Внеклассное мероприятие по русскому языку «Наш великий могучий прекрасный русский язык»


Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!

Пояснительная записка

Автор материала (ФИО)

Смирнова Нина Петровна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Красноперекопская общеобразовательная школа I-III ступеней №4 Крымской области

Название материала

Викторина по  русскому языку в начальной школе

Класс (возраст)

1 класс

Учебный предмет

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Данный ресурс можно использовать в любом УМК для начальной школы

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

Текстовый документ

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

При организации работы можно использовать проектор и экран

Цели, задачи материала

Привитие любви к великому русскому языку,

Формирование интереса к нему как к учебному предмету,

Повышение общей языковой культуры

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора.

Данная работа включает в себя задания для обучающихся 1 класса (независимо от образовательной программы и уровня подготовки обучающегося). Данную методическую разработку можно использовать  при организации предметной недели русского языка в начальной школе. Данная работа не требует от учителя большой подготовки и позволяет задействовать в работе большой круг обучающихся.

Список использованной литературы.

 

Используемая литература:

1. Я иду на урок в начальную школу (внеклассная работа, олимпиады и интеллектуальные игры)

2. Аверьянова И. В. Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники. Внеклассная работа в начальной школе

3.  Статьи из интернета.

Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный  русский язык»

На доске – эпиграф

Язык, великолепный наш язык
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
 

Константин Дмитриевич Бальмонт

Цель:

— прививать любовь к родному языку;

— закреплять знания и умения, полученные на уроках;

— воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;

— развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное  время;

— расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.

Задачи:

—  формирование интереса к нему как к учебному предмету,

— повышение общей языковой культуры

Оборудование:

 — высказывания писателей о русском языке;

— плакат с ребусами;

— карточки с заданиями.

Ход викторины

1. Вводный этап

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые участники нашей викторины.  Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня — его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие русские и зарубежные писатели.

Дети читают высказывания о русском языке.

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» 

Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

Ведущий. Наша викторина посвящена русскому языку. Участвуют три команды. Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри.(дети распределяются на три команды: желтые, синие, красные и болельщики)

Напоминаю правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся время.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан — поднять руку.

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.

2. Игра «Кто больше?». Нужно придумать слова, в которых звук (а) в начале слова. 

3. Разминка «Вопрос-ответ»  (каждый правильный ответ – 1 балл)

  1. Из чего состоит письменная речь?(из предложений)

  2. Из чего складываются предложения?(из слов)

  3. Звуки видят или слышат? (слышат)

  4. Что нужно написать, чтобы получилось слово? (буквы)

  5. Сколько букв в русском алфавите? (33)

  6. Сколько согласных букв? (21)

  7. Сколько гласных букв? (10)

  8. Первый звук в слове Яблоко? (й)

  9. Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки.(кость)

  10. Перечисли месяцы, названия которых заканчиваются на твердый согласный.(март, август)

  11. Какое количество мягких согласных звуков в слове «лейка»?(2)

  12. Составь предложение: щ.ку, и рыбак, лещ., поймал. Какие буквы пропущены? (Рыбак поймал щуку и леща)

4. Конкурс «Весёлая грамматика»

1 кл.

Из предложенных слогов составьте слова:

Лу мон ли но ня на ре мер ма ня мо ма

http://ped-kopilka.ru/images/rebus.gif


Игра «Вертолина» (для всех )

Сейчас, уважаемые болельщики, вы можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы. Для этого вам нужно выполнить задания. На листе вы видите 6 букв Д О К О С А. Сколько различных слов  — имён существительных  — сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде.

Читать разрешается в разных направлениях; буквы читать подряд.

(сад, сок, осадок, оса, док, коса, садок, ода, ад, око, код)

5. Игра «Найди лишнее»

Будьте внимательнее! Есть лишние слова  (ударение на 1 или 2 слог)

Имя           луна

Мама        налим

Лимон       номер

Игра с болельщиками «Доскажи словечко».

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал … (конем)

 

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, … (карандаш)

 

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная …  (картошка)

 

4. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть, без хруста,

Если я … (капуста)

 

5. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? … (коньки)

 

6.  По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки … (коса)

 

7. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется … (медведь)

 

8. В черном поле заяц белый.

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто ж этот заяц … (мел)

 

9. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? … (мышка)

 

10. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь

Этот зверь лесной … (медведь)

6. «Половинки»

(задание на развитие словесно-логического мышления)

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.


Любишь кататься,     люби и саночки возить.

Век живи,        век учись.

Старый друг лучше  новых двух.

Делу время, потехе час.

Игра с болельщиками

О каких знаках препинания идет речь?

Когда слова гремели и блистали, 

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало – 

Оно меня и свергло с пьедестала.

(Восклицательный знак)

 

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу – 

За то, что много знать хочу.

(Вопросительный знак)

Известно миру с давних пор,

Что знак я немаловажный

И не окончен разговор:

И начинает думать каждый.

(Многоточие)

 

Он очень вежлив:

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове, «мать» и в слове «дочь»

И в тихом лунном слове «ночь»

Чтоб никого не огорчать,

Он все старается смягчить.

(мягкий знак)

Вопросы для болельщиков

Придумайте слово, состоящее из трех букв и трех звуков.

Придумайте слово, состоящее из четырех букв и четырех звуков.

Придумайте имя девочки, в котором три слога.

Имя мальчика, в котором на один слог меньше.

Подсчитайте сколько букв и звуков в словах яблоко и енот.

Сколько слогов в именах: Петр и Алеша.

Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё)

Что означают эти выражения? Когда мы их употребляем?

— Шиворот на выворот («Совсем наоборот»);

— Спустя рукава («Трудиться неохотно»);

— Точить лясы («ничего не делать», «без пользы проводить время за разговором»).

8. Конкурс «Отгадай ребусы»

9.Игра анаграммы

Колос-

Исток-

Сон-

Сила-

Атлас-

Товар-

10. Заключение

Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами послушаем стихотворение о русском языке, которое написал узбекский поэт Сабир Абдулла.

СТИХОТВОРЕНИЕ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

 

Он твой наставник — великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

 

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово — свободы зарница,

Выучи русский язык!

 

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово –

Выучи русский язык!

 

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык!

Сабир Абдулла, узбекский поэт.

10. Итоги. Награждение команд.

Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.    

Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.

Подведение итогов. Награждение команд.










скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: