Классный час «Моя малая Родина»


Классный час «Моя малая Родина» .

Цель:

  • формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, своей малой родине;

  • создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;

  • развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас;

  • воспитывать у учащихся чувства гордости, любви и уважения к прошлому и настоящему,

  • стремление быть соучастниками и созидателями будущего.

Тема урока (на доске):

Кр_й л_б_м_й!
М_я Р_д_н_,
м_й м_р!

– Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

– Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

– Подберите однокоренные слова к слову родина. (Род, родня, родственник, родители, родословная, народ и т.д.)

– Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

– Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Россия, Российская Федерация. (Показать на карте нашу страну).

– А чем отличается одно государство от другого? (Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.)

– Назовите главный город нашей страны.

Давайте послушаем стихи поэтов о Родине.
Дети читают стихи.

В поле звон раздается лазоревый,
Льется с птичьими трелями в лад.
Почему—то в России особенно
Колокольчики нежно звучат.

Я.Козловский

Отдохну-ка, сяду у лесной опушки!
Вон вдали соломой крытые избушки,
И бегут над ними тучи вперегонку
Из родного края в дальнюю сторонку.
Белые березки, жидкие осины,
Пашни да овраги – грустные картины!
Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо
Что же к ним все тянет так неодолимо?

А. Плещеев

Топи да болота, синий плат небес.
Хвойной позолотой взвешивается лес.
Тенькает синица меж лесных кудрей,
Темным елям снится гомон косарей.
По лугу со скрипом тянется обоз –
Суховатой липой пахнет от колес.
Слушают ракиты посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..

С. Есенин

Я люблю свою Сибирь,
Где вокруг простор и ширь.
Где тайга стоит стеной,
Снег лежит сплошной волной.
Гряды гор и рек прозрачных,
А в лесу зверья полно,
Соболь, белка и куница,
И лисица и олень.
Летом белые ромашки,
Распустили свои шляпки.
Солнце яркое над ними
Освещает лес густой.
Это все моя Сибирь,
Моя Родина, мой мир!

Дети по желанию читают другие стихи о Родине.

Работа с пословицами

Наш народ сложил немало различных пословиц, в том числе и о родине.

1.На чужой сторонушке рад родной воронушке.

2. Где родился – там и пригодился.

3. Без корня и трава не растёт.

Объясните смысл пословиц.

– А есть еще одна пословица “Всяк кулик свое болото хвалит”. Как вы думаете, а почему я ее вспомнила? Подходит ли она к нашему уроку?

– Кулик хвалит болото, потому что он там живет, есть еда, ему там хорошо. А мы сегодня будем хвалить мир, в котором мы живем. А мы живем в селе Хужир, Иркутской области, Ольхонского района, а село Хужир – это наша малая родина.

Хужир это самый крупный поселок, который имеется на единственном обитаемом острове на Байкале — Ольхоне. В переводе с бурятского слово «хужир« означает «солончак«. Солончак — это такая почва, которая сверху покрыта широким слоем природной соли.

Поселок Хужир был образован в 1938 году. В самом начале он был только рыбоприемным пунктом предприятия Гослов, которое было преобразовано в Маломорский рыбозавод.

Первыми поселенцами Хужира были 15 семей из Забайкалья. Они приехали на остров по льду конным обозом ранней весной, чуть не утонули. Но через 2- 3 года поселенцы разъехались, так как природные условия на Ольхоне мало подходили для земледелия.

Весь поселок Хужир располагался тогда по берегу Байкала. Люди жили не только в деревянных домах, но из-за отсутствия жилья проживали в землянках.

В то время самой главной улицей в Хужире была улица Маломорская. Были еще улицы С.Лазо, Песчаная. К настоящему времени ни одного дом с этих улиц не сохранилось. Рядом с Маломорским рыбозаводом находился детский сад, магазин, столовая, конторы завода и сельпо, склады. Чуть выше в гору был клуб. Почти все население Хужира работало на Маломорском рыбозаводе. Раньше в заводе работал и мой дедушка, он вспоминает, что рыбы ловилось так много, что водители по несколько дней не спали, успевали вывозить рыбу в Иркутск на грузовых машинах. Сейчас завод, к сожалению, почти не работает. Постепенно количество жителей росло. Были построены больница, школа, баня, магазины.

В Хужире сейчас живет 1 тысяча 300 человек, а на всем острове Ольхон — около 2 тысяч человек. В Хужире есть детский сад, школа, музыкальная школа, клуб, музей, библиотека, больница, метеостанция, почтовое отделение связи, пожарная часть, хлебопекарня, 13 магазинов. Центральная улица поселка — улица Байкальская. Здесь расположено большинство магазинов и организаций.

Также в Хужире есть Храм Державной Иконы Божией Матери, который является единственным православным храмом на острове Ольхон.

На территории школы расположен краеведческий музей имени Н.М.Ревякина. В музее собраны коллекции различных предметов, рассказывающих о жизни и культуре островитян, начиная от стоянок древнего человека до наших дней. Здесь можно увидеть каменные наконечники стрел, нагрудные знаки монгольских воинов, материалы, рассказывающие о жизни на острове, растениях и животных Ольхона. Первоначально музей носил имя известного геолога, географа В. А. Обручева, а позже получил имя своего основателя и учителя географии Хужирской школы Н. М. Ревякина. Дочь Николая Михайловича, Капитолина Николаевна, является директором музея и проводит очень интересные экскурсии.

– Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

– За что же мы любим свою малую родину?

Вопрос для обсуждения:

– Что бы вы хотели изменить в жизни нашего села? Как это можно сделать?

Задаю проблемный вопрос:

– Всегда ли люди бережно относятся к матушке – природе? Приведите примеры.
– Что можем сделать мы, дети, чтобы сохранить природу нашего села красивой, чистой и чудесной?

Выставка книг о Родине.

Подведение итогов урока

Я предлагаю закончить наш урок хорошей детской песней о нашей родине, о своем крае. Дети поют песню “Как хорош, край, в котором ты живешь”

Домашнее задание

Сбор материала о родном селе.

– Почему село так называется?
– Когда оно образовалось?
– Кто были первые жители деревни?
– Чем занимались мужчины, женщины?
– Когда открылась первая школа?
– Была ли в деревне церковь? и т.д.

Спасибо всем, кто принял участие в нашей работе.














КЛАССНЫЙ ЧАС










Классный руководитель: Шулакова Татьяна Юрьевна.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Свет и цвет"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: