9 класс
Раздел программы «Здоровье»: Я и другие
Тема: Тоталитаризм. Установление тоталитарных и авторитарных диктатур в Европе.
Программа интегрированного курса: Способы манипулирования людьми.
ТЕМА УРОКА: ТОТАЛИТАРИЗМ
ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование способности определеня манипулятивного поведения в общении и адекватного реагирования на него.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Формировать представления о манипулировании людьми |
ОТНОШЕНИЕ | Формировать стремление к нахождению адекватных способов взаимодействия в случае манипулирования |
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ | Формировать навыки различения манипулитивного поведения |
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ | |
Вводная часть | |
Актуализация знаний учащихся о способах манипулирования людьми | Дискуссия: «Как можно повлиять на человека, чтобы достичь своей цели?», «Какое поведение можно назвать честным, а какое лицемерным?» |
Основная часть | |
Формирование представления учащихся о типах манипуляторов | Учитель дает определение тоталитарных режимов. Этюд: Интервъю с диктатором. Два человека представляют Сталина и Гитлера, остальные учащиеся – журналисты задают вопросы. Учитель объясняет учащимся основные типы манипуляторов, какие типы манипулятивного поведения использовали диктаторы для достижения своих целей. |
Заключительная часть | |
Отработка личной стратегии при общении с манипулятором | Этюды. Учашие разыгрывают в парах сценки, в которых один участник должен добиться от другого с помощью манипулятивных приемов выполнение какой-то услуги. Соответственно другой участник сценки должен распознать характер манипулирования и найти эффективные способы противостоять ему. Затем участники меняются ролями. |
Итог | |
Обобщение полученного опыта | Обсуждение результатов предыдущего упражнения. Следует обратить внимание на особо эффективные способы противостояния манипулированию |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | ПО ИТОГАМ УРОКА НЕОБХОДИМО ПРОВЕРИТЬ |
Обсудить с родителями, как они понимают выражение «манипуляция сознанием». Сталкивались ли они с этим в жизни. Подготовить ответ на вопрос: «Какими способами удается противостоять манипулированию?» | Сформировано ли представление о манипулировании людьми. Сформировано ли стремление к нахождению адекватных способов взаимодействия в случае манипулирования. Сформированы ли навыки различения манипулятивного поведения. |
Способы манипулирования людьми
Основная задача – на примере поведения лидеров тоталитарных государств показать учащимся способы манипулятивного поведения и сформировать навыки и адекватно реагировать на него.
В начале урока необходимо актуализировать знание учащихся о способах манипулирования людьми. В ходе дискуссии необходимо выяснить, какие способы влияния на окружающих людей в группе, в коллективе знают учащиеся. Всегда ли эти способы можно назвать честными, благородными?
Основная часть урока посвящена ролевой игре «Интервью с диктатором». Заранее учащимся предлагается написать доклады о таких диктаторах, как Сталин, Гитлер, Франко, Муссалини. Игра делиться на два этапа: сначало читаются мини-доклады о биографии исторических деятелей. Основной упор доклада необходимо сделать на этапе захвата власти.
Вторая часть игры строится в виде интервью. С помощью вопросов учащиеся пытаются определить мотивы деятельности диктаторов, черты характера, помогшие им завоевать и удержать власть, их отношения с ближайшим окружением. После завершения игры учитель подводит итог. Дает определение манипулятивного поведения и называет его типы.
Основными характерными свойствами манипулятора являются (Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек – манипулятор. Минск, 1992) следующие:
Ложь (фальшивость, мошенничество). Используют приемы, методы, маневры. «Ломают комедию», разыгрывают роли, всеми силами стремятся произвести впечатление. Чувств не испытывают, а старательно выбирают и выражают их в зависимости от обстоятельств.
Неосознаность (апатия, скука). Не осознают действительного значения жизни. У них «туннельное видение», то есть видят и слышат то, что хотят видеть и слышать.
Контроль (закрытость, намеренность). Для них жизнь – это шахматная игра. Стараются контролировать ситуацию; их тоже кто-то контролирует. Внешне сохраняют спокойствие для того, чтобы скрыть свои планы от оппонента.
Цинизм (безверие). Не доверяют никому – ни себе, ни другим. В глубине своей натуры не доверяют человеческой природе вообще. Делят людей на две большие категории: те, кого контролируют, и те, кто контролирует.
В заключение урока можно разделить весь класс на группы и провести этюды, моделирующие типы манипулятивного поведения и способы противостояния ему.
Этюды «Способы противостоянию манипулированию»
Учащиеся разыгрывают в парах сценки, в которых один участник должен добиться от другого с помощью манипулятивных приемов выполнения какой-либо услуги. Соответственно другой участник сценки должен распознать характер манипулирования и найти эффективные способы противостоять ему. Затем участники меняются ролями.
В качестве обобщения полученного на уроке опыта учащиеся обсуждают результаты этюдов. Какими способами удалось противостоять манипулированию? Учитель в символичной форме фиксирует на доске наиболее эффективные способы, найденные учащимися.
МАНИПУЛЯТОР
Признаки | |
1. ДИКТАТОР | Он, безусловно, преувеличивает свою силу, он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты – короче, делает все, чтобы упровлять своми жертвами. Разновидности Диктатора: Настоятельница, Начальник, Босс, Младшие Боги |
2. ТРЯПКА | Обычно жертва Диктатора и его прямая противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Она преувеличивает свою чувствительность. При этом характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать. Разновидности Тряпки – Мнительный, Глупый, Хамелион, Конформист, Смущающийся, Отступающий. |
3. КАЛЬКУЛЯТОР | Преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Он обманывает, увиливает, лжот, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой – перепроверить других. Разновидности: Делец, Аферист, Игрок в покер, Делатель рекламы, Шантажист. |
4. ПРИЛИПАЛА | Полярная противоположность Калькулятора. Изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и изподволь заставляет других делать за него его работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный Ребенок, Ипохондрик, Иждевенец, Беспомощный Человек с девизом «Ах, жизнь не удалась, и поэтому…». |
5. ХУЛИГАН | Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз разного рода. Разновидности: Оскорбитель, Ненавистник, Ганстер, Угрожающий. Женская вариация Хулигана – Сварливая Баба («Пила»). |
6. СЛАВНЫЙ ПАРЕНЬ | Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. В некотором смысле, столкновение сним куда труднее, чем с Хулиганом. Вы не сможете бороться со Славным Парнем. Удивительно, но в любом конфликте Хулигана со Славным Парнем Хулиган пригрывает. Разновидности: Угодливый, Добродетельный Моралист, Человек организации. |
7. СУДЬЯ | Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Обличитель, Собиратель улик, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину. |
8. ЗАЩИТНИК | Противоположность Судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Он портит других, сочуствуя сверх всякой меры, и отказывается позволить тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельным. Вместо того, чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других. Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Самоотверженный. |