Конспект урока для 9 класса «Семейное право»


Opel Calibra Club :: Просмотр темы - необходимая оборона?








Урок обществознания в

9 классе на тему:

«Семейное право»




Методическая разработка

учителя истории и обществознания

МОБУ СОШ с. Октябрьское

Крыловой Л.В.
















Урок обществознания в 9 классе на тему:

«Семейное право»

Учитель истории и обществознания Крылова Л.В.

Цели урока:

Образовательная:

  • способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи.

Развивающая:

  • продолжить развивать логическое мышление;

  • умения анализировать и обобщать изучаемый материал;

  • вести, аргументировано доказывать собственную точку;

  • работать с правовыми документами, источниками.

Воспитательная:

  • способствовать формированию отношения к семье;

  • способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности.

Тип урока: урок изучения нового материала;

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Технология критического мышления;

Понятия: брак, ЗАГС, семейное право, личные и имущественные отношения, брачный договор, брачный контракт, «гражданский брак», законный режим имущества, договорный режим имущества, свидетельство о браке.

Оборудование: видеопроектор, раздаточный материал: задания для групп;

Литература: 
Семейный кодекс Российской Федерации.
Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т. Кинкулькин, А.И.Матвеев. Обществознание. М.: Просвещение, 2012, с.274-277.

Технологическая карта урока

I. Организация начала урока.

Здравствуйте, я приветствую вас на уроке на обществознания. Пусть для вас сегодня будет добрым день и продуктивным урок.

Учитель зачитывает притчу (создание проблемной ситуации по выявлению названия темы урока и постановки задач урока).

Притча «Ключ к миру в семье»

Живут в соседних домах две семьи. В первой семье все время ссорятся, а во второй — всегда тишина и взаимопонимание. Жена из первой семьи говорит мужу:
— Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо.
Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась. Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит:
— Прости, дорогой, я виновата.
Он:
— Нет, это ты прости, я виноват.
Подслушивающий мужчина расстроился и пошел домой. Дома жена спрашивает:
— Ну, что, посмотрел?
Муж:
— Да!
Жена:
— Ну что?
Муж: — Все понял! У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ.


2. Постановка учащимися проблемы урока.
А) подводящий проблемный диалог:
— Зачем я рассказала вам эту притчу? Какую роль играет взаимопонимание в нашей жизни, в семье? Зачем нужны хорошие, дружелюбные отношения в семье между мужем и женой? Как вы думаете, какую тему на уроке мы будем изучать? Актуальна ли она для ваших современников и почему? 
(интерактивный диск, сравнительная таблица разводов и бракосочетаний ).Какие задачи нам нужно решить на уроке?
3.Выстраивание ассоциативного ряда:

(В результате беседы идёт выстраивание ассоциативного ряда: брак — любовный союз мужчины и женщины, брачный контракт, ЗАГС, семья, право, ответственность, семейный долг, рождение и воспитание детей и т.д).
На доску выводятся все названные слова. Затем учащимся даётся задание составить определение «брак» и записать в тетрадь.
– К какой отрасли права относится данное понятие? (семейному праву)

План: (слайд)
1. Что такое семейное право?

2. Источники семейного права.
3. Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака.
4. Личные и имущественные права и обязанности супругов.

5. Какие нужно знать права и обязанности супругов, чтобы создать прочную семью.

4. Работа с терминологией:
– Что такое семейное право? Попытайтесь дать собственное определение «семейное право». В конце урока мы к нему вернёмся.
На экран выводится слайд из презентации:
«Совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, образуют одну из отраслей частного права – семейное право».
Понятие и тема урока «Семейное право» записывается в тетрадь.
5. Актуализация знаний и смыслов.
Заполнение 1 и 2 столбика таблицы учащимися:

«Знаю»

«Хочу узнать»

«узнал»

Право – это совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством;

Норма права — это общеобязательное формально – определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников;

Отрасль права —  совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования;


Гражданское право регулирует имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право;

 

 

Перечень вопросов на слайде, учащиеся отвечают и заполняют таблицу.

6. Проверка результатов зачета по терминам, оценивание.

II. Изучение нового материала.

1.Активное восприятие информации.

Рассказ учеников «Немного истории»

Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака: похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно. 
С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введение в ХIв, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступлении в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью. 
Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное.
С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться. Гражданский брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев. 

