Урок по развитию речи в 7 классе «Уроки доброты». Подготовка к написанию сочинения










Урок по развитию речи. Уроки доброты.

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. 7 класс.







Конспект урока

разработала

учитель русского языка и

литературы СОШ №17

РМ г. Рузаевка,

Большакова Ирина Петровна





















Урок по развитию речи. Уроки доброты.

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. 7 класс.


Цель: духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о красоте души.


Задачи:

развитие коммуникативных возможностей для включения в социальные отношения

совершенствование устной речи учащихся;

воспитание культуры общения и установления взаимоотношений с друзьями и сверстниками, участвующих в занятии;

развитие эмоционального восприятия окружающего мира;

развитие добрых человеческих качеств.


Оборудование: магнитофон, аудиокассеты или диски с записями красивых мелодий.


I. Вступительное слово учителя.


— Добрый день, ребята!

— Я очень рада всех Вас сегодня видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

II. Физминутка “Привет сосед” и разминка для рук:

(Поворачиваются к своему соседу по парте и, глядя друг другу в глаза, произносят следующие слова).

— Привет, сосед! Улыбнись в ответ. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

— А вам свои улыбки дарят сегодня ещё и солнышко, и наши замечательные гости. Улыбнёмся и им!

– Сегодня на уроке нам придется очень напряженно работать: отвечать на вопросы, анализировать, обобщать, делать выводы. Поэтому я предлагаю начать урок с гимнастики “для ума”:

а) упражнения для пальцев (руки перед собой, ладонями вверх, поочередное сгибание и разгибание пальцев рук) выполняем 4–5 раз интенсивно.

Наш урок начнем с разговора о вечном, о любви. Послушайте сказку (звучит классическая музыка, рассказывается сказка):


Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:


— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.


Подумал волшебник и сказал:


— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .


Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное


Место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.


— Вот выбирай, — сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.


— Они все прекрасны, — сказала Любовь. — Не знаю, кого и выбрать. . .


— Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.


Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.


А кого выбрали бы вы? Почему?


Ученики: Доброту, так как без нее нельзя прожить на свете.


Звучит музыка и продолжение сказки:


Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку


Учитель:


Ребята, В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта — это солнце”.


II. Работа с пословицами.


— Какие пословицы, стихотворения о доброте приготовили к уроку вы?


Пословицы:

Доброта без разума пуста.

Доброе дело питает и душу, и тело.

Добрый человек в добре живёт век.

Доброта нигде не теряет своего достоинства.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Мягкий знак – показатель мягкости согласных на письме"


Стихотворения:


Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги

Тропою

Доброты

И радость помоги найти кому-то. (И. Романов)


Как бы жизнь не летела —

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело —

Тем живём на земле. (А. Лесных)


Учитель:


— Давайте обобщим сказанное:


Каким делает человека доброта?


Ученики: доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.


Какой человек может быть добрым?


Ученики: добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.


Учитель:


— Сегодня, ребята, для словарной работы я выбрала слово «толерантность». Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности. Послушайте, как слово “толерантность” определяется на разных языках земного шара.


Сообщение подготовила Таня Коршунова


В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).


Учитель:


Какое из определений импонирует вам более всего?


Ученики: на арабском языке, т. к. более раскрывает смысл этого понятия.


Учитель:


— Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?


Ученики: т. к. у каждой нации свои представления о человеческих ценностях.


Учитель:

– Сегодня на уроке нам придется очень напряженно работать: отвечать на вопросы, анализировать, обобщать, делать выводы. Поэтому я рекомендую вам выполнить сейчас гимнастику “для ума”:

а) упражнения для пальцев (руки перед собой, ладонями вверх, поочередное сгибание и разгибание пальцев рук) выполняем 4–5 раз интенсивно.


Работа с текстом

А сейчас, ребята, я предлагаю поработать нам с отрывком из очерка Д. Гранина, известного писателя и публициста. А Катю Берест я попрошу прочитать его вслух.


О милосердии (По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии».)


В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Алгоритмы»

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить время, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?

С горечью, вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.


Частичный анализ текста.

— О чем этот текст?

– Как бы его озаглавили?

— В каком из абзацев содержится основная мысль текста? (запишите его в тетради). Зачитать попрошу Свету Осипович.


Равнодушие и даже бездушие стали в нашем обществе явлением привычным.

Упрекать других легко, когда сам находишься в бедственном положении.

Чувство взаимопомощи было присуще людям и во все время, но постепенно чувство отзывчивости исчезло.


— Что же делать, чтобы не было в мире одиночества или хотя бы было его меньше?

Как вы считаете?


Ответы детей

.

Надо быть добрым во всем.

Зло рождает зло.

Надо уметь творить добро для других.

Не обижать близких людей своим равнодушием.

Уважать привычки и вкусы чужих для вас людей.

Быть благодарным, всегда помогать тем, кому бывает трудно.


А сейчас приглашаю вас на физкультминутку.


Физкультминутка

Выпрямиться. Раз – посмотреть налево; два – посмотреть направо. Подравняться.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо.

Спинка ровная у нас,

А осанка – высший класс!


Построение синквейна.

После отдыха самое время заняться серьезной исследовательской и творческой работой. Итак, следующий этап урока это: Построение синквейна.


Учитель:

. Вспомните общую схему построения синквейна. Правила построения синквейна:

(этот слайд вам поможет сделать это):


1 строка — 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).


2 строка — 2 прилагательных, описывающих тему.


3 строка — 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.


4 строка — короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.


5 строка — синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).


Попробуем составить вместе синквейн для слов доброта, толерантность, милосердие.


Доброта

Отзывчивый, душевный

Поддерживает, помогает, облагораживает

Доброта спасёт мир

Душевность


Толерантность

Терпимый, снисходительный

Принимает, располагает, прощает

Толерантность способствует уважению

Терпение


Милосердие

Добрый, заботливый (неравнодушный, гуманный)

Свежие документы:  Конспект урока по технологии "Декоративно-прикладное искусство" 5 класс

Спасает, заботиться, оберегает (сострадать, сопереживать)

Милосердием мы бедны.

Гуманность (Любовь, Сострадание)


Учитель:

Вы хорошо справились с этим заданием, и, подводя итог, мне бы хотелось напомнить вам слова великого мудреца, просветителя Древней Руси Владимира Мономаха:


А куда ни пойдете,

Где ни остановитесь в пути,

Везде напоите и накормите

Всякого просящего…

…Вы же поступая хорошо,

Не ленитесь на все доброе.

Не пройдите мимо человека,

Не приветствуя его,

А скажите всякому при встрече

Доброе слово.

Я хотела бы к этим словам добавить слова В.Сухомлинского, которые по праву можно считать эпиграфом к нашему разговору:


Умей чувствовать рядом с собой человека,

Умей читать его душу,

Увидеть в его глазах радость,

беду, несчастье, горе.


Пусть эти слова будут вашим жизненным девизом. Сделайте доброе дело, помогите тому, кто нуждается в помощи, и вы будете сильнее. Дающий человек, помогающий всегда сильнее жестокого, равнодушного. Мне очень хочется, чтобы вы были сильными.

Наша сегодняшняя тема предполагает написание сочинения-рассуждения. Ребята, вспомните, какова композиция сочинения-рассуждения?


Ученики: композиция сочинения-рассуждения такова:


I. Основная мысль (тезис).


II. Доказательства:


а)…

б)…

в)…


III. Вывод.


Учитель:


-А закончить урок мне бы хотелось китайской притчей о “Ладной семье”:


Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

— И всё?

Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

— И мира тоже.

Учитель:

— Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс – это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

Учитель:


— Дома напишите сочинение: “Что такое толерантность?” на черновиках, используя материал урока.




Рефлексия.

Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вам понравилось работать на уроке, вы усвоили материал, вы довольны своей работой и работой своих товарищей, поднимите красный символ, если у вас есть какая-то неудовлетворенность, — синий, и если вы с нетерпением ждали, когда же кончится урок, и вы всем недовольны – желтый.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: