Как блины на стол пришли


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Белгорода»











«Как блины на стол пришли»

Музейный урок на масляной неделе






Подготовила

учитель начальных классов

Попова Галина Григорьевна

















Тема: Как блины на стол пришли.


ЦЕЛЬ: расширить кругозор детей.


ЗАДАЧИ: — рассказать об этапах выращивания хлеба (посев, уход, уборка, хранение)

— познакомить с орудиями труда русских крестьян, необходимых при выращивании хлеба.

— способствовать приобщению детей к возрождению утерянной русской традиции — праздновать Масленицу.


Оформление напоминает русскую избу: на стенах вышитые рушники, на передней

стене – изображение русской печки, рядом – ухват, кочерга; поодаль – прялка, стол с

утварью, вдоль стен – «лавки» (скамьи), на полу – домотканый коврик.

Дети в русских народных костюмах, в руках у девочек рукоделие, у мальчиков русские народные музыкальные инструменты: балалайка, ложки, трещетки, рубель.

Ведущая в народном костюме села Теребрено, Краснояружского района, Белгородской области.


ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте гости, дорогие!

Собрались мы сегодня праздник старорусский вспомнить,

порадоваться веселью наших предков, позабавиться, как наши деды забавлялись на Масленицу. ( слайд 2)

МАСЛЕНИЦА – сырная неделя справляется за 7 недель до Пасхи. Ждали её всегда с нетерпением. У нас на Белгородчине за неделю уже были готовы запасы сыра, масла, сметаны. Всех, кто возвращался в деревню из поездки, спрашивали:- «Не везёшь ли Масленицу?»

Вся неделя именовалась честная, широкая, боярыня-масленица.

Дети в ожидании смотрят в окна. Слышатся возгласы: «Скоро ли?» «Не торопится»


1-я девочка выходит за дверь, «во двор», и тут же возвращается, ведя за собою гостей.

Два мальчика несут Масленицу – соломенная кукла в синей шубе, белом платке,

в лаптях. Усаживают на приготовленную скамейку.

1-я девочка разводит руки широким жестом, указывает на Масленицу:

Ой, да Масленица на двор въезжает.

Широкая на двор въезжает.

А мы девушки её состречаем!

А мы красные её состречаем.

2-я девочка, пританцовывая, кланяясь:

Ой, да, Масленица, погостюй недельку.

Ой, да, Масленица, погостюй другую!

3-я девочка подходит к Масленице, кланяется:

Дорога наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький


4-я девочка: Брови черные наведенные,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные!

5-я девочка: Масленице

Широкорожая Масленица!

Мы тобою хвалимся!

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

6-я девочка с караваем в руках, обращаясь к Масленице

Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько,

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!

Дети выстраиваются в круг. Исполняется русская народная попевка «А мы Масленицу устречали». Дети идут по кругу, исполняя руками движения в такт мелодии. Одна девочка исполняет роль Масленицы в кругу.

А мы Масленицу устречали,

Устречали, лёли, устречали.

Мы сыр с масельцем починали

Починали, лёли, починали.

Мы блинками гору устилали,

Устилали, лёли, устилали.

Сверху масельцем поливали,

Поливали, душа, поливали.

Как от сыра гора крута.

Гора крута, лёли, гора крута.

А от масла гора ясна

Гора ясна, лёли, гора ясна.


1-й мальчик: Масленица — кривошейка,

Покатай нас хорошенько!

2-й мальчик:

Масленица – кургузка,

После тебя будет грузно!


ВЕДУЩАЯ: Люди добрые, хватит горе горевать, блины надо выпекать.(у печи появляется хозяйка, изображает выпечку блинов).Где пекли блины?

ДЕТИ: В печи!

Ученик из актива музея (слайд 3) РУССКАЯ ПЕЧЬ Вплоть до 13-го века, изба отапливалась разжиганием огня в «очаге», который представлял собой сложенные камни. В указанный период избы не имели устройств для вывода дыма и он выходил в двери, а в более поздний период — в небольшое отверстие проделанное в стене (отопление по «черному», курная изба).

К 15-ому веку очаг, представлял собой уже печь, а на рубеже 15 и 16 веков появились устройства для вывода дыма. Первоначально он представлял собой деревянный короб, называемый «боров». С появлением огнеупорного кирпича, печи приобрели трубы, а сами они постепенно приобрели к началу 18-го века тот вид, который сейчас известен как «русская печь».Таким образом, началом появления русских печей можно считать начало 18-го века. Безусловно, одно из основных применений — это приготовление пищи. В печи варили, парили, жарили, запекали и «томили. Для приготовления пищи у хозяйки были чугуны, кувшины, сковороды, рогочи, сковородники, лопата для хлеба (слайд 4, 5). Посуда по большей части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды и горшки. В глиняных кувшинах особенно вкусным получалось жирное топлёное молоко с коричневой пенкой. При печи кроме 3 ухватов и сковородника было ещё 2 кочерги для перемешивания углей и выгребания золы.

Отопление. Русская печь располагалась практически в центре комнаты и прогревала её равномерно. На печи был устроен лежак. Рядом с печью традиционно строился  в котором хранили домашнюю утварь, а верх его мог являться продолжением лежака. Размеры лежака были различны. Наибольшие позволяли располагаться на печи до 5-6 человек. Высота такого лежака чаще всего позволяла человеку сидеть. Лежак в основном равномерно прогревался по температуры теплого радиатора. Наиболее длинная сторона печи, как правило, являющаяся продолжение стены комнаты, иногда украшалась. 

Лечение. Прогревались как сверху на печи, изгоняя простудные заболевания, так и в самом горниле. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая её с солью..

И многое другое. Русская печь не только грела и варила, она была неотъемлемой частью жизни русского народа. По печи предсказывали погоду; на ней сушили грибы и ягоды; в печи парились (Россия, Украина, Литва); гадали и ворожили; с печей дети наблюдали за свадьбами старших; с кочергой и помелом сваты за невестой ходили, на печи рождались и умирали.


Звучит гармошка, ансамбль исполняет русскую народную песню (Белгородская область) «Блины».

Исполнители песни садятся на скамьи. Хозяйка ставит на стол блины, спрашивает:

—А как же блины на стол пришли?


ДЕТИ: надо хлеб посеять, вырастить, смолотить, смолоть и блинов испечь.

ВЕДУЩАЯ: правильно. Сейчас мы послушаем, как молотили наши предки выращенную рожь. Но сначала ее жали серпом. ( слайд 6)

Ученик из актива музея: ( слайд 7) молотили скошенную рожь специальной палкой, которая называется цеп (показывает экспонат музея).Она состоит из двух частей: длинной рукоятки и рабочей части, которая ударяет по колосьям. Изделие готовили из орешника, подбирая удобную толщину лещины. Рукоятку и рабочую часть соединяли между собой с помощью полосок кожи.

ХОЗЯЙКА: А как же узнать, сколько зерна намолотили? ( слайд 8)

Ученик из актива Существовало много мер: коробья, пуз, рогожа, лукно, бочка. В селе Теребрено Красно-Яружского района во время экспедиции мы нашли деревянный ящик овальной формы.Жительница села сказала, что это мера, и нужна она для измерения веса зерна, муки и других сыпучих веществ.

ВЕДУЩАЯ: а масло для блинов как делали?

ДЕТИ: покупали!

Ученик из актива музея: масло русские крестьяне умели бить сами. Именно «бить», из сливок. Хозяйка ставила молоко в чулан на несколько часов. Пока оно стоит, на его поверхности собираются сливки. Хозяйка снимает их в отдельную посуду. Затем берет скалку или «толкушку» и начинает перемешивать сливки вращающими движениями, до тех пор пока не отделится масло. У многих крестьян были маслобойки ( слайд 9) — показывает экспонат музея. Это деревянный ящик, сквозь который проходит стержень с ручкой. Внутри ящика к стержню прикреплены лопасти. Собранные сливки заливают в этот ящик, маслобойку, и начинают крутить ручку. Лопасти перемешивают сливки, «отбивая» таким образом масло. Хозяйка собирает масло, придает ему форму колобка и кладет на хранение.

ХОЗЯЙКА: А теперь посмотрите на форму для блинов. Почему она круглая?

ДЕТИ: Блины должны быть похожими на солнышко!

ХОЗЯЙКА: Правильно! Как называется эта форма?

ДЕТИ: Сковорода!

ХОЗЯЙКА: Действительно так.

Сковорода изготавливалась из чугуна. Преимущество сковород из чугуна — в его свойстве равномерно распределять и долго сохранять тепло. Чугун за счет своей пористой структуры и низкой теплопроводности сравнительно медленно нагревается, но прекрасно сохраняет высокую температуру после нагревания. К тому же чугунная посуда нагревается гораздо сильнее алюминиевой, что необходимо для жарки Пористая структура чугуна позволяет равномерно распределять тепло по всей сковороде, соответственно, блюдо не останется сырым с одной стороны и не подгорит с другой. Главный минус чугунной посуды —значительный вес. Готовое тесто наливали на сковороду половником и ставили в печь с помощью специального сковородника (чапельника)


ХОЗЯЙКА: А теперь, ребята, можно и отведать блинов. ( слайд 10) – Кушайте на здоровье!

(Все едят блины)


3-й мальчик в сторону собравшихся:

А ну ребята кто блинов наелся, силы набрался,

Выходи, покажи, похвалися,

Силушкой померяйся.


Девочки выстраиваются слева и справа зала, мальчики — в центре.

«Силовые забавы» (проводит ведущая)

1. Перетягивание каната. Мальчики делятся на две команды, выстраиваются

навстречу друг другу колоннами, держась за канат. Середину каната наметить

красной лентой и расположить над границей полей команд. По сигналу команды

начинают перетягивать противника на свою сторону. Побеждает тот, на чьей

стороне окажется красная метка (или вся команда противника).

2.Толкание. (в народе – кулачный бой «кулачки»). Команды выстраиваются друг

напротив друга вдоль линии, проведенной на расстоянии 40-50 см позади каждой

команды. По сигналу противники упираются друг другу ладонями в ладони.

ЦЕЛЬ: столкнуть противника за линию.


ВЕДУЩАЯ вручает призы.

Девочки приветствуют победителей.

1-я девочка

Молодцы – удальцы! Силушку показали, покажите разум!

Узнайте у Масленицы, когда хлеб сеять, когда убирать,

Когда грибы-ягоды собирать?!


Звучат народные приметы о Масленице.

***Какой день Масляны красный, в такой сей пшеницу!


***Ненастье в воскресенье перед Масляной, к урожаю.


***Если на Масляной неделе идет снег, будет хороший урожай гречихи.


ВЕДУЩАЯ: Масленица! Ой, правда, ли!

Девочка, исполняющая роль Масленицы, стоит рядом с чучелом, отвечает:

-Правда, правда.

Звучит задорная русская мелодия, группа мальчиков исполняет русский народный танец


Сидящие хлопают в ладоши.

ВЕДУЩАЯ: Ай, да мальчики! Удальцы! А теперь все в круг….

Музыкальная игра Белгородской обл. «Селезень утку загонял»

Играющие выстраиваются в круг.

В середине – мальчик и девочка, утка и селезень. В начале мелодии селезень

пытается поймать утку. Играющие ему мешают: не пускают из круга или в круг.

Играющие движутся по кругу, пританцовывая.

Селезень утку загонял

Молодой серу загонял

Пойдем, утица, домой

Пойдем, серая, домой

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень,

А девятая сама,

Поцелуй разок меня.

С последними словами селезень «ловит» утку, они кланяются, становятся в круг. Выбирают других утку и селезня, игра повторяется.

8-я девочка, восклицая, берясь за голову:

— Ой, что было! Что было-то!

(играющие садятся на скамьи)

Звучит мелодия плясовой «Матаня»

Девочки выходят приплясывая, выстраиваются полукругом в передней части зала (ближе к изображению печки), по очереди поют частушки:

Начинаю я припевку Чтобы печка разгорелась,

Первую начальную. Надо жару поддавать,

Я хочу развеселить, Чтобы песня лучше пелась,

Публику печальную. Надо пляской помогать.



Ох топни, нога, Не смотрите на меня,

Топни правенькая Глазки поломаете

Я плясать пойду Я не из вашего села

Хоть и маленькая. Вы меня не знаете.


Мы пропели вам частушки А теперь мы вас попросим,

Хорошо ли, плохо ли. Чтобы вы похлопали.



ВЕДУЩАЯ: Спасибо, девочки за веселые частушки. А теперь, гости дорогие,

усаживайтесь поудобнее. Пришла пора блины есть.

Несколько девочек предлагают собравшимся блины, чай, квас. По окончании

«трапезы» на середину зала выходят девочка и мальчик, обращаются к Масленице:

9-я девочка: Наша Масленица дорогая

Немножечко постояла.

Мы думали семь неделеи,

А Масленица – семь денечков!

5-й мальчик: Авдотья Изотьевна!

Масленица!

Обманула нас!

На Великий пост

Дала редьки хвост!

Реплики с места:

10-я девочка (сообщая новость):

Масляна неделя

В Ростов полетела,

На пенёчек села,

Оладышек съела,

Другой закусила,

Домой потрусила!

6-й мальчик: (с сожалением)

Да вот Масленица

Со двора съежает

Кургузая, кургузая

Со подворья.

Её девушки гостевать оставляют.

11-я девочка, обращаясь к Масленице:

Да вот, Масленица:

А погостюй недельку!

Да, кургузая,

А погостюй другую!

Девочка, исполняющая роль Масленицы:

Да вот, девушки,

Я поста боюся!

12-я девочка: Да вот, Масленица,

Пост ещё далеко!

7-й мальчик: А, Маслена, Маслена – полизуха!

На тарельцы, на тарельцы.

8-й мальчик: А мы свою Маслену провожали

Тяжко – важко по ней воздыхали:

— Ах, Маслена, Маслена, воротися,

До самого Велика дня протянися.

Все участники представления выстраиваются в круг, двигаясь карагодом, исполняют попевку «А мы Масленицу прокатили» (Два мальчика берут чучело Масленицы поднимают на плечи и во время пения носят по кругу, пританцовывая. Две девочки устанавливают макет костра в центре круга).


По окончании попевки Масленицу устанавливают в середине круга, символически сжигают.

Слышатся возгласы: «Масленица, пошли нам хороший урожай!», «Пошли нам достаток!»,

Присутствующие усаживаются на скамьи.

ВЕДУЩАЯ: Мы стали участниками веселого, задорного праздника. Сколько любви вкладывали в него русичи. Он отражает широту и щедрость души русского народа.

Мы воочию соприкоснулись с истинно русской традицией, моментом жизни наших предков.узнали о том, как расили хлеб, прежде чем он попадал на стол. Выращивать хлеб очень тяжело. Может поэтому застолье с хлебом такое задорное и широкое. Надеюсь, что в душе каждого из вас загорелся огонек, а может только пока искорка. Я хочу, чтобы они согрели вашу душу, чувства, заставили задуматься о себе, о близких, о нашей Родной земле. (слайд 11)




Литература:

1. « Русские народные песни ».

Издательство «Правда» 1988 год.

2. « Круглый год » Русский земледельческий

календарь. Издательство «Правда» 1991 год.

3. И.И. Веретенников «Белгородские карагоды»

Издательство « Везелица » Белгород 1993 год

4. И.И. Веретенников «Народное музыкальное

творчество Белгородского края»

Издательский дом «В. Шаповалов» Белгород 2000 год.

5. Материалы интернета

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: