Разработка и применение в учебном процессе тестовых заданий по технологии



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»







Разработка и применение в учебном процессе тестовых заданий по технологии










Автор проекта:

учитель технологии

Шестакова Т. Н.





Лысьва

2011-2012

Содержание


1. Проблема и ее актуальность 3

2. Анализ теоретического материала и опыта учителей технологии по применению тестов на уроках 5

3. Анализ образовательной ситуации МБОУ «СОШ №7» 7

4. Разработка тестовых заданий и методические рекомендации по их использованию 9

5. Продуктивность проекта 12

6. Приложение: Тестовые задания по разделу «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» 14

1. Проблема и ее актуальность


Успех в обучении технологии во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Как подтверждает многолетний опыт, большую пользу может принести проверка знаний сразу всех учеников в форме небольших по объему контрольных заданий, условно названных тестами. Не подменяя плановый контроль знаний, тесты являются «наиболее экономной формой контроля» (Г. В. Рогова)

Тестирование – актуальный сегодня метод контроля знаний, умений и навыков школьников.

Преимущества тестирования обусловлены тем, что профессионально сделанный тест является научно-обоснованным методом контроля знаний. Представляется, что тестирование получит широкое распространение в отечественной педагогической практике уже в самое ближайшее время.

Следовательно, разработать тестовые задания для уроков технологии является актуально, так как основное отличие тестового задания от традиционной контрольной работы состоит в том, что оно всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому, или иному ученику.

Еще одним подтверждением актуальности проекта является противоречие между наличием огромного практического материала в виде тестов и слабой разработкой методики использования этой базы в учебном процессе.

Актуальность темы обусловлена: педагогическими идеями обновления технологии обучения в соответствии с главной функцией образования – функцией развития личности в условиях демократизации и гуманизации учебного процесса; необходимостью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса путем внедрения в школьную практику заданий для самостоятельной работы, выполненных в тестовой форме; а также повышением интереса к учению.

Проблема проекта: со стороны учителей – трудность контроля всех учащихся за короткое время, а также неправильно составленный тест учителем не дает объективную оценку полученным знаниям учащихся на занятиях; со стороны учащихся – трудность психологически воспринять слово «контрольная работа», «письменная работа», или «диктант».

Цель проекта разработать и применять в учебном процессе тестовые задания для контроля усвоенных знаний учащимися 5-х классов на уроках технологии при изучении раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».

Цель определила его задачи:

  1. изучить теоретический материал и применить теоретические знания на практике по разработке и изготовлению тестовых заданий;

  2. Выявить функции и место в учебно-воспитательном процессе нашей школы тестовых заданий для контроля усвоенных знаний учащимися, выполненных в тестовой форме;

  3. Подобрать и проанализировать материал по разработке тестовых заданий по технологии;

  4. Разработать тестовые задания по каждой теме раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» для 5-х классов.

  5. Применение данных тестовых заданий в образовательном процессе






2. Анализ теоретического материала и опыта учителей технологии по применению тестов на уроках


При выполнении проекта были проработаны все поставленные задачи. Представлю краткое описание к каждой выполненной задаче проекта.

В ходе решения данной задачи было изучено и проанализировано: понятие «Педагогическое тестирование»; виды контроля и функции тестирование, типы и формы тестовых заданий.

Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Педагогический тест, по мнению В.И. Звонникова, это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, и состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

  1. предварительный,

  2. текущий,

  3. итоговый, рассматриваемые как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения знаний.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции:

  • диагностическую;

  • обучающую;

  • воспитательную.

При написании проекта были более глубоко изучены данные виды контроля и функции тестирования.

При разработке тестовых заданий по технологии использовалась, на мой взгляд, самая оптимальная и практичная классификация А.Н. Майорова, которая наиболее чаще используется учителями школ.

Тестовые задания делятся:

  1. тесты открытого типа

    1. свободного изложения

    2. дополнения

  2. тесты закрытого типа

    1. альтернативных ответов

    2. множественного выбора

    3. восстановление соответствия

    4. восстановление последовательности

Проанализировав имеющиеся тесты разных учителей технологии, как Пермского края, так и учителей российских школ, можно сделать вывод:

  • Многие учителя составляют тестовые задания одной сложности для всех учеников, не подразделяя на уровни сложности.

  • Практически все учителя технологии разрабатывают задания закрытого типа с выбором одного ответа или нескольких вариантов ответа, и не так часто применяют задания закрытого типа на соответствие и восстановление последовательности.

  • Тестовые задания открытого типа практически не используются.

  • Применение на уроках технологии только заданий закрытого типа позволяет угадывать ответы учащимся, не приводит к действительно объективной оценке, т.к. сравнительная простота заданий, позволяющая оценить в основном механическое воспроизведение изучаемого материала, т.е. (репродуктивная оценка знаний).


3. Анализ образовательной ситуации МБОУ «СОШ №7»


Являясь молодым специалистом и проработав в данной школе всего лишь один год, проанализировав ситуацию, можно сделать следующие выводы:

У данной школы в кабинете технологии очень хорошая материально-техническая база для проведения уроков, поэтому есть возможность реализовывать себя в данном предмете, как учителям, так и школьницам. Каждый год наши школьницы выступают на олимпиадах по технологии. Олимпиада состоит из трех туров, за каждый тур можно получить равное количество баллов. И одним из туров олимпиады является тестирование.

Следовательно, дети очень хорошо должны быть подготовлены к выполнению тестирования, и готовить, конечно же, их надо начинать с 5 класса, закладывать в них основы выполнения разнообразных типов заданий встречающихся в тестировании.

Тест позволяет проверять одновременно всех учащихся класса. С этой точки зрения тест является весьма действенным и экономным средством контроля. Выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на каждом занятии технологии; тест дает возможность включать большой объём материала и контролировать его усвоение.

Результаты проверки тестов анализируются учителем и служат для него, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой – самооценкой работы учителя, что позволяет ему внести необходимые изменения в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников.

Анализ имеющихся в нашей школе дидактических пособий (а конкретно тестовых работ) дал следующее: необходимо разработать разноуровневые тестовые задания для уроков технологии в 5-х классах по 5 темам раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»:

  1. тема «Рукоделие. Художественные ремесла»

  2. тема «Элементы материаловедения»

  3. тема «Элементы машиноведения»

  4. тема «Конструирование и моделирование швейных изделий»

  5. тема «Технология изготовления швейных изделий».

4. Разработка тестовых заданий и методические рекомендации по их использованию


Учащиеся 5 класса – младшие подростки. Перейдя во вторую ступень, они осознают себя повзрослевшими. Игра, как ведущая учебная деятельность, не утрачивает еще своего значения, однако новый статус школьника предполагает новый уровень ожиданий, новые, более “серьезные” формы работы на уроках. Такой формой работы является, в том числе, и работа с тестами.

Методика составления тестов рекомендует разнообразить форму тестовых заданий, чтобы мотивация была устойчивая и положительная, а работа не была монотонной и утомительной.

Чтобы проверить, оперирует ли ученик понятиями или остается на уровне общих представлений, необходимо специально продиагностировать. Таким образом, в контроле знаний учителя делают упор не на совокупность отдельных сведений и умений, а на осознанное применение обобщенных понятий для решения большого круга частных задач. Это возможно отследить через систему тестовых заданий. Они направлены на выявление освоения отдельных предметных операций с целью их дальнейшей коррекции. Система таких работ с использованием тестов от темы к теме, от класса к классу позволит учителю видеть у каждого ребенка проблемы в освоении знаний для коррекции его действий, выявить, случайна ли ошибка или это устойчивый пробел в данном действии.

Работу с тестами рекомендуется проводить за 10 – 15 минут до конца урока. Так, тест позволяет проверять одновременно всех учащихся класса. С этой точки зрения тест является весьма действенным и экономным средством контроля. Выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на каждом занятии технологии; тест дает возможность включать большой объём материала и контролировать его усвоение. Результаты проверки тестов анализируются учителем и служат для него, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой – самооценкой работы, самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников.

При выполнении проекта были разработаны тестовые задания на уроках технологии для 5-х классов по 5 темам раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»: (См. Приложение)

1. Тема «Рукоделие. Художественные ремесла»

2. Тема «Элементы материаловедения»

3. Тема «Элементы машиноведения»

4. Тема «Конструирование и моделирование швейных изделий»

5. Тема «Технология изготовления швейных изделий».

По каждой теме составлены тестовые задания по 3 уровням сложности:

    • «низкий»,

    • «средний»,

    • «высокий».

На «низком» уровне сложности используются тестовые задания закрытого типа с выбором одного или нескольких ответов, за выполнение «низкого» уровня сложности учащемуся ставиться оценка «3»; на «среднем» уровне – тестовые задания закрытого типа на восстановление последовательности или восстановление соответствия, за выполненные данные задания выставляется оценка «4»; на «высоком» уровне – применяются тестовые задания открытого типа свободного изложения или дополнения, за которые выставляется оценка «5». Каждый составленный тест сопровождается инструкцией к нему. Тестовые задания разработаны в соответствии с Государственным стандартом, соответствуют содержанию учебного материала.

Для данных тестов так же учтены минимальные требования – это инструкция, текст задания (вопроса) и правильный ответ.

Количество тестовых заданий в тесте зависит от продолжительности изучения данной темы и сложности материала. Чем больше часов изучается тема на уроках технологии, тем больше вопросов в тесте по данной теме.

Данные тесты можно использовать на уроках технологии следующим образом: в последние 10 мин. До окончания урока все пишут тест «низкого» уровня сложности; после того, как написали на отлично данный тест, выполняют «средней» сложности. Те, кто справились с тестом «средней» сложности, начинают выполнять работу «высокой» сложности. Затем, кто справился с тестом «высокой» сложности, на дальнейших этапах изучения материала выполняет только тесты «высокого» уровня сложности. Именно такая разноуровневая система позволит подтянуть отстающих от программы учеников.

Комплектом тестов могут пользоваться учителя технологии, как для проверки знаний учащихся для текущего контроля, так и для итогового контроля. Также можно использовать данные тесты по какой-то определенной теме, или только итоговый тест по изучению раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Этот раздел выбран потому, что на его изучение отведена основная часть учебного времени; данный раздел является самым сложным и основополагающим для изучения его в следующих классах.

5. Продуктивность проекта


Предполагается следующий план реализации проекта:


Этапы

Последовательность

выполнения этапа

Сроки реализации

1.Теоретический

Изучение, анализ данной темы и проблемы

Август – сентябрь 2011г.

2. Конструктивный

Разработка тестовых заданий по данной теме

Сентябрь – ноябрь 2011г.

3. Апробация проекта

Применение тестовых заданий на уроках технологии

Декабрь 2011г. – май 2012г., и ноябрь 2012 г. – май 2013 г.

4. Заключительный

Анализ апробации проекта, его корректировка

Июнь – сентябрь 2013г.

5. Обновление проекта

Доработка тестовых заданий и по остальным темам курса «Технология. Обслуживающий труд»

Сентябрь – ноябрь 2013 г.

6. Введение в практику

Использование наработанных тестовых заданий по всем темам в уроках технологии

Ноябрь – декабрь 2013г — январь – май 2013г.


Предполагаемый результат


Используя данный комплект тестовых заданий, учитель сможет за короткое время провести контроль сразу всех учащихся, который даст объективную оценку, также облегчит задачи учителя при изучении наиболее объемного раздела учебной программы; а у учащихся будет активизироваться мыслительная деятельность, будет положительно влиять на формирование познавательных интересов, так как комплекс предполагает три уровня заданий, выстроенных логически в соответствии с общеобразовательной программой, текстом учебника и будут доступны для выполнения всеми учащимися класса.

Результаты проверки тестов анализируются учителем и служат для него, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой – самооценкой работы, самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников.

При проведении тестирования производится контроль каждого обучаемого по всем вопросам темы. Это мобилизует обучаемых на тщательную подготовку к занятию.


Возможные риски


Возможным риском может послужить недостаток времени на проведение тестов практически каждое занятие, и чтобы исключить по возможности данный риск необходимо с особой тщательностью прорабатывать план каждого урока, и находить возможность время на выполнение учащимся тестовых заданий.


Анализ ресурсов, необходимых для обеспечения проекта


Самый важный и, пожалуй, единственный ресурс это конечно наличия возможности распечатывать тестовые работы детям, т.е. наличие в кабинете принтера, компьютера, ксероксной бумаги.













Приложение

Тестовые задания по разделу

«Создание изделий

из текстильных и поделочных материалов»

Рукоделие. Художественные ремесла


I уровень

Инструкция: выбрать один из предложенных ответов.

1. К приспособлениям для работ в лоскутной технике относятся:

а) картон или плотная бумага;

б) мел, булавки, картон или плотная бумага;

в) картон, булавки.

2. Цветовой круг поможет со вкусом подобрать для выполнения изделий из лоскутов:

а) прокладочные материалы;

б) шаблоны изделия;

в) ткани.

3. Основой любой вышивки являются:

а) стежки;

б) ряды стежков;

в) ручные швы.

4. Ряд стежков и пропусков одной длины – это:

а) шов «шнурок»;

б) стебельчатый шов;

в) шов «вперед иголку».

5. Шов «за иголку» («назад иголку») изображен на рисунке…:

а)

б)

в)


Ключ к заданиям: 1) б; 2) в; 3) в; 4) в; 5) а.

II уровень

Инструкция: выполнить задания на восстановление последовательности или последовательности соответствия.

1. Расположить в правильной последовательности технологию изготовления из лоскутов.

а) изготовление шаблонов;

б) раскрой;

в) составление эскиза;

г) изготовление прихватки.

2

инструменты

материалы

. Из списка выбрать в первую колонку инструменты для работ в лоскутной технике, а в правую – материалы.

а) иглы;

б) ножницы;

в) сантиметровая лента;

г) картон или плотная бумага;

д) мел;

е) булавки

3. Составить правильную последовательность соединение деталей в лоскутной технике:

а б в г д



4. Соотнести данные понятия их определениям.

1) шов «вперед иголку»


2) тамбурный шов


3) стебельчатый шов

а) это ряд стежков или пропусков одной длины

б) сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу

в) это непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой


5. Соотнести к схеме шва его название.

1)



а) тамбурный шов

2)




б) стебельчатый шов

3)


в) шов «за иголку»

4)


г) шов «вперед иголку»


Ключ к заданиям: 1)в, а, б, г; 2) инструменты: 1, 2, 3; материалы: 4, 5, 6;

3) д, г, б, а, в; 4) 1-а, 2-в, 3-б; 5) 1-в, 2-а, 3-в, 4-б.

III уровень

Инструкция: Вставить пропущенные слова в данные предложения.

1. Вышивку выполняют льняными и ________, металлическими и золотыми, шерстяными и _________ нитями, а также волосом и блестками, жемчугом и __________.

2. В русской вышивке особое внимание уделялось ________ орнаменту, изображению растений и _________.

3. Основное назначение пялец: ______________________________________

___________________________________________.

4. Бумага, на которой нанесена сетка из квадратов размером 1*1 – это __________________.

5. Метка – это _____________________________________________________.


Ключ к заданиям: 1) хлопчатобумажными, шелковыми, бисером; 2) геометрическому, животных; 3) держать ткань в натянутом состоянии и предотвращении стягивание вышитого узора; 4) растровая бумага; 5) обозначение принадлежности данного предмета или одежды определенному лицу.

Тема «Элементы материаловедения»


I уровень

Инструкция: выбрать один из предложенных ответов.

1. Текстильные волокна делятся на химические и ………:

а) натуральные;

б) синтетические;

в) минеральные.

2. Долевая нить ткани определяется:

а) по кромке;

б) по ширине;

в) произвольно.

3. Нити, идущие вдоль ткани, называют …:

а) волокно;

б) утком;

в) основой.

4. В полотняном переплетении основные и уточные нити чередуются через:

а) две;

б) три;

в) одну.

5. Материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи и нитей – это …:

а) волокно;

б) ткань;

в) нитки.


Ключ к заданиям: 1)а; 2)а; 3)в; 4)в; 5)б.



II уровень

Инструкция: выполнить задания на восстановление последовательности или последовательности соответствия.

1

хлопок

лен

. Из списка выбрать в первую колонку свойства, относящиеся к хлопку, а в правую – свойства, относящиеся ко льну.

а) гигиеничны;

б) легки;

в) сильно сминается;

г) быстро испаряет влагу;

д) хорошо утюжатся;

е) имеют достаточно долгий срок службы;

ж) на ощупь всегда прохладные и жесткие.

2. Соотнести данные понятия их определениям.

1) ткацкое переплетение


2) ткань



3) пряжа


а) это переплетение нитей основы и утка

б) тонкая длинная нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, ниток, трикотажа и т.д.

в) материал, который изготовляют на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей


3

нить

основы

нить

уток

. Из списка выбрать в первую колонку признаки, относящиеся к определению нити основы, а во второй – признаки, относящиеся к определению нити утка.

1. глухой звук ткани;

2. звонкий звук ткани;

3. большая растяжимость ткани;

4. небольшая растяжимость ткани.

4

Лицевая сторона

Изнаночная сторона

. Из списка выбрать в первую колонку признаки, относящиеся к определению лицевой стороны ткани, а во второй – признаки, относящиеся к определению изнаночной стороны ткани.

1. печатный рисунок яркий;

2. рисунок переплетения нечеткий;

3. печатный рисунок неяркий;

4. рисунок переплетений четкий;

5. ткань более гладкая;

6. ткань менее гладкая.


Ключ к заданиям: 1) хлопок: 1, 2, 6; лен: 3, 4, 5, 7; 2) 1-а, 2-б, 3-в; 3) нить основы: 1, 4; нить уток: 2, 3; 4) лицевая сторона: 1, 4, 5; изнаночная сторона: 2, 3, 6.

III уровень

Инструкция: Вставить пропущенные слова в данные предложения.

1. Текстильные волокна – это _________________________________________

_______________________________________________________.

2. Очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры – это ___________.

3. Натуральные волокна – это _________________________________________

___________________________________________________.

4. 3 этапа производства ткани: ________________________________________.

5. Признаки лицевой стороны ткани: __________________________________

_________________________________.


Ключ к заданиям: 1) волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий; 2) волокно; 3) волокна растительного, животного и минерального происхождения, которые образуются в природе без вмешательства человека; 4) прядение волокон, ткачество ткани, отделка ткани; 5) печатный рисунок более яркий, рисунок переплетения более четкий, более гладкая.

Тема «Элементы машиноведения»


I уровень

Инструкция: выбрать один из предложенных ответов.

1. Швейные машины бывают с … приводом:

а) с ручным;

б) с ножным;

в) с электрическим;

г) со всеми вышеперечисленными.

2. Любой привод имеет соединение с … :

а) главным валом;

б) маховым колесом;

в) корпусом швейной машины.

3. Маховое колесо вращается:

а) по часовой стрелке;

б) не имеет значения;

в) против часовой стрелки.

4. При замене иглы учитывается:

а) расположение среза колбе;

б) не имеет значение;

в) расположение желобка на игле.

5. Внутренняя часть шпульного колпачка называется:

а) шпулька;

б) катушка;

в) челнок.

6. За длину стежка отвечает:

а) регулятор длины стежка;

б) регулятор натяжения нити;

в) номер иглы и ниток.

Ключ к заданиям: 1) г; 2) б; 3) в; 4) в; 5) а; 6) а.

II уровень

Инструкция: выполнить задания на восстановление последовательности или последовательности соответствия.

1. Соотнести обозначенную цифру детали к ее названию:

а) нитенаправитель;

б) маховое колесо;

в) нитепритягиватель;

г) челночное устройство;

д) игловодитель.



2. Соотнести изображение привода с его названием:

1) электрический;

2) ручной;

3) ножной.



3. Расположить заправку верхней нити в правильной последовательности:

а) провести нить через шайбы регулятора натяжения верхней нити;

б) провести нить через ушко иглы;

в) поставить катушку с нитками на катушечный стержень;

г) провести нить через игловодитель;

д) провести нить через нитенаправитель.

4. Соотнести название шва к его условному обозначению:

а) стачной вразутюжку;


б) накладной с закрытым срезом;


в) вподгибку с закрытым срезом.

1)


2)


3)



5. Соотнести термины машинных работ их определениям:

а) стачивание;


б) обтачивание;


в) притачивание.

1) соединение мелких деталей с крупными строчками постоянного назначения;

2) соединение деталей, примерно равных по величине, строчками постоянного назначения;

3) соединение двух деталей с последующим вывертыванием их на лицевую сторону.


6. Соотнести изображение шва и его применение:

а)




б)



в)


1) для обработки низа изделия;



2) для соединения деталей пояса, оборки;



3) для соединения основных деталей изделия.


Ключ к заданиям: 1) а-2; б-6; в-16; г-14; д-12; 2) а-2; б-3; в-1; 3) 1-в; 2-д; 3-а;

4-г; 5-б; 4) а-2; б-3; в-1; 5) а-2; б-3; в-1; 6) а-3; б-2; в-1.

III уровень

Инструкция: Вставить пропущенные слова в данные предложения.

1. Бытовая швейная машина предназначена для __________________________

________________________________________________________________.

2. Прокладывание строчки для закрепления подогнутого края детали или изделия – это _________________.

3. Настрачивание – это _______________________________________________

______________________________________________________________.

4. Расстояние от строчки до среза деталей – это _________________________.

5. Стачной шов вразутюжку нужен для _________________________________

__________________________________________________.

6. Для настрачивания накладных карманов на основную деталь применяют шов ___________________________.


Ключ к заданиям: 1) стачивание тканей, декоративных строчек, а также для вышивания и штопки; 2) застрачивание; 3) прокладывание строчки при наложении одной детали на другую для их соединения; 4) ширина шва; 5) соединение основных деталей изделия, а также мелких деталей между собой; 6) накладной с закрытым срезом.

Тема «Конструирование и моделирование швейных изделий»


I уровень

Инструкция: выбрать один из предложенных ответов.

1. Основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения – это:

а) мерки;

б) исходные данные;

в) данные о человеке.

2. Мерки с человека снимаются при помощи:

а) шнурка;

б) линейки;

в) сантиметровой ленты.

3. Мерки с девушек снимают по … стороне:

а) правой;

б) левой;

в) не имеет значения.

4. Мерка полуобхват талии обозначается:

а) Сб;

б) Пт;

в) Ст.

5. Конструирование – это … :

а) создание выкройки;

б) построение чертежа выкройки;

в) процесс изменение чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.

6. Процесс изменения чертежа основы изделия в соответствии с эскизом:

а) художественное моделирование;

б) конструирование;

в) техническое моделирование.


7. Для расчета ширины фартука используется мерка…:

а) полуобхват бедер;

б) полуобхват талии;

в) длина изделия.

8. На данном рисунке изображено … фасонных линий:

а) одна;

б) три;

в) четыре.




Ключ к заданиям: 1) а; 2) в; 3) а; 4) в; 5) б; 6) в; 7) а; 8) б.

II уровень

Инструкция: выполнить задания на восстановление последовательности или последовательности соответствия.

1. Расположить в правильной последовательности этапы создания выкройки фартука:

а) техническое моделирование;

б) конструирование;

в) художественное моделирование.

2. Соотнести понятия к их определениям:

а) художественное

моделирование;

б) конструирование;

в) техническое

моделирование.

1) процесс изменения чертежа основы изделия в соответствии с эскизом;

2) создание эскиза модели изделия;

3) построение чертежа выкройки изделия.

3. Соотнести элементы технического моделирования фартука к их изображениям:

а) изменение формы деталей;

б) расклешение нижней части фартука;

в) слияние деталей.

1) 2)





3)

4. Соотнести названия мерок и их обозначения:

а) полуобхват бедер;

б) полуобхват талии;

в) длина изделия.

1) Сб;

2) Пт;

3) Ст.

5. Соотнести обозначения мерок и их правила снятия:

а) Сб;

б) Пт;

в) Ст.

1) измеряется по самому узкому месту туловища;

2) измеряется по линии бедер горизонтально;

3) измеряется от линии талии до желаемой длины.

6. Соотнести предложенные изделия к соответствующей ткани:

а) праздничный фартук;

б) повседневный фартук;

в) рабочий фартук.

1) темная ткань с рисунком;

2) темная однотонная ткань;

3) яркая ткань с печатным рисунком.

7. Соотнести эскиз к его выполненному техническому моделированию:

а)




б)



в)

1)




2)




3)


Ключ к заданиям: 1) 1-б; 2-в; 3-а; 2) а-2; б-3; в-1; 3) а-1; б-2; в-3; 4) а-2; б-3; в-1; 5) а-2; б-1; в-3; 6) а-3; б-1; в-2; 7) а-2; б-3; в-1.

III уровень

Инструкция: Вставить пропущенные слова в данные предложения.

1. Мерки обхватов (окружностей) талии и бедер записывают в половинном размере, так как ____________________________________________________.

2. Назначение фартука – это __________________________________________.

3. Основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения – это _____________.

4. Мерка Ди измеряется от __________________, до ______________________.

5. Образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами – это ____________.

6. Правила моделирования: 1. ________________________________________,

2. _______________________, 3._______________________________________.


Ключ к заданиям: 1) чертеж строят на половину фигуры; 2) предохранять одежду от загрязнения; 3) мерки; 4) линии талии, желаемой длины; 5) модель; 6) взаимосочетаемость отдельных деталей; соблюдение пропорций; исключение перегрузки модели излишними деталями.

Тема «Технология изготовления швейных изделий»


I уровень

Инструкция: выбрать один из предложенных ответов.

1. На деталях кроя прокладывают контрольные линии для … :

а) украшения;

б) совмещения их при сметывании;

в) отделки.

2. Соединение сметочными строчками кармана с фартуком – это …:

а) приметывание;

б) сметывание;

в) наметывание.

3. Шов вподгибку с закрытым срезом применяется при обработке … деталей фартука:

а) нижнего среза фартука;

б) бретелей;

в) пояса.

4. Закрепление подогнутого края детали машинной строчкой – это:

а) настрачивание;

б) обтачивание;

в) застрачивание.

5. Для переноса линий кроя на парную деталь изделия используют … :

а) сметочные стежки;

б) обметочные стежки;

в) копировальные стежки.

6. Временное назначение имеют … ручные стежки:

а) обметочные;

б) сметочные;

в) крестообразные.


7. Заутюживание – это:

а) уложение припусков шва на одну сторону и закрепления их в таком положении;

б) уменьшение толщины шва или края изделия;

в) разложение припусков шва на две стороны и закрепления их в таком положении.


Ключ к заданиям: 1) б; 2) в; 3) а; 4) в; 5) в; 6) б; 7) а.

II уровень

Инструкция: выполнить задания на восстановление последовательности или последовательности соответствия.

1. Установить последовательность подготовки ткани к раскрою:

а) отутюжить ткань;

б) определить лицевую и изнаночную стороны ткани;

в) выявить дефекты ткани;

г) определить направление долевой нити в ткани.

2. Установить последовательность соединения деталей фартука:

а) нижняя часть фартука;

б) нагрудник;

в) пояс.

3. Соотнести термины влажно-тепловой обработки и их применения:

а) приутюживание;

б) заутюживание;

в) разутюживание;

г) декатирование;

д) отутюживание.

1) стачной шов пояса;

2) ткань перед раскроем;

3) складки;

4) готовое изделие;

5) карманы, бретели.

4. Соотнести понятия ручных работ и их определения:

а) заметывание;


б) сметывание;


в) наметывание.


1) временное ниточное соединение основных деталей;

2) временное ниточное соединение двух деталей, наложенных друг на друга;

3) ниточное временное закрепление подогнутого края детали.



5. Установить последовательность соединения изготовления фартука на поясе:

а) соединить карман с нижней частью фартука;

б) обработать нижний и боковые срезы фартука;

в) подготовить детали кроя к сметыванию;

г) обработать верхний срез фартука притачным поясом;

д) обработать пояс;

е) обработать накладной карман.

6. Установить последовательность соединения кармана с нижней частью фартука:

а) наметай карман;

б) настрочи карман на нижнюю часть фартука;

в) удали нитки наметочной строчки, приутюжь карман;

г) наложи обработанный карман на нижнюю часть фартука.


Ключ к заданиям: 1) 1-в; 2-б; 3-г; 4-а; 2) а-3; б-1; в-2; 3) а-5; б-3; в-1; г-2; д-4; 4) а-3; б-1; в-2; 5) 1-в; 2-е; 3-а; 4-б; 5-д; 6-г; 6) 1-г; 2-а; 3-б; 4-в.



III уровень

Инструкция: Вставить пропущенные слова в данные предложения.

1. Приутюживание – это _____________________________________________.

2. Заметывание – это _______________________________________________.

3. Для отделки фартука используют различные отделочные материалы: сутаж и _________, ленты и __________.

4. Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ: 1._________

____________________________________________________, 2____________

_______________________________________________________________.

5. Временное ниточное соединение основных деталей – это ______________.

6. Пришивание – это ________________________________________________.


Ключ к заданиям: 1) уменьшение толщины шва или края детали; 2) ниточное временное закрепление подогнутого края детали; 3) шитье, тесьму; 4) 1. все внутренние машинные строчки выполняют нитками в цвет ткани, 2. после выполнения машинных работ нитки всех временных строчек удаляют; 5) сметывание; 6) прикрепление фурнитуры, отделки на изделие стежками постоянного назначения.

Итоговый тест по разделу «Создание изделий

из текстильных и поделочных материалов»


1. Ряд стежков и пропусков одной длины – это:

а) шов «шнурок»;

б) стебельчатый шов;

в) шов «вперед иголку».

2. Шов «за иголку» («назад иголку») изображен на рисунке…:

а)

б)

в)


3. Соотнести данные понятия их определениям.

1) шов «вперед иголку»


2) тамбурный шов


3) стебельчатый шов

а) это ряд стежков или пропусков одной длины

б) сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу

в) это непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой









4. Соотнести к схеме шва его название.

1)



а) тамбурный шов

2)




б) стебельчатый шов

3)


в) шов «за иголку»

4)


г) шов «вперед иголку»

5. Вышивку выполняют льняными и ________, металлическими и золотыми, шерстяными и _________ нитями, а также волосом и блестками, жемчугом и __________.

6. Основное назначение пялец: ________________________________________

___________________________________________.

7. Текстильные волокна делятся на химические и ………:

а) натуральные;

б) синтетические;

в) минеральные.


8. Материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи и нитей – это …:

а) волокно;

б) ткань;

в) нитки.

9

нить

основы

нить

уток

. Из списка выбрать в первую колонку признаки, относящиеся к определению нити основы, а во второй – признаки, относящиеся к определению нити утка.

1. глухой звук ткани;

2. звонкий звук ткани;

3. большая растяжимость ткани;

4. небольшая растяжимость ткани.

1

Лицевая сторона

Изнаночная сторона

0. Из списка выбрать в первую колонку признаки, относящиеся к определению лицевой стороны ткани, а во второй – признаки, относящиеся к определению изнаночной стороны ткани.

1. печатный рисунок яркий;

2. рисунок переплетения нечеткий;

3. печатный рисунок неяркий;

4. рисунок переплетений четкий;

5. ткань более гладкая;

6. ткань менее гладкая.


11. Натуральные волокна – это _______________________________________

___________________________________________________.

12. Маховое колесо вращается:

а) по часовой стрелке;

б) не имеет значения;

в) против часовой стрелки.



13. Внутренняя часть шпульного колпачка называется:

а) шпулька;

б) катушка;

в) челнок.

14. Соотнести обозначенную цифру детали к ее названию:

а) нитенаправитель;

б) маховое колесо;

в) нитепритягиватель;

г) челночное устройство;

д) игловодитель.


15. Расположить заправку верхней нити в правильной последовательности:

а) провести нить через шайбы регулятора натяжения верхней нити;

б) провести нить через ушко иглы;

в) поставить катушку с нитками на катушечный стержень;

г) провести нить через игловодитель;

д) провести нить через нитенаправитель.

16. Соотнести термины машинных работ их определениям:

а) стачивание;


б) обтачивание;


в) притачивание.

1) соединение мелких деталей с крупными строчками постоянного назначения;

2) соединение деталей, примерно равных по величине, строчками постоянного назначения;

3) соединение двух деталей с последующим вывертыванием их на лицевую сторону.

17. Прокладывание строчки для закрепления подогнутого края детали или изделия – это _________________.


18. Настрачивание – это _____________________________________________

______________________________________________________________.

19. Мерка полуобхват талии обозначается:

а) Сб;

б) Пт;

в) Ст.

20. Процесс изменения чертежа основы изделия в соответствии с эскизом:

а) художественное моделирование;

б) конструирование;

в) техническое моделирование.

21. На данном рисунке изображено … фасонных линий:

а) одна;

б) три;

в) четыре.



22. Соотнести элементы технического моделирования фартука к их изображениям:

а) изменение формы деталей;

б) расклешение нижней части фартука;

в) слияние деталей.

1) 2)





3)




23. Соотнести эскиз к его выполненному техническому моделированию:

а)




б)



в)

1)




2)




3)


24. Мерки обхватов (окружностей) талии и бедер записывают в половинном размере, так как ____________________________________________________.

25. Образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами – это ____________.

26. Шов вподгибку с закрытым срезом применяется при обработке … деталей фартука:

а) нижнего среза фартука;

б) бретелей;

в) пояса.

27. Для переноса линий кроя на парную деталь изделия используют … :

а) сметочные стежки;

б) обметочные стежки;

в) копировальные стежки.




28. Соотнести понятия ручных работ и их определения:

а) заметывание;


б) сметывание;


в) наметывание.


1) временное ниточное соединение основных деталей;

2) временное ниточное соединение двух деталей, наложенных друг на друга;

3) ниточное временное закрепление подогнутого края детали.

29. Установить последовательность соединения изготовления фартука на поясе:

а) соединить карман с нижней частью фартука;

б) обработать нижний и боковые срезы фартука;

в) подготовить детали кроя к сметыванию;

г) обработать верхний срез фартука притачным поясом;

д) обработать пояс;

е) обработать накладной карман.

30. Временное ниточное соединение основных деталей – это ______________.

31. Пришивание – это ______________________________________________

______________________________________


Ключ к итоговому тесту:

1) в;

2) а;

3) 1-а; 2-в; 3-б;

4) 1-в; 2-а; 3-г; 4-б;

5) хлопчатобумажными, шелковыми, бисером;

6) держать ткань в натянутом состоянии и предотвращении стягивание вышитого узора;

7) а;

8) б;

9) нить основы: 1, 4; нить уток: 2, 3;

10) лицевая сторона: 1, 4, 5; изнаночная сторона: 2, 3, 6;

11) волокна растительного, животного и минерального происхождения, которые образуются в природе без вмешательства человека;

12) в;

13) а;

14) а-2; б-6; в-16;

15) 1-в; 2-д; 3-а; 4-г; 5-б;

16) а-2; б-3; в-1;

17) застрачивание;

18) прокладывание строчки при наложении одной детали на другую для их соединения;

19) в;

20) в;

21) б;

22) а-2; б-3; в-1;

23) а-2; б-3; в-1.

24) чертеж строят на половину фигуры;

25) модель;

26) а;

27) в;

28) а-3; б-1; в-2;

29) 1-в; 2-е; 3-а; 4-б; 5-д; 6-г;

30) сметывание;

31) прикрепление фурнитуры, отделки на изделие стежками постоянного назначения.



Свежие документы:  Рабочая программа по технологии Н.И. Роговцева ФГОС 2 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: