Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Семенниковская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по обществознанию 11 класс
Автор: Мальцева Марина Анатольевна
Учитель истории и обществознания
2014_ — 2015_ учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию. Данная программа предназначена для 11 класса, срок реализации программы 1 год. Она рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 учебный часа в неделю. Используемый учебно-методический комплект: Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений .В 2 ч. Ч.2. 11 кл. / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2006.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Изменения распределения учебного материала по сравнению Примерной программой среднего (полного) общего образования по обществознанию: увеличение количества часов на изучение тем «Экономика» и «Правовое регулирование общественных отношений» за счет резервных часов.
ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Количество часов | В том числе уроки: | |||
теоретические | практические | контрольные | ||
ЭКОНОМИКА | 34 | 27 | 5 | 2 |
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | 36 | 25 | 9 | 2 |
| 70 | 52 | 14 | 4 |
ЭКОНОМИКА (34 час)
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Основные принципы менеждмента. Основы маркетинга.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (36 час)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практическая работа по теме «Экономика предприятия» 1ч |
| |
| Практическая работа по теме «Банковская система» 1ч |
|
| Практическая работа по теме «Экономическое поведение и экономическая культура» 1ч |
|
| Практическая работа по теме «Современная российская экономика и её проблемы» 2 ч |
|
| Практическая работа по тексту Гражданского Кодекса 2 ч |
|
| Практическая работа по тексту Трудового Кодекса 1ч |
|
| Практическая работа по тексту Семейного Кодекса 1ч |
|
| Практическая работа по тексту Уголовного Кодекса 1ч |
|
| Практическая работа по тексту Административного Кодекса 1ч |
|
| Практическая работа по тексту Закона РФ об образовании 1ч |
|
| Практическая работа «Основы правовой грамотности населения» 2ч |
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать
и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения.
«ОТЛИЧНО» — ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро).
«ХОРОШО» — ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» — ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы.
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» — ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.
Система оценивания контрольных работ
Контрольные работы состоят из трех частей. Часть «А»- выбрать один правильный ответ к вопросу, часть «Б» — несколько правильных ответов, часть «С» открытый ответ. Каждое правильно выполненное задание части А оценивается 1 баллом. Правильно выполненные задания Б оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок. Задания части С оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа: максимум – 5 баллов.
Шкала пересчета баллов в оценки:
оценка «2» — выполнение работы на 0-32,5%
оценка «3» — выполнение работы на 31%-55%
оценка «4» — выполнение работы на 57,5%-80%
оценка «5» — выполнение работы на 82,5%-100%
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дополнительная литература для учеников
Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. – М.: Дрофа, 2002. – 480 с.
Практикум по обществознанию. – М.: Рольф, 2002. – 320 с.
Человек и общество: Доп. материалы к учеб. — М.: Дрофа, 2001
III. Методическая литература для учителя
Кравченко А.И. Основы социологии. – М.: Академический проект, 2002. – 384 с.
Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320 с.
Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 160 с.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. Л.Н. Боголюбов и др. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2001.- 159-191 с.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 175 с.
Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». – М.: Дрофа, 2000. – 288 с.
Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 160 с.
Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: книга для учителя. – М.: ТИД «Русское слово — РС», 2001. – 224 с.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Обществознание». 11 класс.
На 2012-2013 учебный год
Наименование разделов, тем, уроков | Коло часов | тип | сроки | Понятия | ||
| Экономика |
|
|
|
|
|
1 | Экономика и экономическая наука | 1 | Лекция |
|
| Экономика и экономическая наука.
|
2 | Рынок как особый институт | 1 | Лекция |
|
| Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. |
3-4 | Законы действия рынка: закон спроса, закон предложения | 2 | Лекция |
|
|
|
5 | Конкуренция и монополия. | 1 | Комбинированный урок. |
|
|
|
6-7 | Производство: структура, факторы, виды. | 2 | Комбинированный урок. |
|
| Факторы производства и факторные доходы. |
8 | Издержки производства. | 1 | Практическая работа. |
|
| Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. |
9-10 | «Экономика предприятия» | 2 | Практическая работа. |
|
| Акции, облигации и другие ценные бумаги. |
11 | Фондовый рынок. | 1 | Практическая работа. |
|
| Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга |
12 | Финансовый рынок. | 1 | Практическая работа. |
|
| Финансовые институты. |
13-14 | Банковская система. | 2 | Практическая работа. |
|
| Банковская система. |
15 | Инфляция. | 1 | Лекция |
|
| Виды, причины и последствия инфляции. |
16-17 | Рынок труда. безработица | 2 | Лекция |
|
| Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости. |
18-19 | «Инфляция и безработица – две главных беды России?» | 2 | Семинар |
|
|
|
20-21 | Роль государства в экономике. | 2 | Лекция |
|
| Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты |
22-23 | Налоговая система. | 2 | Комбинированный урок. |
|
| Налоги, уплачиваемые предприятиями. |
24-25 | Денежная и бюджетная политика государства. | 2 | Комбинированный урок. |
|
| Государственный бюджет. Государственный долг. |
26-27 | Экономическая деятельность и её измерители. | 2 | Комбинированный урок. |
|
| Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства. |
28-29 | Мировая экономика. | 2 | Комбинированный урок. |
|
| Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
|
30 | Экономическое поведение и экономическая культура. | 1 | Практическая работа. |
|
| Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина |
31-32 | «Современная российская экономика и её проблемы» | 2 | Семинар |
|
| Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации. |
33-34 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика» тестирование. | 2 | Контрольная |
|
|
|
| Правовое регулирование общественных отношений |
|
|
|
|
|
35 | Право в системе социальных норм. | 1 | Лекция |
|
| Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. |
36-37 | Гражданство в Российской Федерации. | 2 | Комбинированный урок. |
|
| Гражданство в Российской Федерации. |
38-39 | Законодательство о выборах. | 2 | Комбинированный урок. |
|
| Законодательство Российской Федерации о выборах. |
40 | Воинская обязанность. | 1 | Комбинированный урок. |
|
| Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба |
41-42 | Права и обязанности налогоплательщиков. | 2 | Комбинированный урок. |
|
| Права и обязанности налогоплательщиков. |
43 | Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты | 1 | Комбинированный урок. |
|
| Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. |
44 | Практическая работа по текстам законов. | 1 | Практическая работа. |
|
|
|
45-46 | Субъекты гражданского права. | 2 | Лекция |
|
| Субъекты гражданского права. |
47-48 | Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. | 2 | Лекция |
|
| Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. |
49 | Имущественные права | 1 | Комбинированный урок. |
|
| Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. |
50 | Неимущественные права: честь, достоинство, имя. | 1 | Комбинированный урок. |
|
| Неимущественные права: честь, достоинство, имя.
|
51 | Практическая работа по текстам законов. | 1 | Практическая работа. |
|
| Способы защиты имущественных и неимущественных прав. |
52-53 | Правовое регулирование отношений супругов. Лекция. | 2 | Лекция |
|
| Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. |
54 | Законодательство РФ об образовании. Практическая работа по текстам законов. | 1 | Практическая работа. |
|
| Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. |
55-56 | Трудовое законодательство РФ. | 2 | Лекция |
|
| Занятость и трудоустройство. |
57 | Практическая работа по текстам законов. | 1 | Практическая работа. |
|
| Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора |
58 | Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 1 | Лекция |
|
| Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. |
59 | Споры, порядок их рассмотрения. | 2 | Лекция |
|
| Споры, порядок их рассмотрения. |
60 | Практическая работа | 1 | Практическая работа. |
|
| Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. |
61-62 | Особенности уголовного процесса. | 2 | Лекция |
|
| Особенности уголовного процесса. |
63 | Конституционное судопроизводство. | 1 | Лекция |
|
| Конституционное судопроизводство. |
64 | Понятие и система международного права. | 1 | Комбинированный урок. |
|
|
|
65-66 | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 2 | Комбинированный урок. |
|
| Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. |
67-68 | «Основы правовой грамотности населения» | 2 | Семинар |
|
|
|
69-70 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Право». Тестирование. | 2 | Контрольная |
|
|
|