Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Методическая разработка урока по обществознанию в 7 классе
Учитель: Котова Оксана Алексеевна
г. Донецк
Ростовская область
«Конституция РФ – основной закон государства» | ||||||||||
Тип урока | Урок изучения нового материала | |||||||||
Цели урока |
| |||||||||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах | |||||||||
Основные понятия | Конституция РФ, принцип разделения властей, президент, правительство, Федеральное собрание, Государственная Дума, депутат, конституционное право, конституционная обязанность | |||||||||
План урока |
| |||||||||
Материально-техническое оснащение урока |
| |||||||||
Планируемые результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
|
|
| ||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия | Формы контроля | |||
I. Мотивация к учебной деятельности | 3 мин | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Сначала ее придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из нее вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с ней или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года она была принята. Вопрос учащимся: «Как вы думаете, о чем или о ком идет речь?».
(Слайд 1) | Слушают и обсуждают сказанное учителем, пытаются самостоятельно сформулировать тему урока, обсуждают цели урока | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учении, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
| |||
II. Изучение нового материала | 30 мин | Презентация «Конституция – основной закон государства»
(Приложение 1)
Тексты Конституции РФ
Карточки с заданиями
|
Не бывает такой игры, в которой совсем нет правил. Это будет уже не игра, а бессмысленная толкотня, каждую минуту переходящая в драку. Конечно, жизнь не игра, но в ней тоже, как в игре, обязательно должны быть правила. Иначе люди просто не смогут жить вместе. Начнут спорить, ссориться и обижаться друг на друга. Как же договориться о правилах жизни? Как установить такие правила, чтобы обид и ссор между людьми было как можно меньше? После долгих, очень долгих проб, ошибок и безуспешных попыток самыми разными способами установить для себя хорошие правила жизни люди, наконец-то, придумали способ, который называется жизнь государства и ее граждан по правилам Конституции. Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. Конституция РФ включает в себя 9 глав
Кто в вашей семье является главным? Кто решает все главные вопросы в семье? Исходя из ваших ответов можно сделать вывод, что в семье главными являются взрослые, которые решают все важные вопросы. Они обладают родительской властью. Дети с самого рождения обязаны слушать своих родителей.
В государстве главными являются органы государственной власти. Они решают все важные вопросы в стране. В России согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Согласно ст. 10 Конституции РФ «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Вы знаете, что в основе жизни и деятельности человека лежит удовлетворение его потребностей. Каждому человеку необходимы пища и воздух, жилище и тепло, любовь и понимание, уважение и забота. Можно сказать, что существует общность потребностей различных людей. Это означает, что каждый нуждается в некоторых обязательных условиях, необходимых для сохранения человеческой жизни и человеческого достоинства. А для этого в первую очередь должны быть признаны определенные права человека, т.е. его возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить и поддерживать необходимые условия своей жизнедеятельности. В главе 2 Конституции РФ закреплены основные конституционные права граждан. Все права можно условно подразделить на 5 категорий
| Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию Отвечают на вопросы Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию Изучают и анализируют статьи Конституции РФ. Готовят краткое сообщение по заданной теме. Формулируют один вопрос для класса по заданной тематике. Выступают с сообщениями, отвечают на вопросы. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию Выполняют задания | Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Групповая работа Фронтальная работа Индивидуальная работа | Личностные: оценивают жизненные ситуации. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осуществляют поиск нужной информации; самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, слушают друг друга, высказывают собственное мнение; задают вопросы; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество | Устные ответы Устные ответы Устные ответы Устные ответы Проверка выполнения письменных заданий | |||
III. Первичное осмысление и закрепление изученного материала | 5 мин | Карточки для составления синквейнов | Выдает карточки (Приложение 4), нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль | Выполняют задания | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации Регулятивные: ориентируются в тексте документа | Проверка выполнения письменных заданий
| |||
IV. Итоги урока. Рефлексия | 5 мин | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам:
| Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Фронтальная работа | Личностные понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке | |||
V. Домашнее задание | 2 мин | Глава 8 Конституции РФ, синквейн на тему «Местное самоуправление» | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
|
|
Приложение 1
Приложение 2
Задание для первой группы
Используя текст Конституции РФ (Глава 4, ст. 80, 81), подготовьте сообщение о Президенте РФ. Для этого ответьте на следующие вопросы.
Кем является Президент РФ?
Какие функции выполняет Президент РФ?
На какой срок избирается Президент РФ?
Кто может быть избран Президентом РФ?
Задание для второй группы
Используя текст Конституции РФ (Глава 5, ст. 94- 97, 105), подготовьте сообщение о Федеральном Собрании РФ. Для этого ответьте на следующие вопросы:
Каким органом власти является Федеральное Собрание РФ? Из каких палат оно состоит?
Сколько депутатов входит в состав Государственной Думы?
На какой срок избирается Государственная Дума?
Кто может быть избран Депутатом Государственной Думы?
Как принимаются Федеральные Законы РФ?
Задание для третьей группы
Используя текст Конституции РФ (Глава 6, ст. 110-114), подготовьте сообщение о Правительстве РФ. Для этого ответьте на следующие вопросы:
Из кого состоит Правительство РФ? Как оно формируется?
Какие функции осуществляет Председатель Правительства РФ?
Какими полномочиями обладает Правительство РФ?
Используя текст Конституции РФ (Глава 7, ст. 118, 119, 128), подготовьте сообщение о судебной власти в РФ. Для этого ответьте на следующие вопросы:
Кто осуществляет правосудие в РФ? Посредством каких судопроизводств?
Кто может быть судьей?
Кто назначает судей на должность?
Приложение 3
Карточка 1.
Задание 1. Используя Конституцию РФ, проставьте в схему номера соответствующих статей.
Политические права | |
|
|
Экономические права | Социальные права |
|
|
Культурные права | |
|
Задание 2. Пользуясь ст. 38, 44, 57, 59 заполните следующую схему:
Конституционные обязанности граждан
Карточка 2*.
Задание 1. Используя Конституцию РФ, заполните таблицу
Конституционные права | Номера статей Конституции | |
Гражданские |
|
|
Политические |
|
|
Эконмические |
|
|
Социальные |
|
|
Культурные |
|
|
Задание 2. Пользуясь статьями Конституции РФ (Глава 2) заполните следующую схему:
Конституционные обязанности граждан
Приложение 4
Синквейн № 1.
Конституция РФ
_______________
_______________
_______________
_______________
Синквейн № 2.
Президент РФ
_______________
_______________
_______________
_______________
Синквейн № 3.
Правительство РФ
_______________
_______________
_______________
_______________
Синквейн № 4.
Федеральное Собрание РФ
_______________
_______________
_______________
_______________
Синквейн № 5.
Судебная система РФ
_______________
_______________
_______________
_______________