Применение интегрированного обучения в образовательной области «Технология». Из опыта работы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 92 с углубленным изучением отдельных предметов»













Применение интегрированного обучения в образовательной области «Технология»

(из опыта работы)



Разработала

Монид Надежда Николаевна

учитель черчения







Кемерово 2013

1

Применение интегрированного обучения в образовательной области «Технология»

(из опыта работы)

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Перед современной школой встала проблема: обучать детей так, что бы они ни были объектами обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.      В связи с переходом на новые стандарты внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.

Все мы знаем и многие уже апробировали элементы разных образовательных технологий, это и развивающее обучение, и проблемное обучение, и проектные, и игровые, и групповые, и информационно-коммуникативные, и многие другие технологии.

Поскольку, работая по стандартам нового поколения, мы должны осуществлять деятельный подход к обучению, для образовательной области «Технология» одной из организационных форм для достижения целей является связь теории и практики и изготовление детьми готового продукта. Всем хорошо известно, что многие технологи очень широко используют проектные технологии в обучении. Учителя черчения тоже используют элементы проектных технологий, но им сложнее, так как на уроках черчения очень трудно детям выдать готовый продукт, и учащиеся не представляют до конца связь изучаемого материала с жизнью.

Поэтому сегодня мы хотим немного рассказать о том, как частично выходят из этой ситуации учителя школы №92. В нашей школе 7 лет назад было образовано методическое объединение или лаборатория «Технологии и искусства», которая объединяет учителей технологии, учителя черчения, учителей изобразительного искусства и даже учителей музыки. Трудно при таком разнообразии предметов

выработать одну методическую тему работы. И мы решили использовать мета предметные связи учебных дисциплин, только на более высоком уровне, чем в прошлом, это интеграция предметов, так появилась единая методическая тема работы лаборатории «Использование интегрированного обучения в образовательной области «Технология и искусство».

Эта тема была выбрана с целью повышения мотивации обучения, повышения интереса к предметам, улучшения качества знаний и умений учащихся через соединение теории и практики и в результате создание совместного творческого продукта. Мы постарались приблизиться к технологии «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярного подхода к

Свежие документы:  Статья "Цвет, звук, буква"

образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.

2

Лаборатория начала работу с проведения интегрированных уроков, используя при этом проектные технологии.

Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия или отработке понятий.

К использованию интегрированных уроков мы прибегаем в следующих случаях:

— при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах;

— при недостатке времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;

— при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных предметах;

— при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого материала, выходящего за рамки изучаемого предмета.

При планировании интегрированных уроков мы используем в основном технологию взаимодействия двух учителей: учитель черчения – учитель технологии; учитель черчения – учитель ИЗО; учитель технологии – учитель ИЗО, учитель ИЗО – учитель музыки. Взаимодействие строим в зависимости от темы и целей урока с равным или неравным долевым участием, если урок длится два или три урочных часа подряд. Но такие уроки проводятся редко из-за сложности подготовки, сложности корректирования календарно-тематического планирования, корректирования расписания уроков и других проблем. Чаще наш интегрированный урок проходит в два этапа, например, на уроке черчения учащиеся выполняют чертеж, на уроках технологии по этому чертежу изготавливают готовый продукт.

Приведем несколько примеров:

Интегрированный урок в 8 классе (девочки) на тему «Изготовление игольницы». Здесь мы применили технологию взаимодействия двух учителей на одном уроке с разным долевым участием каждого. Урок длился два урочных часа, по расписанию это были уроки технологии. Вступительную и заключительную части урока вел учитель технологии, так как материал ее предмета был системообразующим компонентом урока, первую часть урока вел учитель черчения, под руководством которого девочки выполнили чертеж основы игольниц, применив элементы геометрических построений. Вырезали ножницами и использовали как шаблон на втором этапе урока, который опять вел учитель технологии. На лоскуте ткани девочки вышили узор, применив технологию вышивки лентами, используя вычерченный шаблон, выкроили основу из этого лоскута ткани (две детали), соединили эти детали, заполнили наполнителем, обработали тесьмой по контуру игольницы.

Кроме этого мы проводим интегрированные уроки, используя технологию взаимодействия троих учителей лаборатории с разным долевым участием каждого.

Свежие документы:  Статья "Вовлечение в творчество - путь к успеху (методический проект в обучении технологии 5-7 классов)"

Тема урока: Изготовление подарочного сувенира. Урок проводился с учащимися 8 классов и длился три учебных часа (черчение + технология), были

задействованы все учащиеся. Девочки должны были изготовить подарочную прихватку, мальчики — подарочный сувенир «Панно».

Наконец, у нас есть опыт проведения интегрированных уроков силами четырех учителей. Приведем краткое описание одного такого урока.

3

Тема урока «Подарок маме». Урок проводился в рамках предметной недели в канун Дня 8 марта. Девочки изготавливали подарочную упаковку, мальчики подставку под горячие блюда. Урок длился два урочных часа и был разделен на четыре этапа. На начало урока все дети находились в кабинете обслуживающего труда.

Первый этап урока – вступительная теоретическая часть была построенная на сведениях из истории костюма, демонстрации различных упаковок, «лакомников»,

подарочных «узелков», различных вариантов подставок под горячие блюда. Этот этап урока проводился учителем технологии.

Второй этап урока — конструктивная часть заключалась в выполнении чертежей на форматах А4 для изготовления упаковки (девочки) и изготовления шаблонов будущих подставок для горячих блюд (мальчики) и проводился под руководством учителя черчения. Выполнив вместе с учителем черчения чертежи на основе деления

окружности на 10 равных частей, дети вырезали необходимые элементы ножницами. Затем мальчики с учителем технологии перешли в кабинет технического труда для дальнейшей работы, девочки остались в кабинете обслуживающего труда. Третий этап урока — технологическая часть проходит под руководством двух учителей технологии в разных кабинетах с использованием практических умений и навыков

рукоделия, прикладного творчества, изобразительного искусства, умения работать с древесиной, использовать различные столярные инструменты.

Все дети справились с поставленной в начале урока целью: девочки изготовили праздничные упаковки, красочно их оформили и организовали выставку-показ, мальчики изготовили подставки под горячие блюда по образцу выполненных трафаретов, доработав их индивидуальными элементами из обрезков материала ДВП.

Результативность интегрированных уроков очень высокая. Дети с большим удовольствием работают, проходя по всем правилам этапы от замысла до конечного результата.

Изучая характеристики изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, мы пришли к выводу, что используя интегрированное обучение, деятельность

учителей нашей лаборатории тоже частично изменяется по сравнению с традиционным обучением. Предметом некоторых изменений является подготовка к

уроку: учитель пользуется не строго стандартным конспектом урока, а разрабатывает сценарный план, предоставляющий ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения, учитель использует не только учебник и методические рекомендации, а пользуется Интернет-ресурсами, материалами коллег, может обмениваться конспектами с коллегами.

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса «Электрические явления»

Изменяется и форма урока. При традиционном ведении урока учитель применяет в основном фронтальную работу, при интегрированном применяется преимущественно групповая или индивидуальная работа. Изменения наблюдаются и в основных этапах урока. Если, при традиционно проводимых уроках при объяснении и закреплении

учебного материала большое количество времени занимает объяснение учителя, то здесь большая часть урока отведена на самостоятельную деятельность обучающихся.

В ведении самого урока мы тоже заметили изменения: ведение урока нестандартное,

урок ведут два или более учителя, это повышает интерес учащихся к уроку. Частично меняется и образовательная среда, она создается не только самим учителем, но и

частично детьми, это и изготовление наглядных пособий, и создание обучающих презентаций, которые учитель может в дальнейшем использовать на уроках. И,

4

конечно, отмечены изменения и в результатах обучения. Мы получаем не только предметные результаты, но и личностные, и мета предметные.

Отметим, что вот эти же и некоторые другие изменения прогнозируются в деятельности педагогов, работающих по стандартам нового поколения, поэтому мы считаем, что нами уже сделан первый шаг по переходу к новым Федеральным Государственным Образовательным стандартам и предлагаем желающим применение накопленного нами опыта. Тем более что этот опыт частично размещен на сайте Всероссийского фестиваля «Первое сентября».



















































Список используемых интернет-ресурсов

  1. Е.В. Хамраева. Что такое интегрированный урок.

  2. В.В. Ратушняков. Что такое интегрированный урок.

  3. О.А. Толстокорова. Актуальные проблемы образования. Теория и практика.







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: