Урок на тему «Добру откроются сердца»


ГБС(К)ОУ школа — интернат с. М. Толкай













Урок на тему

«Добру откроются сердца»













Подготовила и провела

воспитатель Чебан Н.Г.















2013 год



Воспитательское занятие: «Добру откроются сердца».

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся, воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка

Задачи:

формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

формировать умение совместно работать в группе;

способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.


Оборудование: Медиапроектор, презентация к занятию.

Форма проведения: поисковые, дискуссионные.


Ход занятия:


Организационный момент.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу. Как хорошо что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, мы все здоровы. Вдохните в себя свежесть и красоту дня. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.

Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии «Добру откроются сердца».


Слово это серьезное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь придти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно по важней, чем лица красота.

Догадались что это? Сердец доброта.

Основная часть.


Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в «Звездную страну добра». А попасть туда нам помогут волшебные бусинки. Я подойду к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше понравится.

Берегите эту бусинку, чтобы вернуться назад. (Звучит спокойная мелодия.)

А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь, обязательно от души, подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. Мы знаем, что от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство — ДОБРОТА.

Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.

Ведь доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Давайте мы все вместе прочитаем слова М. Пришвина. «Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». (слайд)

Воспитатель: Вы согласны с этим высказыванием? Как вы его понимаете? (Конечно, же солнце согревает землю, все растет и цветет, а человек своими хорошими и добрыми поступками делает жизнь лучше.)

Как вы уже догадались, разговор у нас сегодня будет о доброте.

Воспитатель:

Ребята, кто скажет, что такое добро?

(Ответы детей)

Воспитатель. Почему то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку, не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Доброта… добро. Что же это такое? ( Работа по словарям)

В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова добро это — все положительное, хорошее, полезное; противоположное злу.

Вывод:

Воспитатель: Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий, для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.


Какими качествами должен обладать добрый человек?

Добрым считают отношения доверия, справедливости, милосердия, любви.

Добро в первую очередь связано с умением сострадать, сочувствовать. Сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.


Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.


(на слайде)

  • Добро помни, а зло забывай.

  • За добро добром плати.

  • Худо тому, кто добра не делает никому.

  • Добрые дела красят человека.

  • Доброе слово, что дождь в засуху.

  • Делай добро и жди добра.

  • Доброе дело два века живёт.

  • Добра желаешь – добро и делай.

  • .Доброе дело без награды не остаётся.

  • Добрые дела дороже богатства.

Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте — это доброе слово.

Растает ледяная глыба от слова теплого….(спасибо),

Зазеленеет старый пень, когда услышит…( добрый день),

Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече…..(здравствуйте),

Когда нас бранят за шалости, говорим …(извините, пожалуйста),

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…(до свидание).

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы должны отгадать:

Она бесплатна, но стоит многого.

Она обогащает тех, кому предназначена, но иногда остается в памяти

на всю жизнь,

Никто не богат так, чтобы прожить без неё, но даже самый бедный

человек станет с ней богаче.

Она — отдых уставшим, луч света для потерявших надежду, радость для

опечаленных и лучшее средство от неприятностей, дарованное нам

природой.

Но её нельзя купить, вымолить, одолжить, украсть, потому что она

сама по себе ничего не стоит, пока её не подарят другому.

Правильно. Речь идёт о настоящей, согревающей сердце улыбке, которая исходит изнутри и ценится так высоко.

Посмотрите, пожалуйста на рожицы (улыбающаяся, грустная, недовольная, злая) (слайд)

Какая рожица вам больше всего нравится?

Несколько приятных слов, произнесенных с доброй улыбкой, зачастую способны превратить вашего противника в вашего сторонника, с помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться, можно утешить или оскорбить. Улыбка поднимает настроение, располагая к себе окружающих, вызывая ответные положительные эмоции.


Разминка:

Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните воздухом легкие до отказа и улыбнитесь на выходе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу, скажите несколько приятных слов. Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? А что ощутили, когда улыбались вам? (Ребята делятся своими впечатлениями). Запомните эти ощущения. Вам было, несомненно, приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. Улыбайтесь чаще и если увидите лицо без улыбки, улыбнитесь сами.


Воспитатель: Ребята, как выдумаете:

А легко ли быть по — настоящему добрым, внимательным, отзывчивым?

Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки и я предлагаю вам основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.

(правила на слайде):

Не бойся предлагать помощь другим, помогай людям попавшим в беду, слабым, больным;

Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать;

Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим;

Будь терпим к другим, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.

Воспитатель: Действительно, научиться по – настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Вы обратили внимание на то, что рядом с добром всегда соседствует зло. Зло всегда противостоит добру.

Как вы понимаете, что такое зло?

Зло – всё то, что губит душу человека. Зло – это войны и предательство, жадность и зависть, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения, зло – это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях, когда не уступают место в транспорте пожилому человеку, на словах заботятся о природе, не замечая при этом урну для мусора.












Упражнение «Добро и зло».

Какой корень в слове «доброта», «злость»?

Придумать и объяснить слова с корнем «добро» и «зло». Примеры:



та сть

порядочность радство

душие вредность

Добро — деятельность Зло — деяние

сердечность памятность

совестность язычие

желательность



Прочитайте слова.

Все эти слова можно объединить в одно слово, о котором мы говорили на предыдущих занятиях, какое это слово? (на слайде)

уважение

доброта

сочувствие

понимание

пСтрелка вправо 6

толерантность

оддержка

терпимость

равенство

доброжелательность

вежливость

дружелюбность


Что такое толерантность?

Толерантность-это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. И определяется оно как уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего народа.

Ребята, какие человеческие качества вы считаете отрицательными? (Учащиеся отвечают на вопрос).

Именно эти качества могут помешать человеку стать толерантной личностью. Истребить эти качества в себе трудно, но возможно. Я предлагаю вам диету для толерантной личности.


Раздаются каждому ребёнку.

Диета для того, кто хочет стать толерантным.

Понедельник

Беседуя с людьми, смотри им в глаза, здоровайся со всеми.

Вторник

Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушивай их мнение.

Среда

Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя.

Четверг

Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

Пятница

Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.

Суббота

Запиши 5 положительных качеств, характеризующих тебя и твоего друга.

Воскресенье

Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» своим домашним.



Эта диета поможет избавиться от злости, зависти, эгоизма, нетерпимости.


Постарайтесь прожить на этой диете хотя бы две недели и вы увидите, как изменилось ваше отношение к людям.

— Всегда приятно встретиться с добрыми и чуткими людьми, которые умеют дарить тепло и нежность, которые при встрече отдают частичку своего сердца.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот… Послушайте рассказ:


«ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ. ВЫБИРАЙТЕ…»


Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в гла­зах стояли слезы.

— Подожди, я подойду к нему, — сказала девушка.

— Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, — ответил молодой человек, сжав ее руку.

— Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

— А нам-то что? Он сам виноват.

— Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

— Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, во­рует, пьянствует. Зачем ему помогать?

— Я все равно подойду. — Девушка вырвала руку.

— Я тебя не пушу. Ты — моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем от­сюда, — он попытался увести ее.

— Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удер­жать ее. Она решительно одернула руку.

— Что с вами? — спросила она мужчину. — Что с вашей ногой.

— Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

— Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

— Спасибо, леди, спасибо…

— Послушай, — обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувство­вала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и при­близилась к парню.

— Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

— Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

— У вас открытый перелом, — проговорила она. — Я пойду вызвать врача. Потерпи­те, — она быстро пошла к телефонному автомату.

— Девушка! — окликнул ее мужчина — Спасибо вам! — Девушка обернулась и улыбну­лась. — Вы обязательно найдете себе счастье.


Почему молодой человек отказался помочь?

Правильно ли поступила девушка?

Почему девушка прогнала парня?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?


Можно ли быть добрым, вообще никак не проявляя свою доброту в делах? ( Ответы детей)


Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, — это и будет проявление доброты. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Уже в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье». Эту мысль продолжил римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Вспомним слова великого русского писателя Л.Н.Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других». (на слайде)


Ребята, а какие высказывания писателей о доброте вы знаете?

(домашнее задание)


Воспитатель:

А сейчас я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу.


«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

Как вы думаете, как ответил мудрец?

Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

Как вы думаете, почему так ответил мудрец? (Ответы детей)


— Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо.

Итог занятия:

  • Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

  • Что вам больше всего запомнилось?

Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека.

Наши бусинки помогли нам вернуться обратно. Давайте встанем в круг, и все бусинки наденем на одну нитку. Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны друг с другом, но в то же время каждая бусинка существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой.

Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго.

Возьмите друг друга за руки и закончим наше путешествие песней “Дорога добра»



Используемая литература:


  1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему “Я”. – М., 2005.

  2. Щуркова Н В. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

  3. . Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.

  4. Всеобщая Декларация прав человека. 1948.

  5. Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО. 1995.

  6. Конвенция о правах ребенка. 1989.

  7. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов–на–Дону, 2002.

  8. Права человека. Книга для чтения. М., «Права человека», 2002.

  9. Преподавание прав человека. Книга для учителя. Т. 1-2, М., «Реал-А», 2000.

  10. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников, Ярославль, 2003.

  11. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, М., 2001.

  12. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.

  13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, М., 2000..

  14. Фопель К. Энергия паузы, М., 20.






Свежие документы:  Сценарий деловой игры для 4 класса "Что такое толерантность?"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: