Новые условия – другие методы 7 Класс


Учитель технологии Шустрова Ирина Юрьевна

МОУ гимназии №8 им. академика Н. Н. Боголюбова г. Дубны Московской обл.

7 «А» класс

Новые условия – другие методы.

Проектная деятельность на уроках технологии в классах компенсирующего обучения.

Работая учителем технологии, столкнулась с большой проблемой, знакомой многим моим коллегам, — класс, в котором меньше 25 человек, не делится на подгруппы! Что делать, когда мальчики и девочки должны обучаться технологии в одной мастерской (как правило – это мастерская в кабинете обслуживающего труда)? Как изучать разделы программы «Конструирование и моделирование швейных изделий» в 6-7 классах, когда девочки должны шить юбки и платья, примерять изделия,…Что делать мальчикам?

Передо мной встали вопросы:


— Как решать задачи обучения технологии, определенные основными требованиями государственного образовательного стандарта в таких классах?

— Как активизировать познавательную деятельность?

— Как сделать урок технологии интересным и девочкам и мальчикам одновременно?…

Пытаясь найти ответы, поняла главное – класс должна объединять одна, интересная для всех, цель. А чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Решить эти задачи можно, используя метод коллективного проекта.

Проектной деятельностью на уроках технологии занимаюсь около семи лет, а с такими условиями столкнулась впервые. Было трудно организовать урок таким образом, чтобы все дети были заняты, чтобы каждый ответственно относился за ту часть работы, которая ему поручена и за результат в целом. Но мы справились и были вознаграждены за свой труд. Конечно, на учителя ложиться много хлопот: составить заявку и представление на конкурс, отвезти и привезти работу. Но «игра стоит свеч» — работа заняла первое место в городском творческом конкурсе «Новогодние фантазии» в номинации «Изготовление ёлочной игрушки, поделки». Это послужило стимулом для продолжения работы над проектом и ребята сами (что очень важно, ведь это класс компенсирующего обучения) изъявили желание принять участие со своей работой в школьной научно – практической конференции, поверили в то, что они многое могут, если постараться.

Хочу поделиться опытом своей работы и предлагаю программу проекта

«В гостях у Снегурочки» в 7 кл.


Дизайнеры

Конструкторы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Предлагаемый проект программы представляет целостный курс обучения детей декоративно – прикладному искусству как продуктивной деятельности, реализуемый через моделирование: конструирование и строительство (в том числе в осмысленном сочетании аппликации, торцевании, рисования и др.), предполагает одновременно решение комплексной задачи формирования эстетического и интеллектуального в мышлении ребенка.

Синтез различных видов продуктивной деятельности, чередование групповой и индивидуальной работы, привлечение большого и разнообразного литературного материала, декоративно – прикладного искусства, моделирование пространственных форм развивает у детей: творческие способности, фантазию, коммуникативность, пространственное мышление, речь, мелкая моторика пальцев, глазомер, эстетический вкус, расширяется кругозор, а так же внимание и любовь к Отечественной русской культуре.

Поурочное планирование


Тема

Кол. часов

Основные компоненты проекта. Определение потребностей.

1

Дизайн – анализ. Краткая формулировка задачи. Упражнения.

1

Способы представления результата. Упражнение: «Разработка критериев для оценки результата»

1

Представление результата в графической форме. Диаграмма «Паучок». Упражнение: «Мозговой штурм».

1

Погружение в проект. Новый год круглый год. Кострома – родина Снегурочки.

1

Чтение поэтической сказки А. Н. Островского «Снегурочка»

2

Понятия – архитектура, ландшафт, виды архитектуры.

1

Исследование и анализ задачи. Первоначальные идеи. Эскизы домика Снегурочки.

1

Проработка лучшей идеи. Составление плана работы.

1

Работа с книгами и журналами по декоративно – прикладному искусству. Анализ.

1

Изучение техники торцевание. Упражнения.

2

Изучение техники квилинг. Упражнения.

2

Простые электрические цепи. Сборка

2

Распределение обязанностей при работе над проектом.

1

Работа над проектом:

11

Документальное оформление проекта.

4

Защита проекта

1

ИТОГО

34


Для защиты проекта на школьной научно – практической конференции ребята сделали красочную презентацию в PowerPoint, а документы оформили, используя текстовый редактор Word.

Таким образом, выполняя проект, учащиеся приобретают умения в информационно-коммуникативной деятельности, рефлексионной деятельности.

Далее представлено документальное оформление проекта.



МОУ Гимназия №8 им. академика Н.Н. Боголюбова г. Дубны Московской области












Коллективный проект по технологии


«В гостях у Снегурочки»









Выполнили учащиеся 7 «А» класса

Руководитель проекта

учитель технологии

Шустрова Ирина Юрьевна





















г. Дубна 2009 2010 учебный год

Цель проекта: принять участие в городском конкурсе «Новогодние фантазии»


Обсуждение идей:


«Что представить на конкурс?»

  • Открытку или газету?

  • Поделку или изделия?

  • Вывод: обсудив все варианты, решили выполнить новогоднюю композицию, используя различные техники декоративно – прикладного искусства


Обсуждение сюжета:


  • Великий Устюг – резиденция Деда Мороза

  • Новогодняя ёлка

  • Подарки Деда Мороза

  • Снегурочка – внучка Деда Мороза

  • Решение: Снегурочка


Материалы и инструменты:


  1. Ножницы

  2. ножницы «зиг-заг»

  3. канцелярский нож

  4. циркуль

  5. линейка

  6. карандаш

  7. краски

  8. цветные карандаши

  9. стерка

  10. батарейка

  11. 2 лампочки

  12. провода

  13. паяльник, подставка

  14. электроплита

  15. клей ПВА

  16. степлер

  17. скотч

  18. Пенопласт – плитки

  19. упаковочный пенопласт

  20. коробки картонные

  21. картон

  22. картон цветной

  23. картон гофрированный

  24. цветная гофрированная бумага

  25. ватман

  26. деревянные брусочки

  27. мишура

  28. писчая бумага

  29. мука и соль

  30. лоскутки ткани

  31. нитки



Немного из истории: «Костромская Снегурочка»


Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка. 

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

Снегурочка  –  чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.

Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М. А. Врубеля. В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра. Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах.



п/п

Последовательность выполнения работы

Выполнение эскизов домиков, проработка и выбор лучшей идеи

Анализ материалов. Подготовка инструментов и материалов

Изготовление домика Снегурочки: выполнение чертежей деталей дома, вырезание деталей из пенопласта, декорирование окон и дверей в различных техниках (квилинг, витраж)

Изготовление сказочных персонажей и колокольчиков из соленого теста

Соленое тесто: 1 стакан муки, 1 стакан соли “Экстра”, 2–3 ст. ложки клея ПВА, стакана холодной воды.

Клей развести с водой, муку смешать с солью. Добавить в массу понемногу раствор и замесить эластичное тесто.

Примечание: вода может вся не понадобится, все зависит от муки. Тесто можно хранить в пакете в холодильнике сколько угодно.

Высушивание поделок духовке

Раскрашивание гуашью сказочных персонажей и колокольчиков из соленого теста.

Изготовление одежды из различных лоскутков ткани одежды для Снегурочки и пингвина

Изготовление фонарей: сборка простой электрической цепи с параллельным соединением элементов (выполнение паяльных работ).

Изготовление разверток плафонов, декорирование в технике витража; стойки – конусы из картона, декорированные цветной бумагой

Сборка фонарей

Изготовление Новогодней елки: основа – конус из бумаги, на который наклеиваются элементы из гофрированной бумаги. Декорирование: блестки, звезда из цветной бумаги.

Изготовление часов: из белой бумаги – циферблат, отделка – цветной картон, стойка – конус, декорированный цветной бумагой и шариками пенопласта

Изготовление домиков для зверей: использование готовых чертежей разверток, декорирование гофрированным цветным картоном, витражи на окнах, квилинг – на стенах

Изготовление маленьких елочек: основа – конус из бумаги, на который наклеивается мишура

Изготовление снеговика в технике торцевание: основа – пластилиновые шарики, лыжи и колпачок из гофрированного цветного картона

Изготовление забора: картонные коробки, украшенные в технике «квилинг»

Сборка композиции

Документальное оформление проекта с использованием ПК


Экономическое и экологическое обоснование


п/п

Наименование

Стоимость (руб.)

1

Пенопласт – плитки белые

79

2

Пенопласт – плитки под дерево

94

3

Картон гофрированный

42

4

Цветная гофрированная бумага

34

5

2 лампочки

12

6

Батарейка

24


ИТОГО

285


Наша композиция не потребовала больших материальных затрат. Все расчеты представлены в таблице.

Технологические операции доступны, не требуют сложного оборудования и инструментов. Композиция соответствует требованиям пожарной безопасности (при изготовлении фонарей использовалась изолента, лампочки малой мощности и выключатель)

Сейчас большое внимание уделяется экологии и в нашем проекте мы решили вопрос использования отходов производства: коробки, картон, упаковочный пенопласт, кусочки ткани, проволока, использованные коктельные трубочки, а, следовательно, сократили количество мусора и усилий на его переработку


Новогодняя ночь

Сказочные персонажи

Список используемой литературы

  1. А. Н. Островский «Снегурочка»

  2. Проспект: «Терем Снегурочки в Костроме»

  3. Интернет-ресурсы: http//stranamasterov.ru

https://stranamasterov.ru/technics/napkins

https://www.adelis.ru/souvenirs-statues/salt-dough-souvenirs

https://radikal.ru/F/i040.radikal.ru/0812/4b/1cc9bcc6dc38

https://www.gkvolga.ru/guide/kostroma/snegur/


Свежие документы:  Аннотация к курсу истории мировых религиозных культур, 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: