Конспект урока на тему «Легко ли быть культурным»


Тема. Легко ли быть культурным

Цели: формирование у учащихся культурно-нравственных ценностей Задачи:

  1. развивать познавательную активность обучающихся, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений искусства;

  2. воспитывать патриотизм, формировать чувства прекрасного.

  3. привлечь внимания учащихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия.



1 Оргмомент.

Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, его отношениях к людям и окружающей его природе.

ГОРОШИНЫ Музыка

Протяните свои ладони , внимательно рассмотрите и скажите, на что похожа эта горошина. Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. А теперь давайте поразмышляем о том, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой копии планеты Земли.

Закрыли глаза и пофантазировали.

(Звучит запись шума ветра, морских волн, грома, молнии, капель дождя.)

Что представляете, что увидели? ( Ответы детей)

Рассмотрите схему-карту Слайд 2

Ребята, кто знает, сколько таких «Я» живёт на Земле? На нашей планете ПЯТЬ миллиардов жителей. Это очень много. Это очень много. Но каждый человек — это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый должен стараться стать лучше .

Может ли человек прожить один?

Да человек постоянно нуждается в общении.

Всем людям хватает места на Земле, солнца, воздуха,воды и пищщи. Но на нашей планете есть два мира:

-мир искусства, любви, добра

-мир пошлости, глупости , скуки

Каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить.

А что выбираете вы?

Теперь я вам прочту определение , а вы постарайтесь ответить, что это:

Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей»

Ответ детей : культура.

«Культура» от латинского cultura — воспитание, образование, развитие. Слайд №3.

Термин “культура” (от латинского “возделываю”) имеет в литературе около 1000 определений. Культура — это сумма всех видов человеческой деятельности. Она включает в себя: язык, книги, картины, обычаи, религии.

 — Различают материальную и духовную культуру.

 — Материальная культура создается в процессе материального производства, продуктами ее являются здания, оборудование, станки.

 — К духовной культуре относятся искусство, наука, философия, литература.

С духовной культурой мы встречаемся, когда слушаем музыку Чайковского, Бетховена, читаем произведения Пушкина, созерцаем картины Репина, Сурикова, наслаждаемся игрой лучших актеров мира.

Театр, кино, литература –

Вот где Российская культура!

Скульптура, живопись, балет –

Культуры лучше нашей – нет!

В переводе с латинского языка слово «культура» означает — обработка, образование, воспитанность. Это слово употребляли как противоположное слову «натура» — природа. Т.е. все, что создал сам человек обрабатывая и познавая окружающий мир и это помогает ему совершенствоваться самому. Помогает быть образованным и воспитанным.

 — Попробуйте составить словосочетание со словом «культура». ( культурный человек)

Проблемный вопрос.

А кто такой культурный человек?



— Ребята, скажите, что мы должны с вами делать для того, чтобы нас считали культурными людьми?

 — Часто ли вы повышаете свою культуру? Каким образом?

 — Ребята, 2014 год был объявлен президентом РФ годом культуры.

В Указе говорится, что Год культуры будет проведен с целью «…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всём мире».

Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам.

Что мы можем сделать для сохранения культуры нашей страны?

  1. больше интересоваться произведениями искусства;

  2. переосмыслить свои жизненные ценности;

  3. приобрести положительный опыт общения с художественным творчеством

  4. активнее участвовать в культурной жизни страны, края, города, школы.

ЧЕГО ждёт от нас наша страна?

-целеустремлённости, лидерских качеств и организаторских способностей

опрятности, вкуса к красивым вещам

-умение отличать хорошее от плохого

развитой речи и интеллектуальных способностей

-заботливом отношении к окружающему миру

уважения к старшим и заботе о младших

-адекватности и умения общаться в коллективе

Давайте поразмыслим, Что такое хорошо и что такое плохо:

Ребята, а вы знаете некоторые правила культурного поведения на уроке. Мы говорили о том какой он культурный человек. А культурность складывается из маленьких каждодневных правил. Давайте попробуем изложить правила поведения в стихах, которые сочиним сами. Я буду называть первую строчку , а вы вторую.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и … (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай не …(перебивая)

Говорите чётко, внятно,

Чтобы всё было … (понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку …. (поднимать)

Запомни, что поют на пении,

Читают на уроке ….(чтения)

На математике считают

На перемене…(отдыхают)

Будь прилежен на уроке

Не болтай: ты не …(сорока)

Если друг стал отвечать

Не спеши …(перебивать)

А помочь захочешь другу

Подымай спокойно …(руку)

Чтоб не встревожились врачи

На переменах не …(кричи)

Когда звонок раздался снова

К уроку будь …(готовым)

Черты культурного человека
Ответственный

Образованный

Способность к сопереживанию и уважению

Стремление к духовному обогащению

Патриот

Знает и сохраняет обычаи своего народа.

Итог

 — Где вы можете использовать знания, полученные на уроке? (в учебе, в общении с другими людьми, в обществе





скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: