Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Нурлат Республики Татарстан
Программа по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
11 класс
Автор: учитель обществознания
высшей кв.категории
Матавина Елена Вячеславовна
Нурлат, 2011
Пояснительная записка.
Актуальность данной авторской программы заключается в следующем:
согласно статье 15 п.4 Закона РФ «Об образовании», «государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. ЕГЭ представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (КИМов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
на сегодняшний день практически не существует универсальных программ по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ по обществознанию. Имеющиеся учебные и методические пособия, чаще всего, носят односторонний, а не комплексный характер (например, пособие содержит только теоретический материал или, наоборот, только контрольно-измерительные материалы);
данная авторская программа адаптирована к образовательному процессу конкретного образовательного учреждения – МОУ средняя общеобразовательная школа №2 г. Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан.
Целью реализации данной авторской программы является качественная подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ по обществознанию. Под качественной подготовкой понимается то, что все выпускники, сдающие ЕГЭ по обществознанию, должны преодолеть установленный минимальный порог и набрать как можно большее количество баллов.
Одна из особенностей обществоведческого курса заключается в том, что он базируется не на одной науке, как ряд других предметов, а интегрирует знания из целого комплекса социальных и гуманитарных наук. В числе этих наук – экономика, социология, юриспруденция, политология, социальная психология, культурология, философия. Они являются основой восьми содержательных линий: человек, общество, познание, право, экономическая сфера жизни общества, духовная жизнь общества, политика, социальные отношения.
Настоящая авторская программа разработана на основе:
Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию;
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по обществознанию;
Спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 занятия (в том числе, 2 пробных экзамена – в начале второго учебного полугодия и в конце учебного года) из расчета 1 занятие в неделю.
Авторская программа предусматривает следующие формы контроля: зачетные работы, тестирование, обобщающие занятия, пробные экзамены.
Реализация авторской программы способствует:
— развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
— воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
— освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
— овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
— формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки выпускников, сдающих ЕГЭ по обществознанию.
Экзаменационная работа оценивает качественное овладение обществоведческими знаниями на различных уровнях (базовом, повышенном и высоком) и с помощью различных типов заданий.
Цели обществоведческой подготовки включают не только усвоение знаний и овладение умениями, развитие мышления, но и воспитание учащихся, формирование у них системы ценностей.
В экзаменационную работу включаются задания, проверяющие сформированность следующих умений:
— распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
— соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
— оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
— анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
— распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
— устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
— применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
— различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
— называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
— перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.п.;
— раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
— применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
— осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
— формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Уровень обществоведческой подготовки экзаменуемого, получившего минимальное количество баллов ЕГЭ, можно описать следующим образом:
— экзаменуемый демонстрирует понимание смысла основных обществоведческих терминов, понятий, их существенных характеристик и признаков, относящихся к различным курсам обществознания;
— экзаменуемый владеет умением сравнивать единичные социальные объекты и распознавать проявления социальных процессов и явлений в реальной жизни;
— экзаменуемый способен находить социальную информацию, представленную в текстах и диаграммах, и интерпретировать ее на основе оригинального источника;
— экзаменуемый различает в социальной информации факты и суждения, относящиеся к знаковым ситуациям жизни человека и общества.
В целом экзаменуемый, набравший минимальное количество баллов, овладел минимумом знаний и умений, необходимым для дальнейшего освоения социальных наук в системе высшего или среднего специального образования.
Учебно-тематическое планирование.
Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание занятия | Виды учебной деятельности | Рекомендации учителя | |
1 | Вводное занятие. | 1 | Изучение структуры КИМов по обществознанию. Особенности выполнения заданий групп А, В, С. |
| Приобрести сборники КИМов по обществознанию. Самостоятельно ознакомиться с содержанием КИМа. |
Раздел 1. Экономическая сфера общества (8 часов).
| |||||
2 | Экономика как наука. | 1 | Понятие экономики, ее основная задача. Потребности человека и ресурсы, необходимые для их удовлетворения. Ресурсы и факторы производства. |
|
|
3 | Экономические системы. | 1 | Понятие экономической системы. Виды экономических систем. Сравнительно-сопоставительный анализ командно-административной и рыночной экономической систем. |
|
|
4 | Рыночная экономическая система. | 3 | Понятие рынка. Истоки рыночной экономики. Адам Смит. Собственность, право собственности. Законы спроса и предложения. Роль государства в условиях рыночной экономики. Безработица, ее виды: фрикционная, сезонная, структурная, циклическая. |
|
|
5 | Макроэкономика. | 1 | Международное разделение труда. Внешняя торговля. Экспорт. Импорт. Валюта, курс валюты. Международное экономическое сотрудничество. |
|
|
6 | Практическое занятие. | 2 | Разбор вопросов и заданий линии «Экономика», входящих в КИМы. | Решение вопросов группы А (А7-А11), группы В и С. |
|
Раздел 2. Социальная сфера общества (8 часов).
| |||||
7 | Человек, индивид, личность. Процесс социализации. | 1 | Определения человека. Биосоциальная сущность человека, ее отражение в потребностях человека. Индивид как отдельный представитель человеческого рода. Личность как результат процесса социализации. Процесс социализации как процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм общества, его характеристики; процесс, способствующий превращению человека из существа биологического в существо биосоциальное. |
|
|
8 | Социология. Теория социальной стратификации. | 1 | Место социологии в ряду гуманитарных наук. Огюст Конт. Понятие стратификации. Уровень образования и доход как основные критерии разделения общества на страты. |
|
|
9 | Социальный статус и социальная роль. | 1 | Социальный статус – позиция человека в обществе. Человек как носитель социальных статусов. Роберт Мертон и статусный набор. Несовпадение социальных статусов. Социальный статус — экспектации людей – социальная роль. Набор социальных ролей. |
|
|
10 | Социальная мобильность. | 1 | Понятие и виды социальной мобильности. Источники социальной мобильности: образование, семья, армия, церковь, собственность. Вертикальная и горизонтальная стратификация. |
|
|
11 | Социальные нормы. | 1 | Социальные нормы как правила поведения в обществе. Виды социальных норм: нормы обычаев, нормы морали, религиозные нормы, нормы этикета, корпоративные нормы, нормы права. |
|
|
12 | Отклоняющееся поведение. | 1 | Поведение, отклоняющееся от принятых социальных норм. Девиантное поведение (позитивное, негативное). Делинквентное поведение. Санкции, их виды. |
|
|
13 | Практическое занятие. | 2 | Разбор вопросов и заданий линии «Социология: человек, общество, социальные отношения», входящих в КИМы. |
|
|
Раздел 3. Политико-правовая сфера общества (8 часов).
| |||||
14 | Государство как основной политический институт. | 2 | Взаимосвязь политики – власти – государства. Государство как особая форма организации политической власти, призванная управлять обществом. Государство как выразитель общих интересов и потребностей членов общества. Признаки и функции государства. Формы государственного устройства. |
|
|
15 | Право, его признаки и функции. | 2 | Право как универсальный регулятор общественных отношений. Признаки права, отличия права от других социальных норм: нормативность, общеобязательность, формальная определенность, системность, многократность применения, гарантированность государством. Виды права: естественное и позитивное, публичное и частное. Функции права: регулятивная, охранительная, воспитательная, гуманистическая, идеологическая. |
|
|
16 | Права человека. Международное гуманитарное право. | 1 | Естественные права человека. Международные документы по правам человека: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка. Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Защита прав человека, находящегося в условиях войны. |
|
|
17 | Избирательное право. Избирательные системы. | 1 | Понятие избирательного права, активное и пассивное избирательное право. Признаки демократического голосования: всеобщее, равное, прямое, тайное. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их существенные черты. |
|
|
18 | Практическое занятие. | 2 | Разбор вопросов и заданий линий «Политика. Право», входящих в КИМы. |
|
|
Раздел 4. Духовная сфера общества (6 часов).
| |||||
19 | Культура. | 1 | Понятие культуры. Культура как «вторая природа». Виды культуры: материальная, духовная. Составляющие духовной культуры. |
|
|
20 | Религия, ее конкретно-исторические формы. | 1 | Религия как один из видов мировоззрения. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, магия. |
|
|
21 | Философия. | 1 |
|
|
|
22 | Наука. Теория познания. | 1 |
|
|
|
23 | Практическое занятие. | 2 |
|
|
|
Список используемых источников.
Закон Российской Федерации «Об образовании» — М., «Омега – Л», 2010.
Конституция Российской Федерации – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010.
Список используемой литературы.
Боголюбов Л.Н. «Обществознание. Базовый уровень. 10 класс» — М., «Просвещение», 2009.
Боголюбов Л.Н. «Обществознание. Базовый уровень. 11 класс» — М., «Просвещение», 2009.
Казаков А.П. «Школьнику о рыночной экономике. Учебное пособие для старшеклассников» — М., «Менеджер», 1995.
Кишенкова О.В., Семке Н.Н. «ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник» — М., «Эксмо», 2010.
Краюшкина С.В. «Обществознание. Тематические тренировочные задания» — М., «Экзамен», 2010.
Клименко А.В., Румынина В.В. «Обществознание для школьников старших классов поступающих в вузы» — М., «Дрофа», 2005.
Липсиц И.В. «Экономика (Экономика без тайн)» — М., «Вита-Пресс», 1997.
Мухаев «Политология»
Никитин А.Ф. «Основы государства и права» — М., «Дрофа», 2000.
Румынина В.В. «Основы права» — М., «Форум», 2008.
Никитин А.Ф. «Право. Рабочая тетрадь. 10-11 класс» — М., «Дрофа», 2008.
Сазонова Т.Г. «Обществознание в таблицах и схемах» — Спб., «Виктория плюс», 2010.
Чернышева О.А., Пазин Р.В. «Обществознание. Подготовка к ЕГЭ-2010» — Ростов-на-Дону, «Легион», 2009.