Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №50»
города Калуги
Конспект классного часа
в 4 классе
«Имею право на права»
подготовила
учитель начальных классов
Меженная Ольга Станиславовна
г. Калуга
2013
Цель классного часа: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.
Задачи классного часа:
1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.
2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
4. Воспитывать уважение к другим людям.
5.Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
6.Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, фотовыставка, книжная выставка, выставка детских рисунков и сочинений.
Ход классного часа
Демонстрация отрывка из мультипликационного фильма «Смешарики» («Азбука права»)
Вступительное слово учителя
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек.
Учитель: Тема нашего классного часа: «Имею право на права». Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Земля.
Учитель: Как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Учитель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.
Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.
Учитель: Правила – это законы. В каждом государстве свои законы, все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов. Я предлагаю вам познакомиться с данными документами.
1 ученик:
Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».
Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.
2 ученик:
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка».
3 ученик:
20 ноября историческая дата для 2 миллиардов детей всего мира. В этот день Генеральная Ассамблея ООН приняла важный международный документ – Конвенцию о правах ребенка, которая закрепляет нормы детского здоровья, образования, социальной защищенности, приемлемого уровня жизни, досуга. Конвенция также утверждает право ребенка на спокойное детство и защиту от насилия, право на родной язык и культуру, на благоприятную экологическую среду, право на свой образ мыслей. Страны, присоединившиеся к Конвенции обязаны максимально использовать все имеющиеся средства для обеспечения прав ребенка. 191 страна, в том числе и Россия, уже присоединилась к Конвенции ООН о правах ребенка.
Никогда еще участие государств в международной конвенции не было таким активным. Впервые в истории дети всего мира получили закон, защищающий их очевидные права.
Учитель:
Итак, конвенция – это договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей.
Давайте перечислим права детей:
(Ученики зачитывают права детей)
каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
дети имеют право жить с родителями;
дети имеют право на медицинскую помощь;
дети имеют право на обучение;
дети имеют право на отдых;
дети имеют право на охрану и защиту.
1 ученик:
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
2 ученик:
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
– Ты проживаешь в семье. Это слово состоит из двух слов “семь” + “Я”.
– Что же такое семья? (Семья – это папа, мама, бабушка, дедушка, ты сам, твой брат или твоя сестра. Все вы – близкие родственники и проживаете вместе в одном доме или квартире.)
В октябре в нашей школе проходил месячник семьи. Наш класс принимал активное участие в конкурсе рисунков по данной тематике. Был спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!», где мы заняли почетное 1 место, получили кубок. Мы с вами писали сочинения на тему « Моя семья». Давайте некоторые сочинения зачитаем. (ответы детей)
– Каждый из нас живет в семье со своими родителями. Родители и ребенок имеют свои права и обязанности. Какие есть права у детей в семье?
Ты имеешь право:
– жить и воспитываться в семье
– знать своих родителей
– на общение с родителями
– на воссоединение с семьей
– на получение содержания от своих родителей
– на заботу, воспитание со стороны родителей
– на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей
– А сейчас, когда мы вспомнили какие права и обязанности у нас есть, давайте попробуем отгадать, какие права нарушаются в известных нам в сказках. Вы должны объяснить, почему вы так считаете, чьи права были нарушены и кто помог восстановить справедливость.
“Морозко»
Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
Вези, вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели! Вези её в лес на трескучий мороз!
Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.
Собирайся, милая дочь.
– Ну что, ребята, вспомнили сказку? Скажите, на какое право детей посягала старуха? (дети отвечают)
– Правильно, ребята! Эта жестокая женщина нарушала права ребёнка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности.
“Снежная королева”
Кай, я вижу тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе ещё много снежинок и других красивых вещей, а ещё дам тебе мороженое.
Нет, я не пойду с тобой!
Герда, спаси меня. Мне холодно!
Кай, я обязательно тебя спасу.
– Какое право ребёнка нарушила королева? (Учащиеся отвечают.)
– Правильно, ребята, запрещены похищения детей. Дети – не вещи. Дети – это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.
“Золушка”
Матушка, можно я тоже поеду на бал.
И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну а если управишься, то можешь потом приехать на бал.
Я и за три дня не смогу всё это переделать!
– В этой сказке нарушены права на отдых и досуг детей.
– Молодцы, Вы хорошо справились!
Давайте еще раз вернёмся к семье. В некоторых семьях бывают случаи насилия и жестокости со стороны родителей. Сейчас мы вместе посмотрим следующий видеосюжет (о насилии в семье)
Что мы с вами наблюдали? (нет гуманного отношения к ребенку, со стороны родителей неуважительные высказывания, грубость, мы слышим звуки ремня, как будто кого – то избивают)
Такого не должно быть. Если есть проявления жестокости и насилия в семье надо рассказать об этом классному руководителю, есть специальные службы доверия, где вы можете рассказать о своих бедах, проблемах, вы имеете на это право.
У каждого из вас на парте лежит специальная памятка, в которой указан порядок обращения к Уполномоченному по правам ребенка в Калужской области, даны телефон, указан адрес. Памятку эту не теряйте. Ведь в жизни все может случиться.
Учитель: Мы много говорили о правах. Но с правами тесно связаны обязанности, которые также надо неукоснительно соблюдать.
Как называется Главный закон нашей страны?
Учитель: да, главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации».
Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у граждан есть права и обязанности.
Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником — Днем Конституции РФ.
Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:
Обязанности:
Соблюдать законы.
Охранять природу.
Защищать отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование.
Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе такую сценку:
Сценка «Про Петю». Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.
В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя накажу!
Сын: Это проявление жестокости. Папа!
Учитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова)
Есть у вас обязанности в семье? Какие?
Обязанности в семье:
– уважительно относиться к родителям
– уважительно относиться к бабушке и дедушке
– заботиться о родителях
– помогать родителям по дому
Существуют ли обязанности у учеников? Какие?
Знакомство с правами и обязанностями школьников.
Существуют свои законы и на предприятиях, фабриках и заводах, в здравоохранительных и учебных заведениях. О том, какие права и обязанности есть у учащихся нашей школы, можно узнать из Устава школы.
Это своего рода Главный закон, по которому живет наша школа.
(Памятка «Права и обязанности школьника»).
В уставе нашей школы есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся. Давайте их озвучим. Права и обязанности учащихся можно увидеть внизу в вестибюле школы.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ШКОЛЬНИКА
Учащиеся имеют право
— открыто высказывать свое мнение о качестве образовательного процесса;
— вносить предложения об изменениях в образовательную деятельность школы;
— использовать школьные средства массовой информации, издавать газеты и рукописные журналы;
— создавать различные общественные объединения, если они не противоречат соответствующему закону;
— принимать участие через соответствующие общественные организации в управлении школой, вносить предложения и замечать, критиковать руководство школы;
— выбирать индивидуальный план для углубленного изучения различных предметов;
— использовать право экстерната, семейного обучения, досрочной сдачи экзамена.
Учащиеся обязаны
— подчиняться правилам внутреннего распорядка Учреждения;
— уважать в учителе человека, ценить его стремление передать ему знания;
— дорожить честью Учреждения как своей собственной, преумножать ее традиции, овладеть знаниями;
— владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
— строго спрашивать с себя, уметь признавать ошибки свои и товарищей;
— быть нетерпимым к равнодушию, жестокости, зависти, обману, заботиться о младших школьниках.
Подведение итогов. Рефлексия.
Проверочный тест «Занимательное правоведение» (приложение)
Учитель: Ребята, сейчас мы отправимся с вами в очень интересное путешествие. Под названием «Занимательное правоведение». Давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать (работа над тестом см. презентацию)
Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Дети: Право на образование.
Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить нашу встречу можно такими словами:
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Дети выходят с флажками и исполняют песню
Использованные материалы и Интернет-ресурсы