С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится невозможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, — гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании.
После Октябрьской революции 1917 г были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства:
 декрет « О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского брака  в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было согласия будущих супругов. 
Декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были переданы в введение местных судов. 
Согласно ныне действующему Семейному кодексу семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года.

Вопросы учителя:1. какие традиции сохранились до наших дней? (церковное венчание, добровольное вступление в брак) 2. Что такое брак? (Брак – это свободный и равноправный союз мужчины и женщины. Моногамия — это единственная форма брака, признанная в западных странах и в России. В некоторых государствах, где господствует мусульманская религия, существуют полигамные браки (многоженство)
Брак должен обязательно быть зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (загс). 3. Условия вступления в брак?

2. Изучение учащимися Семейного кодекса (групповая работа).

Глава 3 СКРФ. Условия и порядок заключения брака.

Глава 4 СКРФ. Прекращение брака.

Вопросы и задания: 1. Назовите условия вступления в брак. 2. Назовите, какие вы знаете виды брака (фактический, гражданский) 2.Порядок расторжения брака?

Глава 6 СКРФ. Личные права и обязанности супругов 1, 2 группа.

Глава 7 СКРФ. Законный режим имущества супругов 3, 4 группа.

Вопросы и задания: 1. Что относится к личным правам и имущественным правам?

Работа учащихся в рабочих тетрадях.

Имущественные права и обязанности также важны. К имущественным                                                                                                                   правам относится право на личную собственность
— имущество приобретенное до брака
— получение в дар кем-либо из супругов во время брака (например в телевизионном конкурсе муж выиграл видеокамеру)
— полученное в наследство
— личного пользования, за исключением предметов роскоши
Все имущество, которое супруги нажили во время брака( за исключением личного имущества), по СК считается их совместной собственностью. Свои имущественные права и обязанности супруги могут сами определить в брачном договоре, который заключается в письменной форме и обязательно подлежит нотариальному заверению.

Справочная информация.

После того, как супругам выдается свидетельство о браке, у них появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Они разделяются на личные и имущественные права.
У регионов есть право некоторые вопросы семейно-брачных отношений решать самостоятельно, с учетом национальных и региональных особенностей. Новый Семейный кодекс Татарстана вернул традицию присваивать ребёнку в качестве фамилии имени отца или одного из дедушек., но это возможно только если родители носят разные фамилии. Например, супружеская пара, Султанов Амир Василович или Закирова Гульнара Хабировна. Их ребёнок может быть записан как Султанов, Амиров, Василов, Закиров, Хабиров. И ещё одно новшество в национальных традициях, которое предлагает гражданам республики новый Семейный кодекс республики Татарстан. Теперь при заключении брака можно выбрать усеченный вариант либо сокращенную форму (дериват) фамилии одного из супругов. Например не Хакимов, а Хаким.

Справочная информация учащихся об итогах социального опроса.

3. Физкультминутка для глаз.

4. Закрепление изученного материла.

Игра «Человек и закон». (звучит музыка)

Условия: при правильном решении правовых задач, победившей команде вручается статуя Фемиды – богини правосудия.

Задача 1.

Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребёнок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключении брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в загс и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать.

Как должны поступить работники загса?

Задача 2.

Дмитриев Сергей, сын священнослужителя, и Марина Семенова решили пожениться. Будучи людьми верующими и прислушиваясь к совету своих родителей, они решили заключить брак с помощью церковного обряда. После этого они отправились в свадебное путешествие. По приезде в один из населённых пунктов молодожены обратились в гостиницу с просьбой предоставить им номер на двоих. Администратор гостиницы, не найдя в паспорте штампа о регистрации брака, поселила их в разные номера, сказав, что в соответствии с внутренними правилами гостиницы вместе могут быть поселены только супруги.

Правомерны ли действия администратора гостиницы?

Задача 3.

Молодые супруги Светлана и Игорь, вступая в брак, поклялись друг другу в верности на всю жизнь. Свое обязательство никогда не расторгать брак и сопровождать друг друга пожизненно они зафиксировали на бумаге и, скрепив подписями, положили в шкатулку с фамильными ценностями.Спустя год Игорь, приехав из отпуска, который он проводил на море, признался, что полюбил другую женщину. Светлана сказала, что она бы согласилась на развод, если бы они не заключили соглашение никогда не расторгать брак.

Разрешите данную ситуацию

Задача 4.

Семья Петровых, долгое время копившая деньги на приобретение автомашины, наконец ее купила Машина была зарегистрирована на имя супруга. Через несколько лет супруги решили расторгнуть брак. Не сумев поделить имущество, они обратились в суд с иском о разделе имущества. Муж настаивал на том, чтобы машина не включалась в массу общего имущества, мотивируя это тем, что машина записана на его имя и поэтому считается его собственностью. Помимо этого, он обратил внимание суда на то, что его жена не умеет водить автомобиль.

Как разрешить данную ситуацию?

Задача 5.

При заключении брака Сергей Павлов сразу признался жене, что он с детства не любит мыть посуду, и попросил Женю взять раз и навсегда эту обязанность на себя. В период эпидемии гриппа Женя тяжело заболела, и посуда несколько дней оставалась немытой. На просьбу жены навести порядок, Сергей отвечал, что это не его обязанность, да и не умеет он мыть посуду, поскольку в их семье этим занималась мама.

Оцените эту ситуацию с точки зрения личных прав и обязанностей супругов.

Задача 6.

Папа с мамой обсуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Их дочь Ирина со вдохом заметила, что дача на которой она всегда проводит свои летние каникулы, ей изрядно надоела. Мать, косо взглянув на неё, сказала: «Помолчи, не доросла ещё».

Оцените ситуацию с точки зрения закона.

Задача 7.

Семиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения от бабушки и дедушки подарок 1000 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что ей очень нравится тяжелый рок и на все деньги она накупит дисков.

Оцените ситуацию с точки зрения закона.

Ответы



Задача 1. В соответствии со ст.11 СК РФ брак производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак.


Задача 2.

Да. В соответствии со ст. 1 п. 2. СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

Задача 3.

Согласно ст. 19 СК РФ препятствий для расторжения брака нет, т. к. имеется взаимное согласие на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей. Расписка не может служить препятствием для расторжения брака.


Задача 4.

В соответствии со ст.34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью… независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено.


Задача 5.

В соответствии со ст. 31 СК РФ

п. 2 … вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

п. 3 Супруги должны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи…


Задача 6.

В соответствии со ст.57 СК РФ Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учёт мнения ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.


Задача 7.

В соответствии со ст.60 СК РФ ребёнок имеет право собственности на доходы полученные им, имущество полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребёнка.


5. Сопоставление нового и старого знания (заполнение таблиц, оставшейся графы).

Выводы и возвращение к проблеме урока: «Какие нужно знать права и обязанности, чтобы создать прочную семью?» (ответы детей) Формирование модели вместе с учащимися «Правила поведения в семье супругов»

6. Закрепление материала. Составление синквейна (3 группы); Решение тестов на интерактивном диске (4 группа).

Что такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Структура синквейна

1 строка – тема или предмет, обычно существительное отражающее главную идею.

2 строка – два прилагательных, описывающие основную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из четырех слов, в которой отражается мнение к теме или предмету разговора.

5 строка – «смысловой синоним», вывод, итог, обычно существительное, отражающее сущность темы.


1.Семья

Крепкая, любящая,

Помогает, поддерживает, выручает.

Папа, мама, я…

Взаимопонимание.

2.Семья

Крепкая, счастливая,

Любит, помогает, защищает.

Семья – это семь я.

Понимание.

3. семья
драгоценная родная
живет здравствует процветает
там где тебя понимают
ячейка общества

4.семья
организованная социальная
живут обладают связаны
общностью быта и взаимной ответственностью
группа людей

5.семьянин
примерный внимательный
заботится любит живет
глубоко привержен интересам семьи
мужчина

6.Семья.
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа дисциплины.
Ребенок.

7.Семья
Большая, богатая.
Воспитывает, развивает, формирует.
Дорожить ею нужно каждому.
Родители.

7. Фаза рефлексии (дерево и яблоки) оценивание в виде психологического настроя.



8.Домашнее задание: изучаем параграф 15. А. В 1- 3. В. В 4- 5. С. Проблема и практикум.

9


скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: