Умники и умницы Интеллектуальная игра по русскому языку 9-10 классы


Умники и умницы

Интеллектуальная игра по русскому языку

9-10 классы









Снеткова Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МБОУ СОШ №1 г.Покрова

Петушинского района

Владимирской области





























Агон отборочный.

  1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на тридцать три буквы?

  2. Какой частью речи – числительными или существительными – являются слова тысяча, миллион, миллиард?

  3. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

  4. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым?

  5. Какой раздел науки о языке изучает звуковую сторону речи?

  6. В каких словах по сто согласных?

  7. Можно ли у существительных грязнуля, неряха, соня, плакса определить род?

  8. Назовите слова , начинающиеся с четырех согласных.

  9. Какой бор никогда не имеет ни листвы, ни хвои?

  10. Какую часть слова можно найти в земле?

  11. С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово?

  12. О каком правиле правописания идет речь:


Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифры знал немало…

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где И , а где же Ы.

  1. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами?

  2. Как превратить слова ай и но в местоимения?

  3. Когда мы употребляем выражение «чучело гороховое» и почему? Что оно означает?

  4. Какую строчку не может прочитать ни один ученый?

  5. У каких башмаков не бывает каблуков?

  6. Каким ключом нельзя открыть замок?

  7. Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня?

  8. Какое животное и какой боевой корабль имеют одинаковое название?

  9. Когда и по чьему предложению появилась в русском алфавите буква Е ?

22. Одинаковые ли суффиксы в словах: учительство и строительство?





Состязания на красной дорожке

( нельзя ни разу ошибаться)


  1. В финикийском и греческом алфавитах этой буквы не было. В этих языках не было столь варварского звука. Не знал ни такого звука, ни буквы и латинский язык. В глаголице он выглядел так:




  1. У Марины Цветаевой есть два цикла стихотворений, посвященных Александру Блоку в 1916 и 1921 годах. К какому времени относится это стихотворение:

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке,

Одно единственное движенье губ,

Имя твое – пять букв,

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Почему?




Состязания на зеленой дорожке

(можно ошибаться два раза)




  1. В русском языке у некоторых слов чередуются полногласные сочетания оро, оло, ере с заимствованными неполногласиями ра, ла, ре: ворота – вратарь, молодой – младенец. Являются ли полногласными или неполногласными сочетания в словах брат, среда, короткий? Почему?


  1. Объясните лексическое значение слов: пилигрим, оранжерея ,интенсивный, гуманный, оптимист.




  1. О каком звуке К.Бальмонт написал: «это первый звук, произносимый ребенком, последний, произносимый человеком, что под влиянием паралича теряет дар речи… Это первый основной звук раскрытого рта.»






  1. В арабском алфавите она стоит на восьмом месте, у турок — на десятом, в письменности эфиопов она двенадцатая и четвертая почти во всех европейских языках с латинским алфавитом. А в русском она на каком месте?



Состязания на желтой дорожке.

(допустима одна ошибка)



1.Какое местоимение может быть суффиксом и частицей?




2.Объясните смысл крылатых слов и выражений: Вавилонское столпотворение, ахиллесова пята, дамоклов меч.



3. Вам , конечно, встречалось слово «похерить» , обычно заставляющее и произнесшего и выслушавшего его сделать эдакую извинительную гримасу. А извиняться не в чем. С древним названием какой буквы оно связано?




4. В книге Ю.В. Откупщикова приводится такой случай:


Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Ленинграду. Остановившись перед Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое зодчий. И тогда экскурсовод объяснил: «Зодчий по-русски значит «архитектор.»


Верны ли объяснения экскурсовода? Почему?













Список использованной литературы

  1. Евлампиева Е.А. Занимательные задания на уроках русского языка.- Чебоксары: Клио, 1997.

  2. Евлампиева Е.А. Внеклассные мероприятия по русскому языку.- Чебоксары: Клио, 1999.

  3. Шкатова Л.А. Подумай о ответь.- М.: Просвещение, 1989.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Закрепление понятия о согласовании"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: