Внеклассное мероприятие для 3 класса «Что такое толерантность?»


МКОУ Бродовская СОШ








Тема: «Что такое толерантность?»

(Внеклассное занятие в 1,3 классах).




























Подготовила и провела: Яковлева Е.П..


2014-2015 учебный год.




Цели: Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте. Предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развивать умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга.  

Развивать стремления быть терпимым в обществе людей.


(Вход в класс по листочкам).


I.1.Ребята,  к нам на занятие пришли гости,  а когда приходят гости нужно здороваться. А знаете,  что  вы ведь не просто поздоровались, а подарили  нашим гостям частичку здоровья, потому что сказали: «Здравствуйте! Здоровья желаю!» Русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”. У нас хорошее, радостное настроение. Мы все бодрые и веселые. Начинаем наше занятие.

Сейчас посмотрим маленький мультфильм.

— Почему все смеялись над существом зелёного цвета?

— Что случилось, когда прошёл дождик?

— Какова главная мысль этого мультфильма?


— Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.

— А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.

— Прошу подняться ребят, у которых тёмные волосы, а теперь — у кого светлые?

— Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей)

— А что же нас объединяет? (страна, село, школа) Стихотворение (Тома)

— Значит «Мы разные, но мы вместе». Это девиз нашего сегодняшнего мероприятия.

— А тему скажем позже.


2.Сейчас я прошу вас выйти на середину зала. Мы проведём небольшое упражнение

Упражнение. «Изгой»

Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово «ворона».

Задание детям: Не говоря того слова, что я вам сказала, а, произнося лишь звуки, которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы узнали где ваша группа?

  • Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

  • Почему никто не обращал на тебя внимания?

  • Как ты себя чувствовал?

  • Ребята почему вы не обращали на него внимания?

  • Хотели ли вы быть на месте вороны?

  • Тяжело ли быть не похожим на всех?

  • Как вы должны относиться к такому человеку?

II. Садимся на места. Я предлагаю вам в группах обсудить ситуации.

1.Заканчивая выражение, вы выбираете вариант ответа или добавляете свой.

В итоги мы сформулируем правила общения людей.(после каждого обсуждения на доске появляется правило)

1.    Ты поссорился со своей сестрой.

— Ты попытаешься объясниться с ней.
— Ты обижаешься и мстишь.

2. Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

— Ты стремишься лучше узнать его.
— Ты говоришь: «Все люди твоего цвета кожи – это нули».

3. Пожилая женщина медленно идет.

— Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
— Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

4. На твоих глазах нападают на одноклассника…

— Ты пытаешься защитить его.
— Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

5. К тебе подходит ребенок-инвалид…

— Ты естественным образом разговариваешь с ним.
— Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

6.На уроке одноклассник говорит неправильный ответ…

— Ты перебиваешь и споришь с ним.

— Ты внимательно выслушиваешь его.

7. На уроке физкультуры тебя случайно задели и ты упал…

— Ты поднимаешь крик.

— ты спокойно реагируешь, поднимаясь, не упрекаешь товарища.

Посмотрите, что получилось на доске.
Правило первое- уметь договариваться.

Правило второе –понимать и принять другого человека таким, каков он есть

Правило третье – помогать старшим, ведь со временем ты будешь таким.

Правило четвертое – всегда помогать людям в сложных ситуациях.

Правило пятое – проявлять сострадание и милосердие

Правило шестое — уважать мнение другого человека.

Правило седьмое — уметь прощать и быть снисходительным.


А все эти правила, ребята, можно объединить одним словом. Каким?

Все эти понятия можно объединить одним словом толерантность.

Какова же тема нашего занятия?

2. Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.

На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

Дать определение толерантности довольно-таки трудно из- за того, что в разных языках оно трактуется по- разному. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

3. У вас на столах в конверте карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях?»

Дети зачитывают:

  • Толерантность — способность признавать, отличные от своих собственных, идеи или мнения. (Испанский).

  • Толерантность — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)

  • Толерантность — готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

  • Толерантность — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

  • Толерантность — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Арабский)

Посмотрите, как похожи все эти определения на наши правила.

Дети по очереди читают стихи.

1.Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?

2.А быть может это то, что маме
Я на день рождения принёс?

3.Понял я, что это — уважение
К мнению не только своему.

4.Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.

5.Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.

6.Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.

7.Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.

8.Если нужно, то готов

 Ты всегда прийти на помощь.

9.Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь.

10.Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.

11.Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.

12.Оставайся им всегда и
Будь ещё галантен.

13.Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.

14.Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.

15.Если каждый друг к другу будет терпим,(3 класс)
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Физминутка:
      Поднимите все ладошки 
      И потрите их немножко.
      Дружно хлопните раз пять: 1,2,3,4,5.
      Продолжайте потирать!
      Мой сосед такой хороший-
      Я ему пожму ладоши.
      И другой сосед хороший-
      И ему пожму ладоши.
      Руки вверх поднять пора.
      Дружбе крикнем мы: Ура! 

III. А теперь , ребята, проведём несколько упражнений на понимание слова «толерантность». В первом участвуют ребята первой группы. Выйдите, пожалуйста, на середину зала.


1. Упражнение «Комплименты»

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята будут называть положительные качества этого человека.

  • Вам понравилось это упражнение?

  • Почему?

  • Что нового вы узнали друг о друге?

  • Были комплименты одинаковыми или разными?

  • Почему разные?

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми — жить на свете было бы просто не интересно.

2. Упражнение «Сказочный герой». Участвуют ребята второй группы.

Я буду называть сказочного героя, а вы — отвечать, какой он и какой  поступок совершил. 
— Всех добрых героев сказок можно назвать толерантными – они внимательные, добрые, умеют дружить.  А всех злых героев мы будем называть  нетолерантными. (баба-яга, кот Леопольд, почтальон Печкин, Кот Матроскин, Змей Горыныч, красная Шапочка,)

III. Упражнение «Волшебный микрофон». Участвуют ребята третьей группы.

Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса

  • Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)

  • О чем вы мечтаете?

  • Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?

  • Что нового вы узнали?

  • Что вас удивило, что понравилось?

Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только не занятиях.

4. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать…». участвуют ребята четвёртой группы.

Учитель говорит слова:

«Когда я была совсем маленькой, меня звали…, в школе меня называли…, а когда я стала учителем, меня стали называть…»

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление. Назовите себя по примеру.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

5 упражнение. (для всех групп). Придумайте и нарисуйте свой символ толерантности.

III.Итог занятия.

У каждого из вас листок . Вы услышали много слов –понятий толерантности. Напишите на своём листочке одно понятие, которое запомнили. Прикрепим листочки на волшебное дерево. Чем же оно волшебное? Каков девиз нашего классного часа?

Теперь ученики 3 класса прочтут стихи.

— Что запомнилось в сегодняшнем занятии?

-Что поняли?

_ О чём расскажите дома?

Релаксация.

Теперь давайте возьмемся все за руки, чтобы заключить весь мир в один большой хоровод дружбы, в один круг радости, в один большой хоровод и отправимся в добрую дорогу.


Звучит песня «Дорогою добра»

VIII. Итог занятия:







скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: