Классный час на тему «Россия – Родина моя»


Классный час на тему «Россия – Родина моя»

Цели: способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;

воспитание любви к месту, где ты родился.

Задачи:

Обучающая: узнать, чем богато наше Отечество и что относится к главной ценности России.

Развивающая: усвоить, что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Воспитывающая: любовь к Родине, к людям; уважение к традициям своей страны и семейным традициям.

Ключевые понятия урока: Россия. Родина. Россияне. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции. Дружелюбие. Доброжелательность.

Ход классного часа

(1 слайд «Классный час”). Презентация

— Ребята, сегодня мы проведём необычный классный час, но очень важный для каждого из нас. Послушайте песню и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина?”)

(Cлайды 2-4  рисунки детей по теме классного часа меняются, пока звучит песня)

(Высказывания детей)

— Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.

— Посмотрите на репродукции картин известных художников:

(5-9 слайды репродукции картин “Рожь” И. Шишкина, “март” И. Левитана…)

-Что объединяет эти картины?

— Можно ли эти картины подписать словом «Родина»?

(Высказывания детей)

— Итак, выражение чувств художниками к Родине мы видим через картины, а теперь давайте послушаем, как поэты выражают свои чувства через стихи.

(Учитель обращает внимание детей на выставку книг в классе)

(Слайды 10-11:  книги о Родине)

—  Послушайте стихотворение Васильева «Что мы Родиной зовём?

(Стихотворение может прочитать один или трое подготовленных детей)


Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.



Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,


И рубиновые звёзды.
Звёзды мира над Кремлём

— Ребята, а как называется ваша Родина, страна, в которой вы живёте? (Россия)

— Верно, наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живём, учимся.



1.Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой, 
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем

Свежие документы:  Конспект урока ОБЖ для 10 класса на тему «Учителя – фронтовики»




2.За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия… Россия…
Раздолье… Равнины…
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства, 
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.




(Слайд 12: карта России) – А где мы с вами живем? Покажите на карте. Это наша с вами малая родина. Назовите столицу Крыма (Симферополь.)

— Велика наша страна, необъятны её просторы.

(Слайд 13: Состав РФ -85 субъектов) Она состоит из 85 субъектов.

(Слайд 14 Стихотвор.Васильева «Люблю тебя, моя Россия»)


Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный  звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.


Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким  словом «Русь»


— Какими словами можно назвать Родину?

(Отчизна, страна, Россия, Русь, матушка, государство, отечество…)

— Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:

(Слайд 15. К.Д. Ушинского)

Наше отечество

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.

— Что вы узнали из рассказа о Родине?

— Как нужно к ней относиться?



— Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?

— Какую пословицу вы услышали в этом рассказе?

— Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:



(Слайд 16: русские народные пословицы и поговорки о Родине)

  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.

  • Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

  • Нет в мире краше Родины нашей.

  • Жить – Родине служить.

  • За Родину – мать не страшно умирать.

  • Родина – мать, умей за неё постоять.



  • Родной куст и зайцу дорог.

  • С родной земли – умри, не сходи.





  • Своя земля и в горсти мила.

  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха

(Далее детям предлагается разбиться на пары и даётся задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы”).

(Ребёнок читает стихотворение)

Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
 
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.





Следующие слайды вам покажут всю широту, красоту России. (Слайд 17-22 )

Вы знаете такое высказывание — Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.

(Слайд 23) Мы знаем много знаменательных дат олицетворяющих историю

нашей Родины. Одной из самых важных является День народного единства, или День Казанской иконы Божией Матери, который мы отмечали 4 ноября. Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Этот праздник был установлен в 1649 году первым Российским царём, из династии Романовых, Алексеем.

(Слайд 24 ) Прошло уже 400 лет. Мы не помним имён наших царей, но имена: князя Пожарского и гражданина Минина , спасителей России, знают все. Праздник 4 ноября был установлен в честь победы простых русских людей, под руководством князя Пожарского и гражданина Минина, над польско-литовскими захватчиками и освобождения Москвы в 1612 году.

— Итак, ребята, мы продолжаем говорить о родной для нас стране.

(Слайд 25. РФ . Россия-наша Родина, Москва-столица)

Вы знаете, что у любой страны есть государственные символы, назовите их.



(Ответы детей) (Слайд 26) О них нам расскажут ребята.

ИТОГ — Что вы знаете о цветах флага? (Б.-цвет чистоты и надежды,К.-цвет крови, жизни,С.- цв.безоблачного неба)

— Что символизирует двуглавый орёл на гербе? (Символ единства народов)

(Слайд 27 ) президент России-В.В.Путин



— А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:

Кедр — символ Ливана.

Сакура — символ Японии.

Канадский клен — символ Канады.

Мимоза — символ Австралии.



Сосна, персик, слива, бамбук ,пион, хризантема и лотос — символы Китая.

Липа и дуб — символы Латвии.

Дуб — также символ Германии и США.

— А какое дерево – символ России? (Ответ детей — берёзка)

— Какое милое, очаровательное дерево — стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане.

(Слайд 28) Разнообразна природа России, о чем мы говорили на уроке Окружающего мира в разделе «Природные зоны России».

(Слайд 29 )-Гордость России

Во все времена и у всех народов под Родиной подразумевали не только территорию, но и людей, соотечественников. И Россия – это, прежде всего, её народ.

   Можно сказать и так: Родиной для российского гражданина является то, что связывает его со всем российским народом. Это: территория, языки, общая история, народные традиции, законы, долг, семья, веротерпимость, здравомыслие, нравственность, достоинство, справедливость…

   Жители любой страны гордятся своей родиной. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство. 

   И как можно не любить родные края, если они… просто родные, если всё вокруг знакомо с детства? Ведь именно здесь человек впервые ощутил тепло и любовь самых родных людей: мамы, папы, дедушек, бабушек, братьев, сестёр…

Патриоты защищает честь своей страны на олимпиадах, соревнованиях, конкурсах.

— Как вы понимаете значение слова «Патриот»?

Патриоты Родины – это очень высокие слова. Патрио́т — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.


(Слайд 30-32 )Военная история нашей страны полна такими примерами. И сегодня мы не можем не вспомнить имя патриота своей Родины, имя, хорошо известное каждому из вас, имя, которое гордо носит наша школа, участника Великой Отечественной войны,



пионера-героя, нашего земляка Володи Дубинина. Вечная память всем, погибшим в войне.


(Слайд 33) Россия -многонациональное государство, где уважают мнение каждого народа.


(Слайд 34) Мы-россияне.


(Слайд 35) Мир-это главное…Стих- берегите Россию, нет России другой…



Берегите Россию – 
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,



Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе…


Берегите Россию – 
Без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть!




Итог.

Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь. А в заключение классного часа предлагаю вам посмотреть маленькие выступления наших юных артисток- танцы.

А на последок — спеть песню о России.



Музыка: В. Локтев. Слова: О. Высотская.



1 куплет:

Посмотри, как всё красиво, 
Посмотри — простор какой. 
Точно мать, склонилась ива 
Над заснувшею рекой. 
Ветерок метнулся разом, 
Облаков прорвав кольцо. 
И ромашка жёлтым глазом 
Смотрит солнышку в лицо. 

Припев: 

Над Россией солнце светит, 
И дожди шумят над ней. 
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней, 
Нет страны её родней.- 2 р. 





2 куплет:

И берёзку молодую, 
И кустарник, и траву, — 
Беззаветно всё люблю я, 
Всё я родиной зову. 
Хорошо костер походный 
На поляне разжигать, 
Хорошо в стране свободной 
Мне с друзьями подрастать. 

Припев: 

Над Россией солнце светит, 
И дожди шумят над ней. 
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней, 
Нет страны её родней. — 2

(Если останется время) Игра Знаете ли вы Россию?” Столица России:

    • Москва

    • Киев

    • Петербург

  1. Древнерусское сооружение?

    • собор

    • мечеть

    • кремль

  2. Жилой дом русского народа?

    • хата

    • изба

    • юрта

  3. Праздник проводов русской зимы?

    • рождество

    • масленица

    • крещение

  4. Предметы одежды русских женщин?

    • чалма

    • сарафан

    • кимоно




Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира для 3 класса по теме «От Древней Русь к Единой России»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: