Внеклассное мероприятие по русскому языку «Умники и умницы»


Внеклассное мероприятие по русскому языку «Умники и умницы»

Цели:

— Стимулировать интерес к изучению русского языка;

— Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;

— Воспитывать уважение к русскому языку.

ХОД ИГРЫ

Ведущий:

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,

НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!

Сообщение темы игры. Представление участников. Представление судейской коллегии (по — латински – «ареопаг» ). Объявление условий игры.

Игра состоит из 3 конкурсов и викторины. Игра командная. На игровом поле 3 стола. В игре представлены следующие задания:

1 конкурс «Говорите правильно».

2 конкурс Домашнее задание.

3 конкурс состоит из 9 заданий

Заключительная часть – викторина.

ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ!!!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИГРЫ

1 конкурс  «Говорите правильно»

Задание:  исправить ошибки в стихотворении

 «Между прочим»

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит цельный день».

В. Масс, М. Червинский

Время – 1 минута.

Жюри оценивает правильность выполнения задания (Макс. – 3 балла)

Ведущий зачитывает правильный ответ.

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хотим»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Сверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

2 конкурс «КОНКУРС КРАСНОРЕЧИЯ»

У участников игры было домашнее задание: подготовить поздравление с Международным женским днём.

Критерии: оригинальность, краткость, лаконичность, выразительность, эмоциональность и не в стихах.   (Макс. – 3 балла).

Подведение итогов.

3 конкурс. Знатоки

ЛЕКСИКА

Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.

Задание 1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Скажи одним словом

· Во весь дух.  (Быстро)

· Рукой подать. ( Близко)

— Спустя рукава (плохо)

· Сломя голову. (Быстро)

· Прикусить язык. (Замолчать)

— Кот наплакал (мало)

— Бить баклуши (Бездельничать)

За каждый правильный ответ – 1 балл (Макс. 7 балла)

Задание зрителям «Доскажи фразеологизм»

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

(«Водой не разольёшь»).

2. Мы исходили городок

Буквально… (вдоль и поперёк).

3. И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги)

 4.  Фальшивят, путают слова,

Поют … (кто в лес, кто по дрова)

5. Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

Задание 2.  ПОСЛОВИЦЫ.

Ведущий :

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе —  не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж, приступим, господа?

А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.

КОНКУРС «НАЙДИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ»

Человеческое слово…                                    по полёту.

Видно птицу…                                                   острее стрелы.

Речи что мёд,  …                                                книга растит человека.

Испокон века…                                                   а дела – что полынь.

Время выполнения: 1 минута.

За правильное выполнение задания – 1 балл.

Задание 3. СЛОВАРИ.

Словари – это вся вселенная в алфавитном

порядке. Если хорошенько подумать,

словарь – это книга книг. (А. Франс)

Ведущий: так ли необходим словарь нам в жизни, как считал Анатоль Франс? Тогда начнём состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

Свежие документы:  Сценарий внеклассного мероприятия: «Мы едины, МЫ - РОССИЯ» 5 класс

— Он даёт лексическое значение слова.  (Толковый)

— Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)

— Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов)

— Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)

— Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический).

— Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).

— В нём дано правильное написание слова. (Орфографический).

Жюри подводит итоги.

Вопросы зрителям:

1. Слова, которые имеют несколько лексических значений. (Многозначные)

2. Слова, употребляемые в той или иной профессии. (Профессионализмы)

3. Слова, употребляемые в той или иной местности. (Диалектные)

4. То, что слово обозначает. (Лексическое значение)

5. Слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь. (Слова — паразиты)

6. Словарный запас человека. (Лексикон).

ЭТИМОЛОГИЯ

Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

Задание 4. Задание всем командам: определить слово (1 балл), дать информацию о происхождении (2 балла).

По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его.  (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).

Время выполнения 1,5 минуты.

Задание зрителям:  Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»?  (Это исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег, и начинаются заморозки).

МОРФЕМИКА

Морфемика —  раздел науки о языке, изучающий морфемы как части слова.

Задание 5. КОНКУРС «ОТГАДАЙ СЛОВО»

Задание для всех команд:

Корень — в слове ПОДСНЕЖНИК.

Приставка – в слове ПОДЪЕЗД

Суффикс – в слове МЕДВЕЖОНОК

Окончание – в слове СТУЛ

За правильный ответ – 1 балл

Время выполнения: 30 сек.

Задание для зрителей:

Корень – в слове МОЛОДОЙ.

Суффикс – в слове СТУЛЬЧИК.

Окончание – в слове ТРАВЫ.  

(Молодцы)

МОРФОЛОГИЯ

Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Задание 6. ИМЕНА

На доске – лица мальчика и девочки. Под ними указаны  — нн- , — лл- , — мм -.

Какие имена им можно дать?

Задание:      записать как можно больше мужских и женских имён с указанной удвоенной согласной.

Какая команда назовёт больше имён, та и получает 1 балл.

ИМЕНА

ЖЕНСКИЕ

МУЖСКИЕ

Алла

Аполлон

Анна

Аполлинарий

Белла

Геннадий

Жанна

Иоанн (устар. от  Иван)

Изабелла

Иннокентий

Инна

Кирилл

Марианна

 

Нонна

 

Нелли

 

Римма

 

Стелла

 

Сусанна

 

Эмма

 

Элла

 

Задание 7. КОНКУРС «ТЁМНАЯ КОМНАТА»

Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога пар-. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и количество.

ПАР  —  —  -;

ПАР  —  —  -;

ПАР  —  —  -;

ПАР  —  —  -;

ПАР  —  —  -.

Время выполнения 1 минута.

(Парник, партер, пароль, партия, парень, паркет )

ФОНЕТИКА

Задание 8. Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковой состав речи.

Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:

— БУКВ  > ЗВУКОВ;

— БУКВ  < ЗВУКОВ;

— БУКВ  = ЗВУКАМ.

Юла, шитьё, уголь, коньки, линия, рассказ, пень, мост, семья, яблоко, солнце.

БУКВ  > ЗВУКОВ

БУКВ  < ЗВУКОВ

БУКВ  = ЗВУКАМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свежие документы:  Реализация межпредметных связей при изучении физики ( из опыта работы)

Команда получает 1 балл за правильность.

ОРФОГРАФИЯ

Задание 9. Орфография  — раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.

Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?

Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц, куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, — ещё получишь свою порц…ю».  (5 букв ы)

За правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.

Задание зрителям:  вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Ц…плёнок в ц…рке выступал,

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц…кле раз…зжал,

И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал

М…рковь и огурц… .

И только одного не знал,

Где и, а где же ы.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИГЫ

Ведущий: в качестве эпилога я предлагаю вам викторину. Командам по очереди будут задаваться вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда даёт неправильный ответ, вопрос переходит к зрителям.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.

1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это.  Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти.    (Камень)

2.  Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек  будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет?     (Иголка)

3. В неё можно переместить водоплавающую птицу, но всё будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это?     (Вода)

4. Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет?      (Соль)

5. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет?    (Шапка)

6. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он , взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это?     (Рак)

7. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые шутники любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему – то любят белки. Что это?     (Колесо)

8.  Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же это?    (Мёд)

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 11 класса «Счастливый случай»

9. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего – либо. Что же это такое?      (Ключ)

Ведущий: на этом игра для наших команд заканчивается и мы даём время жюри для подведения итогов, а в это время я задам несколько вопросов зрителям.

Викторина для зрителей.

1.  За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из – за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет?     (Яблоко)

2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это?     (Хлеб)

3. С её помощью древнегреческий герой Тезей нашёл выход из лабиринта Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а непогоду ни одной её сухой не остаётся. Что это за предмет?    (Нить)

4. Именно про неё замечательная русская поэтесса А. А. Ахматова написала стихотворение. Вот строки из него:

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем её в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, не  мотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже…

Когда всё хорошо, она обетованная, а когда плохо – она горит под ногами. У неё есть пуп и край. Сквозь неё можно провалиться. Что же это такое?     (Земля)

5. Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это?   (Медведь)

6. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за двумя, и убивают, опять – таки из жадности, двух. И наговаривают на них, будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных сказках они в дураках остаются. Кто же это?    (Заяц)

7. Он может подкатиться к горлу и застрять в нём. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану – царевичу. Что же это за фольклорный элемент?     (Клубок)

8. Козла упрекают в том, что предмета, загаданного мной, у него не бывает, но все почему – то упорно верят, что таковое есть. В сочетании с кровью оно даёт странную смесь, но люди утверждают, что это хорошо и красиво. Из него выложен путь, по которому ориентируются мореплаватели. И что же это такое?    (Молоко)

9. Он бывает Александрийский, исполнительный, больничный и обходной. С него можно петь, играть или читать без предварительной подготовки. Иногда он пристаёт или дрожит, как у известного дерева. Что это?   (Лист)

Подведение итогов игры. Объявление команды – победительницы.

Подсчёт очков у зрителей. Вручение грамот.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: