Тема урока: «Текстильная открытка»


Тема урока: «Текстильная открытка»

Цель урока: Научиться делать текстильные открытки своими руками.

Задачи:

Образовательная:

  • содействовать развитию умения изготовить подарок, подбирать необходимые к обработке материалы для изделия в соответствии с поставленной задачей;

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации замысла,

  • применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами.

Развивающая:

  • содействовать развитию творческих способностей детей, трудолюбия, инициативы и самостоятельности; формированию умения работать по плану; развитие художественно-творческого воображения обучающихся, аналитических способностей.

Воспитывающая:

  • содействовать формированию положительного отношения к учению; воспитанию желания и умения видеть нравственный аспект своих поступков, желания осуществлять добрые дела, полезные другим людям;


Оборудование:

Мультимед. проектор, компьютер, образцы открыток, технологические карты, ножницы, цветной картон, клей, лоскуты текстильных материалов, шаблоны, степлер и различные дополнительные украшения.

Ход урока

План:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, цели урока.
III. Сообщение познавательных сведений.
IV. Практическая работа учащихся.
V. Рефлексия.
VI. Завершение урока.

I. Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, присаживайтесь. Давайте оставим все проблемы за дверью класса, настроимся на хорошие добрые эмоции и постараемся получить новые знания и новые умения. У нас сегодня на уроке присутствуют гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними. А теперь садитесь на свои места.

II. Сообщение темы, цели урока.

— В начале урока мы примем участие в телевизионной передаче «Контрольная закупка» в роли экспертов. У вас на столах по два образца материалов. Наша задача: выяснить, чем отличаются между собой образцы материалов.

— Возьмите пожалуйста образцы материалов, рассмотрите внимательно и ответьте на вопрос — Что общего у них между собой? ( Они не рвутся)

— И чем отличаются между собой? (ответы детей: — на одном образце есть переплетение нитей, а на другом нет).

— Образец номер 1 . Что это за материал, есть переплетение нитей? ( Значит, это-ткань, т.е. тканый материал). Из ткани мы сшили фартуки и прихватки.

— Образец №2. На этом образце нет переплетения нитей.

— Как можно назвать этот материал, если нет переплетения нитей? (Нетканый материал, получаемый без процесса ткачества ( это– валяние, прессование, склеивание волокон и нитей). Показ слайдов- утеплители для рассады, для домов при строительстве , при пошиве одежды

Уважаемые эксперты, подведите пожалуйста итоги. Заполните бланки и укажите, какой образец соответствует тканому материалу, а какой нетканому.

Мы справились с нашей задачей и выяснили, чем отличаются эти материалы.

А где в жизни используется нетканый материал?

-Хорошо, но есть и необычное, интересное, нестандартное использование нетканых материалов.

— В преддверии праздника 8 марта все мамы, бабушки мечтают о приятных сюрпризах и о подарках.

-Как вы думаете, как можно использовать хозяйственные нетканые салфетки в создании подарка?

— А я хотела бы подарить вам свою идею – создание праздничной открытки.

Тема нашего урока: — Создание текстильной открытки.

-Цель урока: — Научиться делать текстильные открытки своими руками.

Ребята, вы уже своей жизни, вероятно, каждый из вас не раз дарил открытки. — А что вы знаете об открытках?

Я предлагаю пополнить багаж наших знаний и посмотреть несколько слайдов.

Откры́тка (первоначально откры́тое письмо́) — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта)

Когда появилась открытка? не так уж давно: каких-то 150-200 лет назад. Путь появления открытки в каждой из стран был различным. История поздравительных открыток в нашей стране началась в конце XIX века, когда в 1892 году были созданы одни из самых ранних открыток.

Сейчас мало кто пользуется открытками по их прямому назначению – их сейчас редко отправляют по почте, поздравление можно отправить смс сообщением, электронной почтой. Однако открытки часто дарят лично. Поэтому большое распространение получают открытки, сделанные вручную.

Слово «hand-made»- Как оно переводится с английского? Правильно (хенд-рука, мейд- сделанный). И вряд ли у кого-то поднимется рука выкинуть такие открытки, а потому они долго будут радовать людей своим внешним видом.

Нand-made – это открытки, сделанные собственными руками с использованием ткани, кожи, сухоцветов, минералов. Говорят, что у этих открыток есть душа.

III. Практическая работ

-Вспомним с вами какие правила по техники безопасности нужно соблюдать при работе с ножницами.

Ответы детей.

Физкультминутка.

— У вас на рабочих местах лежат инструкционные карты (последовательность выполнения).

-Нужно вырезать круги из разноцветных салфеток, но вначале необходимо по шаблону обвести эти круги.

-Вырезали, затем сворачиваем круг трубочкой, но один конец острый, а другой расширенный, получился конус, степлером закрепляем посередине, выворачиваем, расправляем края, у нас получился бутон цветка. Нужно сделать 3 разноцветных бутона.

— Затем отрезаем узкие полоски зеленого материала для стеблей и вырезаем листья. Оформляем открытку цветами и дополнительным материалом.

— Мы с вами сейчас устроим выставку текстильных открыток.

-Получились красивые, оригинальные и неповторимые открытки.

Как вы считаете какая самая оригинальная? Самая аккуратная?

IV. Рефлексия

Прочитайте следующие предложения:

  • Я научилась и умею делать текстильную открытку самостоятельно-розовый цвет;

  • Я научилась, но мне требуется помощь — желтый цвет;

  • У меня не все получилось, постараюсь сделать еще раз- синий цвет.

— Выберите то предложение, которое подходит именно вам, возьмите цветок, соответствующий по цвету к предложению и мы создадим все вместе букет наших знаний и умений (на доске нарисованная корзина) – закрепите в корзине свой цветок (нужно снять защитную пленку с обратной стороны цветка).

-Посмотрите, какой весенний букет у нас с вами получился.

-Итак, кто выбрал розовый цветок – тот получает оценку 5, кто желтый- 4, а кто выбрал синий цветок- тот постарается сделать самостоятельно открытку еще раз.

Домашнее задание.

— Нарисовать эскизы открыток разной формы и сделайте еще одну открытку дома.

— Мне было очень приятно поработать вместе с вами, спасибо за урок. Хочу пожелать вам дарить другим только хорошее настроение и тогда другие люди ответят вам тем же.

























Образец №1 Образец №1 Образец №1 Образец №1 Образец №1



Образец №1 Образец №1 Образец №1 Образец №1 Образец №1



Образец №2 Образец №2 Образец №2 Образец №2 Образец №2



бразец №2 Образец №2 Образец №2 Образец №2 Образец №2

















В течение нескольких уроков мы с вами изучали свойства тканых материалов на основе шитья фартука. Давайте повторим, какие бывают волокна.

(коробочка с образцами волокон).

— Перед вами коробочки с образцами волокон. Ответьте мне пожалуйста на вопрос: -Что такое волокно? (Это очень тонкие, гибкие, прочные нити. Длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры. (ответы детей)

Вывод: -Да вы правы, текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий. В основе классификации волокон лежит их происхождение (способ получения) и химический состав. Давайте рассмотрим классификацию волокон. (слайд). По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические. Существуют тканные и нетканые материалы. Тканные –путем переплетения нитей, нетканые – способом валяния, прессования волокон. …

— Рассмотрите пожалуйста волокна.

Из какой ткани мы шили фартук? Из каких волокон эта ткань изготовлена?.

Классификация текстильных волокон:

Текстильные волокна

Натуральные химические

Растительные Животные Минеральные

Хлопок Лён

И так фартук мы сшили из тканого полотна. А есть материалы и нетканые.

А сегодня мы будем изготавливать изделие из нетканых материалов. Покажите. где у вас нетканые материалы. Чем они отличаются от тканых материалов

III. Сообщение познавательных сведений.

Ребята, вы уже достаточно взрослые, учитесь в 5 классе и в своей жизни, вероятно, каждый из вас не раз дарил открытки. А что вы знаете об открытках?

Я предлагаю пополнить багаж наших знаний и посмотреть несколько слайдов.

(слайд 4) Откры́тка (первоначально откры́тое письмо́) — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). Коллекционирование открыток называется филокартией.

Когда появилась открытка?

С позиции истории – не так уж давно: каких-то 150-200 лет назад. Путь появления открытки в каждой из стран был различным.

(слайд 5) Англичане говорят, что первая рождественская открытка появилась у них в 1794 году — сделал сэр Генри Коул. Можно считать, что история открытки в Британии началась именно с этой, посвященной рождеству. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!»

(слайд 6) Французы, долго не думая, ответили бы, что именно они являются родоначальниками открытки. Во Франции она появилась во время франко-прусской войны. Солдаты писали весточки родным на карточках, а на обороте рисовали рисунки. Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам. Согласно их мнению, открытка возникла во время франко-прусской войны. У участвовавших в боевых действиях солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники. На войне мало развлечений, поэтому многие солдаты, для того, чтобы отвлечься от тяжелых военных будней и невеселых мыслей, разрисовывали свои картонные прямоугольники. Один из таких разрисованных картонных прообразов попался на глаза книготорговцу Леону Бенардо из Бретани. Возможно, что именно так началась история создания открытки.

А китайцы (слайд 7) так и останутся при своём мнении: открытка их изобретение. Открытки эволюционировали из визитных карточек, культура которых была очень распространена в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику. К тому же несмотря на то, что не понятно, где именно началась история почтовой открытки, дальнейшее ее развитие выглядит куда менее туманным. Так, в самом начале XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага. Так же примерно в то же время стало принято отправлять открытки и в Англии.

Однако в январе 1869 года в истории развития почтовой открытки произошло важное событие – австро-венгерское правительство приняло предложение профессора экономики Венской Военной Академии Эммануила Германа о создании «корреспондентской карточки» – очень похожей на современные открытки, – которую следовало посылать без конверта.

(слайд 8) Уже в 1871 году к инициативе Австро-Венгрии присоединись почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и Голландии. Через год к этому списку добавились Швеция, Норвегия, Цейлон, а в 1873 – Франция, Испания, Румыни, Сербия и Чили.

(слайд 9) В России история создания открытки началась позднее – лишь в 1872 году появились первые открытые письма. Они не были иллюстрированы, и были выполнены на бумаге разных цветов. Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города, а зеленые – для иногородних отправлений.

Следующей важной вехой в истории развития открытки в России стал 1894 год, когда министр внутренних дел России разрешил выпускать бланки открытых писем частного изготовления – до этого монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.

Первыми иллюстрированными открытками в России стали фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: «Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года».

В России первые почтовые карточки-открытки появились в начале 1870-х годов. Но первые открытки были простыми, без украшений, почтовыми бланками. Иллюстрированные открытки стали издаваться только к концу Х1Х века. (слайд10

История поздравительных открыток в нашей стране началась в конце XIX века, когда в 1892 году были созданы одни из самых ранних открыток такого назначения.

(слайд 11)

Российская поздравительная рождественская открытка (конец XIX века – начало ХХ века).

После революции, в Советском Союзе открытки были сначала объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их производство вновь началось, поэтому все мы помним о прекрасных открытках, посвященных таким праздникам, как Новый Год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, и 1 мая. (слайд 12)

В 90-е годы появились издательства, специализирующиеся на производстве открыток, которые не только продолжили историю художественной открытки в России, но и вывели российские открытки на новый уровень идей и качества производства.

Более того, сейчас наметилась новая страница этой истории.

С одной стороны, сейчас мало кто пользуется открытками по их прямому назначению – их сейчас редко отправляют по почте, для связи на расстоянии успешно применяются другие, более новые и оперативные средства коммуникации. Однако открытки часто дарят лично. Поэтому большое распространение получили открытки, сделанные вручную. (слайд 13-16)

Более того, hand-made открытками интересуются не только частные лица, – они часто становятся бизнес-подарками. Ведь вряд ли у кого-то поднимется рука выкинуть такие открытки, а потому они долго будут радовать людей своим внешним видом и одновременно – рекламировать компанию, их подарившую.

На Западе существует наука делтиология, которая изучает историю и символику открыток. Ученые, исследуя открытку, пытаются постичь феномены общественного сознания прошедших эпох. Однако это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки – того, что позволяет этому маленькому кусочку картона служить проводником самых светлых чувств: любви, уважения и признательности.

Поздравляйте с открытой душой, а поможет вам в этом открытка!

Бывают открытки поздравительные, художественные, сувенирные и даже рекламные.

Что же означает слово открытка? В Большой Советской энциклопедии М.С.Забоченем дано известное определение филокартии (от греч. «φιλέω» — люблю и фр.«carte» — карточка), оно определяет открытки как почтовые карточки, или открытые письма которые предназначены для посылки по почте в открытом виде.

Нand-made – это открытки, сделанные собственными руками с использованием ткани, кожи, сухоцветов, минералов. Говорят, что у этих открыток есть душа.

IV. Практическая работа обучающихся.

Нарисовать, выполнить открытку в стиле hand-made , посвященную Дню Учителя.

V. Закрепление пройденного.

В начале урока мы поставили цель. Как вы считаете, мы выполнили ее?

VI. Завершение урока.

Домашнее задание.

какой формы может быть открытка? В альбоме зарисуйте несколько эскизов открыток разной формы.

VII. Рефлексия.

Вам было интересно?

Что нового вы узнали?

С какими трудностями встретились?

Мне было очень приятно поработать вместе с вами, спасибо за урок. Хочу пожелать вам дарить другим только хорошее настроение и тогда другие люди ответят вам тем же.

Список литературы:

  1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1992

  2. Перевертень Г.И. Самолеки из бумаги. М.: Просвещение, 1983

  3. Программно-методичексие материалы. Изобразительное искусство. 5-9 классы/сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1998

  4. Ростовцев. Н.Н., Тереньтев А.Е. Развитие творческих способностей на уроках рисования. – М., 1976

  5. Журналы “Юный художник”

Использованные Интернет-ресурсы:

  1. https://gazetaravenclaw.narod.ru

  2. https://www.genon.ru

  3. handmade/hand_made















Цель: передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта выполнения  поздравительных открыток.

Задачи:

◆ формирование представления об изготовлении открыток, как о современном виде прикладного творчества;

◆ привитие интереса к созданию открыток ручной работы;

◆ знакомство с историей создания поздравительных открыток;

◆ демонстрация работ мастера,  инструментов и материалов для работы;

◆ формирование потребности в создании эстетических, креативных и уникальных вещей.

Форма проведения: лекция-беседа.

Вид мастер-класса: демонстрация работы.

Продолжительность: 10 минут.

Этап 2 (практический)

Цель: демонстрация методов и техник работы при создании открыток ручной работы.

Задачи:

— развитие творческого воображения через выполнение практического задания;

— формирование потребности в создании индивидуально подарка – открытки, как в средстве самовыражения;

— обобщение опыта работы в различных техниках прикладного творчества.

Форма проведения: практическое занятие.

Вид мастер-класса: совместная работа педагога-мастера с аудиторией.

Продолжительность: 30 мин .

1 этап.

Декоративно-прикладное творчество — многообразный и интересный вид деятельности, способствующий развитию мелкой моторики рук детей и их личностных качеств.

Одним из методов развития творческих способностей обучающихся является изготовление  поздравительных открыток.

Искусство создания открыток, достаточно молодо, однако, открытками ручной работы люди занимаются давным-давно. Ещё в древнем Китае на Новый год было принято дарить друг другу открытки, тем же занимались и Египтяне. В Европе поздравительные открытки появились в XIII -XIV веках. Конечно же, это было крайне дорогое удовольствие, которое было доступно лишь обеспеченным людям. Это и затормозило развитие создания открыток, как своими руками, так и при помощи мастеров.

Лишь с середины XIX века, с развитием печати и индустрии, поздравительные открытки стали доступны простым смертным. В 30-х годах XX века открытки поставили на конвейер, началось их массовое производство.

В нашей стране «затишье» прошло с наступлением XXI века. Последние 5-10 лет наблюдается тенденция роста популярности  различных видов рукоделия, и в том числе, изготовление открыток. Открытки и иные изделия ручной работы вновь в цене.  В каждой подобной работе таится частичка души её автора, неповторимый стиль. Как нет двух похожих людей, так, наверное, нет двух похожих открыток ручной работы. Ещё одна причина популяризации рукоделия – потребность в творчестве. Человек так устроен. Ему это нужно.

Изготовление открыток своими руками — очень увлекательное и интересное занятие,  оно нравится  детям разного возраста. Даже самые простые открытки, сделанные своими  руками, принесут огромное удовольствие мамам, папам, бабушкам и дедушкам и друзьям.

Данная поздравительная открытка проста в изготовлении, не требует дорогостоящих материалов и вполне под силу ученикам начальной школы. Вы получите готовую работу в течение одного занятия.

Материалы для изготовления открыток:

1. Основа открытки:

— Цветной картон или гофрированный картон (бархатная бумага).

— Салфетки вискозные хозяйственные (вариант: цветная креповая бумага, ватные диски).

— Креповая бумага зеленого цвета.

2. Инструменты для работы:

— Ножницы просты и фигурные.

— Фигурные и угловые дыроколы.

— Степлер.

3. Клеящие материалы:

— Клей ПВА (карандаш)

— Клей-пистолет.

4. Декоративные элементы:

— Кружево, ленты, шнуры, нити, шитье.

— Бусинки, стразы, пайетки, бисер.

— Наклейки объемные, голографические и плоские.

— Маркеры, ручки, цветные контуры и гели с блеском.

— Тексты поздравление, название открыток, пожелания.


Текстиль (лат. textile — ткань, материя) — изделия, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и т. д.), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке. К текстилю относят также материю, не являющуюся тканью: трикотаж, войлок, современные нетканые материалы и пр.

Слово текстиль — производное от латинского textere, что означает плести, переплетать. Хотя ткачество — наиболее распространённый способ изготовления текстиля, существуют и другие способы: вязание, плетение, наматывание и валяние.



И если у близкого вам человека намечается праздник, подумайте о подарке и поздравлении заранее. Найдите не только интересный и оригинальный подарок, но и интересный, душевный способ его поздравить. Пусть ваши слова, ваше поздравление западет ему в душу и запомнится надолго. А это и будет самым трогательным, самым душевным, — да просто самым лучшим подарком от вас.

Свежие документы:  План-конспект урока по физической культуре на тему: "Совершенствование техники передачи, ловли и ведения баскетбольного мяча" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: