ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ


Толстых Таиса Леонидовна

Учитель технологии

МБОУ «СОШ №27 с углубленным изучением

отдельных предметов


ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Духовность — это «устремление человека к тем или иным

высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление

человека переделать себя, приблизить свою

жизнь к этому идеалу и внутренне

освободиться от обыденности»

(В. И. Даль).



Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. И возрождение, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Духовность — это совокупность качеств человеческой личности, обозначающее наличие высоконравственных Божественных принципов в человеке.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Это должен решать каждый учитель через урок и внеклассные мероприятия. Мы просто обязаны передать новому поколению высокие качества духовности русского народа.

И на уроках, и на кружковых занятиях я стремлюсь прививать детям любовь к русскому прикладному искусству, русским традициям, воспитываю высокие качества духовности русского человека.

На Руси традиции больше сохранились в праздниках. Именно здесь черпается культура и духовность русского народа. Поэтому у нас школьники первой ступени во внеклассной работе знакомятся с истоками русского фольклора.

В конце ноября на Руси празднуются «Кузьминки». Учащиеся 2-го класса готовились к этому празднику.

«Кузьминки» — так на Руси называется праздник святых Космы и Диамина. Косма и Диамин считались ремесленниками, основным занятием которых было кузнечество. В народе их называли кузнецами – бессеребренниками, работавшими не за вознаграждение. Кузнечные мастера обращались к этим святым как к своим покровителям и отмечали этот день 25 ноября как праздник кузнецов, в который не принято было работать. С этим днем связаны многие зимние приметы: «Кузьминки – от осени одни поминки», «Кузьма и Демьян – проводы осени, встреча зимы, первые морозы». Много обычаев и обрядов связано с этим праздником. А какой праздник без костюмов! Мы с радостью взялись за работу. Обратились к истории русского костюма. Какие костюмы носили крестьянки? Оказывается, что сарафаны, а мужчины ходили в рубахах – «косоворотках». С учащимися разработали чертежи этих костюмов, сшили, получили огромное удовольствие от работы. Нас пригласили на праздник. Казалось, что мы столкнулись со стариной. Было так трогательно смотреть, как малыши в русских костюмах: сарафанах, рубахах, рассказывали и показывали нам народные обычаи – игры, шутки и песни.

Свежие документы:  Урок технологии в 3 классе по теме: «Аппликация из ваты на бархатной бумаге»

И на уроках, и на кружковых занятиях я стремлюсь прививать детям высокие качества духовно – нравственного воспитания, любовь к русскому прикладному искусству, русским традициям.

Каждый урок сопровождается только ему присущими песнями, играми. Дети особенно любят Масленицу.

Масленица гуляется в последнюю неделю перед Великим Постом, начиная от понедельника и кончая воскресеньем. Это наиболее любимый праздник, рождение которого уходит в глубокую древность. Мир веселья и смеха с неведомой силой раскрывался в эти дни. Села и города преображались: строились ледяные горки, крепости. Бытовало поверье: плохо справишь Масленицу, пошлет Велес неурожайное лето. Блины являются древним символом. Считалось, что румяными блинами приманивали благодатное светило, помогая ему светиться. Первый блин клали на окошко – в знак внимания миру мертвых, чтобы солнышко согрело ушедших. Масленицу играли всем миром: старики и взрослые ходили в гости друг к другу, молодежь озорничала на посиделках и вечеринках, дети забавлялись на праздниках, катались на тройках и, конечно, объедались блинами. В эти дни мы устраиваем ярмарку. Шьем, лепим, конструируем различные игрушки, делаем из лоскутов небольшие куклы, которые потом продаем или дарим гостям. Девочки очень любят печь. А, что за масленица без блинов? Печем в кулинарии. Для этого у нас созданы все условия. Ярмарка проходит шумно, весело, дети с радостью о ней вспоминают.

Сегодня слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности — религиозной. Религиозность — это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать — это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.



3




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: