Урок технологии для 5 класса на тему «Вышивка шелковыми лентами»


Тема : Вышивка шелковыми лентами.

5 класс

Цель урока:

Познавательная – научить учащихся технике вышивки шелковыми лентами.

Воспитательная – воспитывать аккуратность, интерес к профессии вышивальщицы.

Развивающая – развивать эстетический вкус, умения и навыки в выполнении вышивки.

Оснащение урока для учителя – книга «Вышивка шелковыми лентами». Планшеты – история вышивки, варианты изделий, картины.

Оснащение урока для учащихся – образцы изделий, наглядные пособия по закреплению ленты, технологии выполнения швов, рисунки, инструкционные карты – шов «узелки», шов «петельки по кругу», шов «вытянутый стежок с завитком», узор «роза». Материалы и инструменты – ткань для вышивки, шелковые ленты, нитки, ручные иглы, булавки, ножницы, карандаш.

Тип урока – нетрадиционный урок «Мастер-класс».

Межпредметная связь – история, изобразительное искусство.


Ход урока.

  1. Организационный момент: проверка наличия учащихся, наличия принадлежностей.

  2. Контроль знаний учащихся.

Вопросы: 1.Перечислить виды швов ручной вышивки.

2. Т. Б. с иглами и булавками, ножницами.

III. Изложение нового материала.

План.

Теоретическая часть урока.

  1. Историческая справка о шелковых лентах.

  2. Современное применение шелковых лент.

Практическая часть урока.

3.Выполнение вышивки.

Теоретическая часть урока.

1. Сегодня мы проведем нетрадиционный урок «Мастер – класс». Девочки из 9 класса расскажут и покажут некоторые из видов швов вышивки шелковыми лентами.

2 ученицы рассказывают об истории применения шелковых лент.

С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывали окна для защиты от холода в зимнее время.

Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми

лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.

В1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки, как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В1560 году в нем было уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстра­вагантные, шелковые ленты, а южнее, в Велзи и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят — для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.

Наступила эпоха роко­ко, и стилем француз­ского двора стало легко­мыслие. Король Людо­вик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделуш­ки, изготовлен­ные им самим.

Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду во­шли «летящие платья» с незастроенными складками (защипами) на груди и много­численными лентами. Именно в эти времена во Франции и по­явилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мел­кими розочками «а ля рококо», листь­ями и множеством разбросанных цве­тов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно станови­лось все более роскошным и утончен­ным. В ателье, носивших высокое звание

«Поставщики королевского двора», с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шеде­вры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру — от Лондона до Претории. Из Франции этот вид вышивки перекочевал

на острова, в Англию. А оттуда разо­шелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет этого искусства пришелся на 70-е годы ХIХ столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безде­лушках для дома и шляпах. После Второй мировой вой­ны интерес публики ко всем видам рукоделия стал сни­жаться. Но в течение двух по­следних десятилетий началось возрождение вышивки.

Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предвари­тельных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышив­ки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!

2. Третья ученица рассказывает о применении лент в повседневной жизни.

Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. В Италии шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называют «праздниками с бантиками». Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты «оживляют» прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами! На Западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов и украшают елки в преддверии Рождества и встречи Нового года. У нас же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка. Эта книга познакомит вас с совершенно новым применением шелковой ленты. История этой техники восходит к древним англосаксонским традициям. Для такого вида вышивки берется очень узкая лента, которая подходит к любым типам тканей. Она свободно проходит через самый плотный уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники вышивки в том, что она придает рисунку объемность. Изучив пошаговое описание различных видов швов, вы без труда сможете их повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого у вас появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку. С помощью оригинального объемного рисунка или банта вы сможете — объединить в единый ансамбль несколько предметов вашего гардероба. Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок, и дамскую вечернюю сумочку. Кроме того, вы научитесь делать красивые скатерти и салфетки, мешочки для флакончиков с духами, коробочки для драгоценностей и множество других милых вещичек.

Практическая часть урока.

Сегодня мы научимся вышивать несколько видов швов, но и с помощью них уже можно вышить небольшую картину или украсить изделия.

Девочкам предлагается рисунок по выбору.

  1. Показывает учитель способы закрепления рабочей ленты в начале и в конце вышивки.

В начале работы:

Взять ленту длиной 50 см, вставить ее в иглу, подогнуть кончик на несколько миллиметров и вколоть иголку по центру. Придерживая ленту одной рукой и подтягивая другой, завязать узелок. Завязанный таким образом узел называется плоским узелком.

В конце работы:

1) способ: вывести ленту на изнаночную сторону, сделать небольшую петельку, провести иголку под стежками вышивки, придерживая пальцами стежки, легонько подтянуть ленту. Отрезать ленту в нескольких миллиметрах от последнего стежка.

2) способ: закрепление ленты непосредственно на ткани мелкими стежками, выполненными нитками мулине.

Выполнение швов показывают старшеклассники.

1ученица объясняет и показывает технологию выполнения шва «петельки по кругу».

2 ученица- узор «роза».

3 ученица – швы «вытянутый стежок с завитком», «узелки».

Весь класс делится на три группы. В каждой группе помогают и еще показывают как выполнять швы старшеклассники.

Проверить у каждого обучающегося качество выполненной работы.

  1. Закрепление материала.

  1. Способ закрепления ленты в начале и в конце работы.

Назвать виды швов выполненные шелковыми лентами.

V. Итог урока.

1) Назвать лучших учащихся.

2) Разобрать наиболее характерные недочеты в работе.

3) Достижение цели урока.

4) Оценить работу обучающихся.

VI. Домашнее задание.

Вышить изделие.


Свежие документы:  Тема проекта: ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФАРТУКА

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: