Внеклассное мероприятие по русскому языку «Умники и умницы»


Внеклассное мероприятие по русскому языку «Умники и умницы»


Цель: прививать детям любовь к родному языку;

развивать дух соревновательности,

умения принимать собственные решения;

воспитывать любовь к языку

Ход мероприятия:


1 тур: участники получают карточки со словами, куда надо вставить пропущенные буквы (10 слов) – на работу 5 минут, в это время зрители отвечают на вопросы разминки

Карточка

Уча…ствовать

Сверс…ник

Во…зал

Шос…е

Инт…рьер

Параш…т

Тер…аса

Ар…мат

Бат…рея

Магн…тофон

1 вопрос:

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

( Имя прилагательное)

2 вопрос:

Вспомните точное название картины художника Васнецова о трех богатырях.

(Богатыри)

3 вопрос:

Как пишется слово кое-кто?

(Через дефис)

(Участники на основании выполненных заданий выбирают получают места и право выбирать дорожки.)

Задания для красной дорожки

1.Почему в старину говорили: «Аз, буки и веди страшат, как медведи»?

( Обучение грамоте на Руси было очень трудным, давалось зубрежкой)

2. Какая грамматическая ошибка допущена учеником в высказывании?

Учитель: Приведи пример трения.

Ученик: Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком.

Задания для желтой дорожки

1.Сколько падежей в русском языке?

( Шесть падежей)



2.Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?

(Птичий базар – место массового сбора птиц на берегу, пустая болтовня, Птичий рынок – место, где продают птиц и другую живность)

3.Грамотный человек должен знать названия букв своего алфавита. Поэтому вспомните, названия каких букв составляют целую эпоху?

(ЭР-А)

Задания для зеленой дорожки

1.Вспомните последнее слово в пословице: Того, кто любит труд, дела не …

(Затрут или перетрут)

2.Сколько звуков в слове «ВЬЮГА»

( Пять звуков)

3. О чем ведется разговор:

— Это черная?

-Нет, это красная.

— А почему она белая?

— Потому что еще зеленая.

( О смородине)

4. Какие две формы речи существуют в языке?

( Устная и письменная формы речи)


2 тур: участники получают карточки со словами, куда надо вставить пропущенные буквы (10 слов) – на работу 5 минут, в это время зрители отвечают на вопросы разминки

1 вопрос

Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить одну букву другой, тогда вы получить новое слово:

С К в полях меня найдете.

С Г романсы запоете.

С В косички заплетете

( Колос, Голос, Волос)

2 вопрос

Имеют ли наречия окончания?

( Не имеют)

3 вопрос

Назовите подлежащее в предложении:

Сегодня с утра подморозило.

( Нет подлежащего)

Задания для красной дорожки

1.Почему по-разному можно понять предложение?

Из дома бабушки смех доносился.

2.Найдите загаданный звук:

Я – в озерах и реках, но в воде меня нет.

Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.

( Это звук «Р»)


Задания для желтой дорожки

1.Сколько в русском языке служебных частей речи?

(Четыре части)

2.Что объединяет следующие слова: Тбилиси, Дели, Токио, кофе?

( Все эти существительные мужского рода)

3.Отгадайте загадку:

Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной.

(Свет)

Задания для зеленой дорожки

1.Вспомните пословицу, по которой создан следующий газетный заголовок:

Каков факт, таков и акт.

(Каковы сани, таковы и сами)

2.Сколько звуков в слове ХЛОПЬЯ?

( Шесть звуков)

3.Пословицы есть только в русском языке или эти выражения интернациональные? Докажите.


( Это интернациональные выражения, при переводе чаще всего подбирается эквивалент пословицы в другом языке)

4. О каком языковом явлении идет речь?

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

( Слова с разными значениями — это омонимы)


Подведение итогов игры, награждение победителей.


скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: