ведра; хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит; сеет, как из сита, прыгает, пляшет.


  1. Какую роль глаголы выполняют в тексте?

  2. Какие художественные средства Вы использовали в своем сочинении?




Литература


  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. – М. – 2012.

  2. Коротаева Е.В. Педагогика встречных усилий на уроках русского языка // Русский язык в школе. – № 5. – 1998.

  3. Крупенкова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока // Русский язык в школе. – № 4. – 1997.

  4. Методическое пособие «Подготовка учителя-исследователя в условиях общеобразовательного учреждения». – Смоленск. 2000.

































Свежие документы:  Внеклассное мероприятие на тему "ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА перед согласными и на конце слова"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: