Обществознание. 5 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой / сост. И.Ю. Буйволова. – Волгоград: Учитель, 2013.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ


«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 5 КЛАСС»




Пояснительная записка


Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова.




Основа содержания учебного предмета


Курс «обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.




Место учебного предмета в учебном плане


Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).








Реализация рабочей программы способствует:



развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;



воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;



освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;



овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;



формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.




Требования к уровню подготовки




В результате изучения обществознания ученик должен


знать / понимать:



социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;



сущность общества как формы совместной деятельности людей;



характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;



содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;


уметь:



описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;



сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;



объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);



приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;



оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;



решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;



осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;



самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.);


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:



для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;



общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;



нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;



реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;



первичного анализа и использования социальной информации.




Содержание курса «Обществознание. 5 класс»




Вводный урок (1 час). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.


Глава 1. Человек (4 часа). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность.


Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.


Глава 2. Семья (6 часов). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.


Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.


Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.


Глава 3. Школа. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.


Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.


Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.


Глава 4. Труд. Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.


Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.


Глава 5. Родина. Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.


Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.


Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.


Россия – многонациональное государство. национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.


Итоговый контроль.


















Календарно-тематическое планирование




№ урока

Тема урока

Тип урока

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Сроки


Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные





1

Введение в обществознание

Изучение нового материала





Научаться: объяснять, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования




Глава 1. Человек (4 часа)


2-3

Загадка человека

Изучение нового материала

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера


Допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Научаться: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.


Получат возможность: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения




4-5

Отрочество – особая пора

Комбинированный урок

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

Планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач

Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя.


Получат возможность научится: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах




Глава 2. Семья (7 часов)


6-7

Семья и семейные отношения

Изучение нового материала

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

Принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий

Самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы

Участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра

Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения.


Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения




8-9

Семейное хозяйство

Комбинированный урок

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

Научатся: характеризовать семейно-правовые отношения.


Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения




10-11

Свободное время

Комбинированный урок

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материала

Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами

Планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером

Научаться: организовывать свое свободное время.


Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения




12

Обобщение и систематизация знаний по теме «Семья»

Обобщение и систематизация знаний

Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий

Ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы

Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения)

Научаться: организовывать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека.


Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения




Глава 3. Школа (7 часов)


13-14

Образование в жизни человека

Изучение нового материала

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Научаться: определять мотивы обучения детей в школе.


Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения




15-16

Образование и самообразование

Комбинированный урок

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Научаться: организовывать собственную учебную деятельность, познакомятся с формами самообразования.


Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения




17-18

Одноклассники, сверстники, друзья

Комбинированный урок

Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Научаться: выстраивать свои отношения с одноклассниками.


Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения




19

Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа»

Обобщение и систематизация знаний

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения поставленных задач

Участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Научаться: организовывать свое свободное время; определять свои отношения с одноклассниками.


Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения




Глава 4. Школа (5 часов)


20-21

Труд – основа жизни

Изучение нового материала

Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения задач

Допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Научаться: определять значение труда в жизни человека.


Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения




22-23

Труд и творчество

Комбинированный урок

Выражают адекватное поинимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности

Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию

Научаться: определять значение труда в жизни человека.


Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения




24

Обобщение и систематизация знаний по теме «Труд»

Обобщение и систематизация знаний

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения поставленных задач

Участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Научаться: Организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками.


Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения




Глава 5. Родина (9 часов)


25-26

Наша Родина — Россия

Изучение нового материала

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

Ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения задач

Допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Научаться: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом.


Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения




27-28

Государственные символы России

Комбинированный урок

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения поставленных задач

Участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Научаться: определять государственные символы.


Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения




29-30

Гражданин России

Комбинированный урок

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

Адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Научаться: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации.


Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения




31-32

Мы — многонациональный народ

Комбинированный урок

Осознают свою этническую принадлежность; гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам

Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество)

Научаться: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов.


Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения




33

Обобщение и систематизация по теме «Родина»

Обобщение и систематизация знаний

Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Научаться: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации.


Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения




34

Человек и общество.

Итоговый урок







































































Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.



1. Социальный портрет моего сверстника.



2. Знай свои права (пособие для подростка).



3. Защита правопорядка.



4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).



5. Бизнес (иллюстрированный словарь).



6. Как работает современный рынок.



7. Здоровый образ жизни.



8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.



9. Мой город — город для всех.



10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.



11. Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?).



12. Человек долга — кто он, каков он?



13. Свободное время школьника.



























Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы







УМК по программе, список использованной литературы:





Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов; под ред. Л.Н. Боголюбоа, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2012





Иванова Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. – М: Просвещение, 2012





Иванова Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 2012





Обществознание. 5 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой / сост. И.Ю. Буйволова. – Волгоград: Учитель, 2013



16

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: