Урок русского языка в 9 классе «Бессоюзное сложное предложение»




Назарбаев Интеллектуальная школа

физико-математического направления г. Кокшетау

















Урок русского языка в 9 классе

«Бессоюзное сложное предложение»

9 класс







Подготовила учитель русского языка и литературы

Абдульманова Ляззат Тастанбековна











Кокшетау 2010

Урок русского языка в 9 классе


Абдульманова Ляззат Тастанбековна

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Назарбаев Интеллектуальная школа

физико-математического направления г. Кокшетау


Тема: Бессоюзное сложное предложение


Цель: Изучение бессоюзного сложного предложения

Задачи:

  1. Изучение бессоюзного сложного предложения: смысловые отношения,

знаки препинания, средства связи в БСП.

  1. Развитие связной устной и письменной речи, синтаксической,

пунктуационной грамотности; умения сворачивать информацию в опорную схему, таблицу.

  1. Воспитание культуры речи, нравственное воспитание.


Оборудование: учебник «Русский язык» Э.Д.Сулейменовой, художественный текст, слайды (опорная таблица, грамматический материал, задания), оформленная доска.


Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой. Формулировка цели урока, сообщение о лексической теме урока, предусматривающей размышления: «Умение держать язык за зубами – признак культуры человека»

  2. Повторение пройденного. Проверка домашнего задания.

Составление схемы, проверка домашнего задания.

Ученикам было дано опережающее домашнее задание:

— ознакомиться с теоретическими сведениями по бессоюзному сложному предложению, предложенными в учебнике;

— выписать по два предложения на постановку запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП.

Проверка выборочная: поднимаю карточку с изображенным на ней знаком препинания – ученики должны прочитать соответствующее предложение.


  1. Изучение нового материала:

1) Составление схемы классификации сложного предложения (запись на доске), ее рассмотрение, обсуждение.


Сложное предложение


Союзное бессоюзное

ССП СПП

Учитель с подачи учащихся на доске чертит схему, по ходу задавая вопросы:

  1. Охарактеризуйте сложное предложение.

Ответ:

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, связанных двумя способами:

1) при помощи интонации и союзов или союзных слов;

2) при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

2. На какие группы делятся союзные предложения?

Союзные предложения делятся на две группы:

1) сложносочиненные;

2) сложноподчиненные.

3. В чем их отличие?

В ССП предложения равноправны по смыслу и соединены

сочинительными союзами, в СПП есть главное и придаточное предложения,

соединенные подчинительными союзами, интонацией.

2) Учащимся предлагается найти в учебнике и прочитать определение

бессоюзного сложного предложения. А также найти подтверждающие

примеры из материалов учебника.

В ходе беседы акцентируем внимание на знаки препинания и смысловую связь между простыми предложениями в составе БСП.

3) Рассмотрение таблицы на слайде: теоретическое обоснование

постановки знаков препинания в БСП.

Случаи постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия

рассматриваем при помощи таблицы (правила, схемы, примеры).

Затем ученики на основании рассмотренного материала таблицы

формулируют правила постановки знаков препинания в БСП.

  1. Закрепление материала:

  1. Работа с текстом «О трех золотых куклах» из индийского фольклора.

Учащимся (предварительно) раздаются листы с текстом легенды.

Чтение текста учащимся.

Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, а третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так.

Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все три куклы – никакой разницы между ними нет.

И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец.

Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.

Тогда юноша сказал:

— Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия, — цена этой кукле самая высокая.

Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.

Задание:

Пересказ текста.

  1. Вопросы:

Какие качества людей символизируют эти куклы?

Какое из качеств вы цените в человеке?

К какому стилю речи вы относите этот текст?

  1. Задание:

Найдите в тексте БСП, объясните расстановку знаков препинания.

  1. Сообщение учителя:

Бессоюзные сложные предложения можно заменить:

А) сложносочиненными предложениями с сочинительными союзами

В) сложноподчиненными предложениями с подчинительными союзами.


  1. Коллективно составляем схему и записываем ее на доске и в тетрадях:

БСП [ ], сочинительные союзы и, а, но [ ].

БСП [ ], подчинительные союзы ( так как, потому что,

поэтому, если, когда, так что ).

  1. Диктант:

Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, цена на них была разная.

Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол.

Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение.

Куклы символизируют человеческие качества – тайна разгадана.

Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже.

Держать язык за зубами – очень жизненный фразеологизм.


Учащиеся пишут, расставляя знаки препинания, составляют схемы БСП в тетрадях.

Два ученика расставляют знаки препинания на интерактивной доске по очереди (по три предложения).

На доске (один ученик) составляет схемы предложений:

Куклы внешне были совершенно одинаковые тем не менее цена на них

была разная.

Один бедный юноша попросил передать султану он может разгадать тайну кукол.

Султан велел доставить юношу во дворец заинтересовало его смелое

предложение.

Куклы символизируют человеческие качества тайна разгадана.

Одна кукла дешевле другая дороже третья еще дороже.

Держать язык за зубами очень жизненный фразеологизм.


Одно предложение – синтаксический разбор у доски.

Куклы внешне были совершенно одинаковые тем не менее цена на них

была разная.



Взаимопроверка по слайду, комментарии, корректировка схем на доске по результатам проверки, проверка синтаксического разбора.

7) Устное задание:

Трансформация записанных БСП в ССП и СПП.

Проверка.

  1. Устное задание:

На слайде таблица:

Задание: расставьте предложения соответственно схемам.


  1. Слайд:

Даются пары простых предложений. Задания по группам: 1 вариант – составить СПП, 2 вариант – составить бессоюзные предложения.

Прочитать вслух, соблюдая правильную интонацию.

  1. Поднялся занавес. В зрительном зале стало тихо.

  2. Все устремились на платформу. Подошел поезд.

  3. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

  4. С балкона нам хорошо было видно сцену. Никто не мешал.


  1. Цифровой диктант.

  1. Запятая

  2. Точка с запятой

  3. Двоеточие

  4. Тире


  1. Будешь книги читать – будешь все знать. (4)

  2. Заходишь к ним и сразу чувствуешь: попал в особый мир со своими особыми интересами. (3)

  3. Я за свечку – свечка в печку! (4)

  4. Я выглянул из окна: темная туча висела над лесом. (3)

  5. Пили чай; гостей было много; разговор был общий. (2)

  6. В лесу светло, воздух чист и прозрачен, молодая трава блестит веселым блеском изумруда. (1)

  7. Весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. (3)

  8. Все кончено – глаза мои темнеют. (4)

  9. Приходит весна – все вокруг оживает. (4)

  10. Среди серых пустынных холмов зимой вечно скрутит поземка, летом стоит жара. (1)

Ответ: 4, 3, 4, 3, 2, 1, 3, 4, 4, 1.


  1. Итоги урока.

— Какую тему мы рассмотрели сегодня?

— Назовите знаки препинания в БСП.

— Чем можно заменить БСП?

— Какова главная мысль лексического материала?

— Какие пословицы, связанные с нашей темой, вы знаете?

Учащиеся называют известные им пословицы.

В заключение

Ученик читает стихотворение:

В.Солоухин

Когда ты хочешь молвить слово

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.


6. Оценки за урок.

7. Домашнее задание Теоретические сведения из учебника по БСП. Выпишите из упражнений учебника по 3 предложения на каждый знак препинания в БСП.

Список использованной литературы


1. Сулейменова Э.Д., Алтынбекова О.Б. Русский язык. 9 класс. – Алматы: Атамұра, 2008.

2. Шаймакова Р.К. Развитие речевой деятельности и усвоение языковых знаний на уроках русского языка и литературы. – Алматы: Атамұра, 2004.

3. Савко И.Э. Весь школьный курс русского языка. – Мн.: Современный литератор, 2006.

4. Солоухин В. Сборник стихотворений. – Мн.: Современный литератор, 1998.






Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Повторение"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: