Урок по обществознанию во 2 классе «Моя семья»


Урок по обществознанию во 2 классе

«Моя семья»

К.К.Мукатаева

учитель начальных классов

первой категории

Г.Семей

КГУ «СОШ №12»

Цели урока:

-формировать убеждения о важности семьи в жизни человека;

  • формирование у учащихся чувства любви к близким и родным людям, к семье, стремление помогать им во всем;

  • пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.

Ресурсы: фотографии членов семьи, макет земного шара, сердечки, родословное дерево, аудиозаписи «Радость моя», «Песенка о счастье», «Моя семья», видеозапись «Пожелания членов семьи своим детям»


Ход урока

1. Круг радости

-Здравствуйте, милые дети!

Вы всех прекрасней на свете!

-Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников!

Возьмемся за руки и образуем круг Добра. (Дети становятся в круг.)

-Поприветствуем друг друга песней «Доброе утро»

Доброе утро, солнце!

Доброе утро, небо!

Доброе утро, всем нам!

Доброе утро, мир!

-А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям.

Вот он мир, в котором мы с вами живем, наша планета – Земля.

-А что означают сердечки на земном шаре? (сердечки любви, на которых написаны высказывания).

-Давайте все вместе прочитаем замечательные слова любви на сердечках.

2. Побеседуем.

-Ребята, сегодня мы поговорим о приятном и согревающем душу каждого человека — о семье.

Скажите, пожалуйста, вы считаете, что семья важнее всего на свете?

-Что вы делаете, когда собираетесь вместе?

-В вашей семье есть что-то такое особенное, что сближает вас?

-Вы друг с другом делитесь тем, как прошел ваш день? Какие события хорошие и может быть, не очень приятные случились в течение дня?


Предлагаю детям спеть песню «Радость моя»

Побеседуем:

-Как вы чувствуете любовь мамы и папы к вам?

-А как вы проявляете свою любовь к ним?

-Бывает так, что вы ссоритесь с своими близкими?

-Кто первый идет на примирение?

-А ссоры и обиды в семье – это приятно? Как их избежать?

Послушайте «Песенку о счастье»

-Какие вы знаете средства, чтобы счастливым сделать детство?

-Для вас важно, чтобы папа и мама были всегда рядом? Почему?

-Как вы думаете, все родители любят своих детей?

(Ответы детей).


-Давайте послушаем сейчас стихотворение о доме, семье и попытаемся ответить на вопрос: почему так хорошо чувствует себя герой этого стихотворения?

3. Чтение произведения. Золтан Зелка «Какой хороший вечер»

Какой хороший вечер!

Как хорошо быть вместе!

С газетой папа дремлет,

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

Насвистывает песню,

А мотылек прозрачный

Под яркой лампой кружит.

С ним в этот плавный танец

И потолок пустился,

И музыки не слышно-

И это очень страшно.

Что с потолком случилось?

Так низко он спустился,

Что, кажется, сейчас я

Рукой его достану.

Глаза мои закрылись…..

Раскрыть бы их пошире,

Глядеть бы удивленно,

Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.

Лишь мама

Посередине мира

И я, уже уснувший,

У мамы на коленях.

-О какой ценности говорится в этом стихотворении?

-Почему так хорошо герою этого произведения? (Ответы детей).

-Вспомните вы, ребята, когда вам бывает хорошо в семье? (Ответы детей).

-Правильно, вам бывает хорошо, когда вся семья вместе, в сборе.

-А теперь прочитайте в учебнике что такое «семья»: «Семья – это живущие в одном доме близкие и родные друг другу люди». Запомните это определение.

-В жизни каждого человека семья играет важную роль. Давайте сейчас мысленно перенесемся в атмосферу вашей семьи. Но сначала ответьте: что значит для вас ваша семья, дом? Какую роль играют в вашей жизни родители? (Ответы детей).

4. Игра «Фамилия, имя, отчество»

-Какое имя самое распрастраненное?

-Какое отчество в классе самое распрастраненное?

-Мое имя – что означает?

-Самое длинное имя в классе.


5. Чтение произведения. Г.Гребенщиков «Большая семья»

Есть такие семьи-пчельники, большие, дружные, от содружества веселые, в веселой работе неутомимые. Никогда не забуду свое первое знакомство с такой еврейской семьею в Семипалатинске, в городской больнице, где я готовил себя на медицинское поприще и мечтал быть когда-либо фельдшером….

Привезли к нам с гангреной на ноге молодую еврейку, а за нею на отдельной подводе приехала огромная семья: пятеро детей, муж, отец и мать-старуха. Четыре раза резали этой женщине ногу. Выжила и провела у нас в больнице более трех месяцев. И вся семья вваливалась к ней три раза в неделю и находилась столько, сколько ей позволит фельдшер. Я брал на себя ответственность и оставлял, когда было мое дежурство, некоторых детей при матери на вcю ночь. Это были мои сверстники, по тринадцати, четырнадцати лет, мальчик и девочки, так как самых младших бабушка в больнице не оставляла. Вот тут-то я и насмотрелся на то, как могут эти бедные простые люди не только переносить свои страдания, но и проливать остаток своих сил на других.

Изможденная, сухая и обескровленная, эта женщина никогда не стонала, ни на что не жаловалась, а из ее черных крупных глаз всегда почти сверкали искры смеха и улыбок. Сколько она знала сказок и разных забавных случаев из жизни, сколько в ней было любви к своим детям и как постепенно она эту любовь внушала и всем тем, кто был с нею в одной палате. Постепенно и невольно и сам я засиживался дольше, нежели полагается в палате, и дети ее стали моими друзьями…


-Над чем заставляет задуматься эта история?

-О какой мудрости говорится в этом рассказе?

-Можете ли вы рассказать о подобных дружных семьях?

-Согласны ли вы с тем, что жить в дружной и сплоченной семье – счастье?

-Как вы думаете, почему мать из этого рассказа, несмотря на свою болезнь, лучилась радостью и счастьем? (Ответы детей).

-Молодцы, ребята! Прочитайте пословицы: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Вся семья вместе и душа на месте». Объясните их смысл.


6. Творческая работа «Родословное дерево»

—У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают самых главных членов семьи:

-Как вы думаете кого?(бабушку, дедушку)

Затем фотографии мам, пап, фотографии детей.

_Сейчас я предлагаю составить дерево вашей семьи.

-Какой орган у дерева самый главный?(корень)

-А в семье кто самый главный, старший?

(Да это бабушка и дедушка, потому что они дают нам советы, помогают выбрать верное решение)

-Дети приклеивают фотографии, затем прикрепляют к макету Земли и говорят, какая у них семья и почему?

-На кого из членов семьи вы хотели бы быть похожими?

7. Пожелания членов семьи своим детям (видеозапись).

-Как хорошо, что у всех вас есть семьи. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

-А хотели бы вы сейчас услышать голос своих самых близких мам и пап… (на видео родители высказывают свои пожелания детям)

8. Домашнее задание

-Выполните в тетради задание . Подумайте и напишите о «секретиках», которые рождают дружную и счастливую семью.

9. Круг «От сердца к сердцу»

-Ребята! Сегодня мы много говорили о семье, где вы воспитываетесь, живете, о родных вам людях, о тепле родного дома. Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.

-Дети поют песню «Моя семья».















Использованная литература:

1.Учебник «Самопознание» за 2 класс

2. Журнал «Самопознание»

3.Интернет ресурсы.















Свежие документы:  Конспект урока на тему «Е. Благинина «С другом веселее»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: