Урок на тему «Граница между добром и злом»


КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

В ОБЛАСТИ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

«ЕСТЬ ИДЕЯ!»



Урок на тему

«Граница между добром и злом»

Автор: Калямина Светлана Владимировна,

МБОУ ОГ № 6,

педагог-организатор, преподаватель ОРКСЭ

модуль «Светская этика»




























На уроках ОРКСЭ, которые провожу уже второй год, стараюсь использовать 3 способа восприятия нового материала по схеме «вижу, слышу, чувствую». Для визуалистов я придумала объяснять новую информацию с помощью схем (возможно, мне интересно создавать схемы к терминам потому, что я сама на половину «визуал»).

Можно назвать этот технологический подход «Этика в схемах: конструктор терминов»

Например:

Тема урока — «Граница между добром и злом»

Когда я знакомила учеников с понятием «Ценности», мне пришла в голову идея: «А если изобразить ценности графическими фигурами и наглядно показать что будет, ЕСЛИ….»

И вот что у меня получилось:

1. Ценности делятся на две категории: моральные и материальные.

Понятие моральные я разделила ещё на две категории: социальные и духовно-нравственные и начала рассуждение:

2. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ценности – это тот фундамент, на котором мы можем стоять, сидеть, лежать, опираться, возвышаться и т.п. Это, в первую очередь, деньги, дом, машина и т.д. по нарастающей. Этот фундамент пусть будет в виде прямоугольника, т.к. прямоугольник – это мистический союз четырёх стихий, (4-х элементов в их статическом аспекте; число четыре — это разделение всего сущего на четыре части: земля, вода, огонь, воздух). Потому что это платформа, основание – ФУНДАМЕНТ!!!

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ





Четырёхугольник может быть разной формы. И состоит он из множества кирпичиков-ценностей. А, может, их совсем и не быть… (об этом мы поговорим дальше).

Напомню, что МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ я поделила на СОЦИАЛЬНЫЕ и ДУХОВНЫЕ.

3. МОРАЛЬНЫЕ ценности – СОЦИАЛЬНЫЕ, я увидела в виде треугольника, у которого тоже возможна различная форма вплоть до трапеции. Треугольник тоже состоит из кирпичиков-ценностей, у кого какая ценность, где будет располагаться, зависит от того, кто какое место отводит «социальным» ценностям. Символика треугольника не так проста, она имеет много значений, ведь есть ещё и перевёрнутый треугольник. От чего зависит форма треугольника, тоже объясню позже. К социальным ценностям мы, совместно с учениками, отнесли: семья, работа, друг (друзья), здоровье, досуг, образование, быт, хобби, отдых и т.п.

Социальные ценности









ДУХОВНО

НРАВСТВЕННЫЕ ценности

4. МОРАЛЬНЫЕ ценности – ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ: определили с ребятами такие: жизнь, творчество, Родина, душа, личность, патриотизм, честь, любовь, дружба, доброта и т.д. И, для таких определений, я решила, что самая подходящая фигура – это круг, так как круг – это символ единства, вечности и бесконечности времени, знак совершенства как бесконечная линия.

Свежие документы:  Классный час для 4 класса на тему «Пусть сердце добрым будет»









5. Когда я детям объяснила всё и нарисовала (а, они, соответственно, зарисовали всё в тетради), перехожу к «строительству». Рисую схемы:

  1. СХЕМА 1











  1. СХЕМА 2









Переходим к разъяснениям и выводам:

ВЕРХНЯЯ ФИГУРА означает то, чем занята голова в данный момент,

СРЕДНЯЯ ФИГУРА – то, чем живёт тело,

ТРЕТЬЯ – НИЖНЯЯ ФИГУРА – это то, что имеется материального, это та база, на которой развивается всё остальное, повторюсь, что бывают случаи, когда эта, третья часть, отсутствует, или есть в виде маленькой тоненькой линии. Размер «фундамента» опять же зависит от выбора ценностей, и их значимости для индивидуума (школьника).

6. Спрашиваю ребят, какая фигура устойчивее? (Ответы)

Почему? (Ответы)

7. И в первой, и во второй фигуре мы можем убрать нижний ряд. Что случится в итоге?

(ученики размышляют, отвечают)

8. А какие ещё фигуры мы можем построить из предложенных фигур?

(И вот тут обучающиеся фантазируют на 100%, предполагая, каким будет тот, или иной человек, определённой «фигуризации») Получается весело!

ПОДВОДЯ ИТОГИ УРОКА, (т.е. провожу рефлексию) отвечаем на заключительный вопрос:

  • Хотите что-то переделать в этих фигурах? Что?

  • К какой фигуре желательно стремиться и почему?

И после всех высказываний резюмируем, что ЖЕЛАТЕЛЬНО стремиться к фигуре № 2, потому что, когда всё в личности будет гармонично, личность будет развиваться в духовно-нравственном направлении.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: