Конспект урока по обществознанию для 5 класса «История школьного обучения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им.Н.З. Поповичевой г. Липецка







Конспект урока по обществознанию для 5 класса

«История школьного обучения»













подготовила Игнатова Елена Юрьевна

учитель истории, обществознания, права

























Липецк 2013



Тема: История школьного обучения.

Цель:

сформировать представление обучающихся об историческом развитии и особенностях школьного образования в различные исторические эпохи, в различных странах.

Ожидаемые учебные результаты:

Обучающиеся должны:

-называть функции школы в обществе в разные исторические времена;

-объяснять сущность методов обучения, высказывать собственную точку зрения на использование разных методов;

-характеризовать роль школы в развитии общества;

-понимать, что школа – преемник родителей в эстафете воспитания;

-свободно оперировать терминами и понятиями урока.

Основные используемые понятия:

Школа, обучение, функции школьного обучения, риторика, письменность.

Основные виды деятельности обучающихся:

  1. Беседа;

  2. Инсценировка фрагмента комедии Д.И. Фонвизина;

  3. Работа в группах.

Оборудование:

  1. Учебник А.И. Кравченко «Обществознание» 5класс.

  2. Презентация «История школьного обучения».

  3. Фрагмент комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

  4. Текст для проверки усвоения нового материала.



Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

План.

1.Возникновение школы, ее функции в обществе.

2.Школа в разные исторические времена, ее роль и методы обучения:

— Древний Египет;

— Древняя Греция;

— Рим;

— монастырские школы;

— как учились на Руси;

— современная школа.

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы приступаем к изучению последней главы нашего учебника «Ребенок в школе». Эта глава посвящена именно вам – школьникам. Школа перенимает эстафету воспитания у родителей, помогает научить ребенка всем знаниям, которые нужны в современном обществе.

Начать наш урок мне хотелось бы с фрагмента комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Небольшая справка для учеников 5 класса об авторе и литературном произведении.

Пока вы будете слушать, подумайте над таким вопросом: «Правы ли герои комедии?»

Мотивация.

Инсценировка фрагмента комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Действующие лица: Митрофан, Простакова, Стародум.

Стародум: Любопытен я бы послушать, чему его выучили.

Простакова: Всему, батюшка, всем наукам.

Митрофан: Вот, грамматике.

Стародум: Что ж вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…

Стародум: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Стародум: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Стародум: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит, еще не навешана: так та мест существительна.

Стародум: Так поэтому это у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан: Именно так.

Простакова: Что, каково, мой батюшка?

Стародум: Нельзя лучше. В грамматике он силен, я думаю не меньше, чем в истории.

Простакова: То, мой батюшка, он еще сызмальства к историям охотник. Ему истории скотница Хавронья рассказывает.

Стародум: Да не у неё ли вы оба учились и географии?

Простакова (тихо Митрофану): Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Митрофан (тихо матери): Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.

Простакова: Да ты скажи Митрофанушке, батюшка, что за наука география, к чему бы она служила, он ее и расскажет.

Стародум: Описание земли. А сгодилось бы на первый случай и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Простакова: Ах, мой батюшка! Да извозчик-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не господская. Господин только скажи: повези меня туда – свезут, куда изволишь. Без наук люди живут и жили.

Митрофан: Не надобны они.

Учитель: Как вы думаете, правы ли Простакова и Митрофан, рассуждая о науках?

Учитель выслушивает мнение учащихся (эмоциональная поддержка высказавших своё мнение учеников).

Как вы думаете, о чем же мы будем говорить на уроке? Какова его тема?

Запись темы: «История школьного обучения».

Учитель: Главный вопрос нашего урока:

Зачем нужна школа?

(вопрос записывается на доске или высвечивается на слайде).

Беседа по вопросам:

Зачем люди учатся?

Как вы думаете, как возникла школа?

Могло бы человечество обойтись без школы? Почему?

Сегодня мы побываем с вами в разных исторических эпохах и узнаем, как же учились в школе в разные времена.

Работа в группах. Класс делится на 6 групп. Каждая, используя учебник и знания, полученные в курсе истории, готовит небольшое сообщение об образовании в определенный исторический период в разных государствах (Древнем Египте, Древней Греции, Риме, в монастырских школах, на Руси, на современном этапе).

Выступления групп с сообщениями (до 3 минут).

Выступление I группы: сообщение «Как учились в Древнем Египте»;

Выступление II группы: сообщение «Как учились в Древней Греции»;

Выступление III группы: сообщение «Как учились в Древнем Риме»;

Выступление IV группы: сообщение «Как учились в монастырских школах»;

Выступление V группы: сообщение « Как учились на Руси »;

Выступление VI команды: сообщение «Современная школа».

(во время выступления каждой группы учитель делает акцент на наиболее значимых фактах, изложенных в выступлении)

После выступления группы – обсуждение с классом услышанного.

Вопросы для обсуждения:

I группа: Почему египтяне хотели, чтобы их дети обязательно учились?

II группа: Какие слова пришедшие из Древней Греции связанны с нашим современным образованием?

III группа: В чем заслуга римской системы образования для последующих эпох?

IV группа: Какую роль в обществе выполняли монастырские школы?

V группа: В чём особенности образования на Руси?

VI группа: Чем отличается современная система образования?

(качественная и эмоциональная оценка выступлений групп и ответов учащихся)



Учитель: Вернемся к главному вопросу нашего урока и сделаем вывод:

Зачем нужна школа?

Учащиеся предлагают вывод урока, который после доработки записывается в тетради:

Вывод урока:

Школа необходима для передачи знаний, умений, которыми владеют взрослые, детям, а также для подготовки детей к взрослой жизни.

Закрепление изученного.

Текст.

В Древнем Египте существовали школы для обучения мальчиков. Учили

письму и счёту. Из за дороговизны (1)———— на нём писали лишь старшие ученики, младшие для письма использовали глиняные черепки.

Профессия (2)———- в Египте считалась одной из величайших.

(3)————- в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребенка».

Прообразом европейской системы образования стала(4)——— школа.

В европейские языки слово школа пришло из(5)———.

Проверьте, правильно ли выполнили задание. Учитель выясняет, как справились с заданием обучающиеся, и дает советы, на что нужно обратить внимание.

Ответы: 1-папирус; 2-писец; 3-педагог; 4- римская; 5-Греция.



Проблемное задание.

Учитель: Древняя китайская мудрость гласит:

-Если вы заглядываете на год вперёд, сажайте рис.

-Если вы заглядываете на десять лет вперёд, сажайте деревья.

-Если вы заглядываете вперёд на всю жизнь, обучите человека.

Вопросы:

1. Как вы считаете, почему древние китайцы считали, что обучить человека важнее, чем вырастить рис или посадить дерево? Согласны ли вы с ним?

2. Кому могли быть адресованы эти слова сегодня?

Подведение итогов:

1.Что мы узнали нового сегодня на уроке?

2.Зачем люди учатся?

3.Могло бы человеческое общество обойтись без школы?

Выставление отметок за урок и их комментарий.

Д/З: параграф 18, ответить на вопросы стр.89 № 1-4 устно, №5 письменно.

























Используемая литература:

А.И.Кравченко «Обществознание»: учебник для 5 класса. М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС»,2006.

Т.А.Корнева «Поурочные планы по обществознанию» 5класс.

Свежие документы:  Урок обществознания в 6 классе по теме: «Ценности и идеалы»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: