Конспект урока на тему «На что имеем право?»


Тема: « На что имеем право?»

(учебно-игровое занятие)

Цели:

ДАТЬ ДЕТЯМ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТЬ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННЫМИ ГРАЖДАНАМИ СВОЕЙ СТРАНЫ;

ПОБУЖДАТЬ ДЕТЕЙ БОЛЕЕ ШИРОКО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ИГРЕ ЗНАНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ;

УЧИТЬ НАХОДИТЬ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОТВЕТ ПУТЁМ ОБСУЖДЕНИЯ;

ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖЕНИЕ К ВЫСКАЗЫВАНИЯМ ОДНОКЛАССНИКОВ, ИХ ПРАВАМ.


Оборудование:

МОДЕЛЬ СОЛНЦА, КАРТОЧКИ




Словарь:

ООН (Организация Объединённых Наций) – организация, цель её – поддерживать мир во всём мире, развивать дружеские отношения между народами.

Конвенция о правах ребёнка – документ, в котором изложены права ребёнка, защищающие интересы детей.


1. ДОБРЫЙ ДЕНЬ ДОРОГИЕ РЕБЯТА, ГОСТИ!

СЕГОДНЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ ОСОБЫЙ ДЕНЬ – ДЕНЬ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ.

МЫ С ВАМИ СОБРАЛИСЬ НА ЗАНЯТИЕ, КОТОРОЕ НАЗЫВАЕТСЯ «НА ЧТО МЫ ИМЕЕМ ПРАВО».

ПОСЛУШАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ВНИМАТЕЛЬНО И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОС, КОТОРЫЙ БУДЕТ ЗАДАН В КОНЦЕ.


  • ОЧЕНЬ МНОГО СТРАН НА СВЕТЕ,

ЭТО ЗНАЕТ КАЖДЫЙ.

КТО, СКАЖИТЕ, В СТРАНАХ ЭТИХ

САМЫЙ – САМЫЙ ВАЖНЫЙ?

          • (ПРЕЗИДЕНТ)


  • ПРО ВОЖДЕЙ И ПРО ЦАРЕЙ

ЗНАЕМ МЫ С ПЕЛЁНОК,

НО ГЛАВНЕЙ, НУЖНЕЙ, ВАЖНЕЙ

ДЛЯ СТРАНЫ – РЕБЁНОК!


КАК ПОНИМАТЬ ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА?


20 НОЯБРЯ (ПО ПРАВОВОМУ КАЛЕНДАРЮ) – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ РЕБЁНКА!


20 НОЯБРЯ 1989 ГОДА ООН ПРИНЯЛА КОНВЕНЦИЮ О ПРАВАХ РЕБЁНКА. ПОТРЕБОВАЛОСЬ МНОГО ЛЕТ, ЧТОБЫ ПОДГОТОВИТЬ ЭТОТ ВАЖНЫЙ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОКУМЕНТ.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ООН ИЗУЧАЛИ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА.

ОНИ ПОБЫВАЛИ В АФРИКАНСКИХ СТРАНАХ, ГДЕ ДЕТИ УМИРАЛИ ОТ ГОЛОДА В СВЯЗИ С ЗАСУХОЙ И НЕУРОЖАЕМ.

В СТРАНАХ АЗИИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ООН ВИДЕЛИ СОВСЕМ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ, ВЫНУЖДЕННЫХ ТРУДИТЬСЯ, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ООН ИЗУЧАЛИ ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ.

ОНИ СОБИРАЛИ СВЕДЕНИЯ О СОСТОЯНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ. БЫЛО ВЫЯВЛЕНО МНОГО ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КОТОРЫЕ НЕ ПОСЕЩАЛИ ШКОЛУ И ДАЖЕ НЕ УМЕЛИ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ.

НАША СТРАНА, ПОДПИСАВ КОНВЕНЦИЮ О ПРАВАХ РЕБЁНКА, ВЗЯЛА НА СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ОБЕСПЕЧИТЬ ДЕТЯМ РОССИИ ВСЕ НАЗВАННЫЕ В НЕЙ ПРАВА. ПОЭТОМУ КАЖДОМУ РЕБЁНКУ, ЖИВУЩЕМУ В РОССИИ, СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ОБ ЭТОЙ КОНВЕНЦИИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ.

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА – ОБЪЁМНЫЙ И ДОСТАТОЧНО СЛОЖНЫЙ ДОКУМЕНТ.

СЕГОДНЯ МЫ СДЕЛАЕМ ПЕРВЫЕ ШАГИ В ИЗУЧЕНИИ ПРАВ РЕБЁНКА.


ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ:

КТО — ТО УТРОМ НЕ СПЕША

НАДУВАЕТ КРАСНЫЙ ШАР,

А КАК ВЫПУСТИТ ИЗ РУК –

СТАНЕТ ВДРУГ СВЕТЛО ВОКРУГ.

(СОЛНЫШКО)


СЕГОДНЯ НАШУ ВСТРЕЧУ ОСВЕЩАЕТ «СОЛНЫШКО». И НЕ СЛУЧАЙНО.


— КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ СОЛНЦЕ ДЛЯ ВСЕХ ЖИТЕЛЕЙ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ?

(СОЛНЦЕ ДАЁТ ЖИЗНЬ ВСЕМУ ЖИВОМУ).


ЭТО ДОБРОЕ И ЛАСКОВОЕ СОЛНЫШКО ПОМОЖЕТ НАМ ПОНЯТЬ, ЧТО ЖЕ САМОЕ ВАЖНОЕ ДЛЯ НАС, ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ЦЕНИТЬ И БЕРЕЧЬ.

БЕСЕДА (ПРОБЛЕМНО – ПОИСКОВЫЕ СИТУАЦИИ):

  • ЧТО ДЛЯ ВАС ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ЦЕННЫМ И ДОРОГИМ?

          • (ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ)

СТ.3.- ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА ЖИЗНЬ, ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ.


  • — НЕ МЕНЕЕ ВАЖНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ …………( ЗДОРОВЬЕ)

СТ.25.- ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.


  • — КАЖДЫЙ РЕБЁНОК, КОТОРОМУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 6,5-7 ЛЕТ ИМЕЕТ ПРАВО НА ….

( ОБРАЗОВАНИЕ).

СТ.26.- ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ.

СТ.12 – ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ.




ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ОТРЫВКОВ: КАКОЕ ПРАВО НАРУШЕНО?


1. БАБА ЯГА: А НУ-КА ИВАШКА, СЯДЬ-КА МНЕ НА ЛОПАТУ!

ИВАШКА: ЗАЧЕМ ЭТО?

БАБА ЯГА: КАК ЭТО ЗАЧЕМ? Я ТЕБЯ ЗАЖАРИТЬ ХОЧУ И СЪЕСТЬ!

ИВАШКА: ОЙ — ЁЙ- ЕЙ! СПАСИТЕ! ПОМОГИТЕ! СЪЕСТЬ, ЗАЖАРИТЬ ХОТЯТ!

ЛЮДИ ДОБРЫЕ, ИЗ БЕДЫ МЕНЯ ВЫРУЧИТЕ!


( СТ.5 — НИКТО НЕ ДОЛЖЕН ПОДВЕРГАТЬСЯ ПЫТКАМ ИЛИ ЖЕСТОКОМУ БЕСЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ОБРАЩЕНИЮ.)


2. ВОЛК: ЗДРАВСТВУЙ, КРАСНАЯ ШАПОЧКА!

КРАСНАЯ ШАПОЧКА: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ГОСПОДИН ВОЛК!

ВОЛК: КУДА ТЫ ИДЁШЬ?

КРАСНАЯ ШАПОЧКА: К БАБУШКЕ!

ВОЛК: А ГДЕ ЖИВЁТ ТВОЯ БАБУШКА?

КРАСНАЯ ШАПОЧКА: НАДО ИДТИ ВОН ПО ТОЙ ДОРОГЕ!

ВОЛК: ПОНЯТНО! НУ ВСЁ, УДАЧИ ТЕБЕ, КРАСНАЯ ШАПОЧКА, А Я ПОБЕЖАЛ У МЕНЯ ДЕЛА! (ЗЛОРАДНО СМЕЁТСЯ И УБЕГАЕТ.)


ВЕДУЩИЙ:

ЧТО ЖЕ НАДЕЛАЛА КРАСНАЯ ШАПОЧКА?

ЗАЧЕМ ПОКАЗАЛА ВОЛКУ ДОРОГУ?

КАКОЕ ПРАВО НАРУШЕНО?

(СТ.3. — « КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ, ЖИЗНЬ И СВОБОДУ».)


ПЕСНЯ «БУРАТИНО» (ПРОСЛУШИВАЕТСЯ В ГРАМЗАПИСИ)


3. КАРАБАС: АХ ТЫ , НЕГОДНЫЙ МАЛЬЧИШКА! ПУСТОГОЛОВАЯ ДЕРЕВЯННАЯ БОЛВАНКА! КАК ТЫ ПОСМЕЛ ПОМЕШАТЬ МОЕМУ ГЕНИАЛЬНОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ?

БУРАТИНО: НО, УВАЖАЕМЫЙ СЕНЬОР КАРАБАС БАРАБАС…

КАРАБАС: (ГРОЗНО) МОЛЧИ, ГЛУПАЯ КУКЛА, Я СЕЙЧАС БРОШУ ТЕБЯ В ОГОНЬ ДЛЯ РОСТОПКИ МОЕГО ОЧАГА!


ВЕДУЩИЙ: КАКОЕ ПРАВО НАРУШИЛ КАРАБАС БАРАБАС?

( СТАТЬЯ 4.- «НИКТО НЕ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬСЯ В РАБСТВЕ ИЛИ В ПОДНЕВОЛЬНОСТИ. РАБСТВО И РАБОТОРГОВЛЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВО ВСЕХ ВИДАХ».


АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ: (СЦЕНКИ ИЗ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ).


  1. -РАДИОН, ТЫ СЕГОДНЯ ДЕЖУРНЫЙ, ОСТАНЬСЯ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫМОЙ ДОСКУ И ПОЛЕЙ ЦВЕТЫ.

— НЕ ИМЕЕТЕ ПРАВА! КОНВЕНЦИЕЙ РЕБЁНКАЗАПРЕЩЁН ТРУД РЕБЁНКА.



  1. –САША, Я МЫЛ – МЫЛ ДОСКУ, А ТЫ ЕЁ РАЗРИСОВАЛА.

— НУ И ЧТО ЗДЕСЬ ПЛОХОГО! Я ИМЕЮ ПРАВО НА ЗАНЯТИЕ ЛЮБИМЫМ ДЕЛОМ.


(ТРУД ЗАПРЕЩЁН, НО ЕСТЬ ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО).


  1. – АНТОН, ТЫ УЖЕ КОТОРЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК НЕ ГОТОВ ПО ЧТЕНИЮ.

-ВЧЕРА БЫЛО ВОСКРЕСЕНИЕ. Я ИМЕЮ ПОЛНОЕ ПРАВО НА ОТДЫХ.


(ПРАВО НА ОТДЫХ, НО ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯТЬ ОБЯЗАНЫ).

  1. – МЕНЯ ОБИДЕЛ УЧЕНИК. ВОТ ЭТОТ.

-УСПОКОЙСЯ, НЕ ПЛАЧЬ. РАССКАЖИ В ЧЁМ ДЕЛО.

— ОН ПОДСТАВИЛ МНЕ ПОДНОЖКУ.

— А ОНА НЕ ИМЕЕТ ПРАВА УНИЖАТЬ МОЁ ДОСТОИНСТВО, ПОКАЗЫВАЯ МНЕ РОЖИЦЫ.


(НЕ ПРАВЫ ОБА, ПРАВО НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ, НЕЛЬЗЯ УНИЖАТЬ ДОСТОИНСТВО ДРУГОГО)


-КАКИМ ПРАВОМ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ? (КАРТИНКИ).

  • БУРАТИНО (НА ОБРАЗОВАНИЕ)

  • АЙБОЛИТ (НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ)

  • ТРИ ПОРОСЁНКА ( НА ЖИЛИЩЕ)



ИТОГ. НА ПАМЯТЬ О НАШЕЙ ВСТРЕЧЕ КАЖДЫЙ ПОЛУЧАЕТ НАКЛЕЙКУ С ЭМБЛЕМОЙ ГЛАВНОГО ДОКУМЕНТА О ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЁНКА «КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА».


РЕФЛЕКСИЯ.

ПОНРАВИЛОСЬ – ПОДАРИТЕ КЛЮЧИК БУРАТИНО КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ.

НЕ ПОНРАВИЛОСЬ — БАБЕ ЯГЕ.

Свежие документы:  Конспект урока по Обществознанию "Я гражданин России"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: