Конспект урока для 2 класса «Аквариум – маленькая искусственная экосистема»



УРОК 19

ТЕМА: Аквариум – маленькая искусственная экосистема


Ход урока:


  1. Актуализация знаний и постановка проблемы

— Что такое экосистема? (Содружество живой и неживой природы, в котором живые организмы разных «профессий» поддерживают круговорот веществ).

— Из каких частей она состоит? (Живые организмы и неживая природа: воздух, вода, почва, горные породы).

— Организмы каких «профессий» входят в состав экосистемы?

(Производители, потребители, разрушители).

— Какие роли они выполняют? (Производители производят органические вещества. Потребители получают вещества в процессе поедания растений и животных, а возвращают производителям углекислый газ. Разрушители – превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям).

— Какова причина смены одной экосистемы другой?

(недостаточное количество разрушителей, не полностью замкнутый круговорот веществ)

— С какими экосистемами мы познакомились на прошлых уроках? (Экосистемы: озеро, болото, луг, лес, поле).

— На какие группы можно разбить эти экосистемы?

В чём состоит своеобразие экосистем: озеро, болото, луг? Почему? (Со временем они превращаются в другую экосистему, т. к. в них круговорот веществ замкнут не полностью).

— В чём особенность лесной экосистемы? (Устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ).

— А экосистема поля? (Искусственная экосистема. Собрав урожай, человек размыкает круговорот).

— Почему ее называют искусственной?

Почему человек должен постоянно ухаживать за полем?

Что произойдет, если он перестанет это делать?


— Отгадайте, о какой экосистеме речь пойдёт сегодня на уроке?

Посмотрите, дом стоит, до краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы – все умелые пловцы. (Аквариум).

(Слайд №1)

— Какой возникает вопрос?

(Почему аквариум – это экосистема?)


  1. Открытие новых знаний

а) Аквариум — искусственная экосистема

Работа с учебником

С. 74 – чтение диалога Лены и Миши (Слайд №2)

— Почему в аквариуме Лены рыбкам трудно дышать? (Лена забыла поместить в аквариум растения. Они выделяют кислород и поэтому обитателям аквариума легче дышать).

С. 74 – работа по рисунку (Слайд №3)

Рабочая тетрадь

С. 35 зад. 1

— Доказать: аквариум – это экосистема.

1 – гранит (горные породы), 2 – вода, 3 – растения-производители, 4 – рачки-потребители, 5 – рыбы-потребители, 6 – улитки-разрушители, 7 – микробы-разрушители.


— Почему аквариум – это искусственная экосистема?

(Это экосистема, в которой есть организмы разных профессий, замкнутый круговорот, но её существование поддерживает человек, поэтому экосистема – искусственная).

С. 77 – чтение вывода.


б) Обитатели аквариума

— Давайте поближе познакомимся с обитателями аквариума

Работа с учебником

С. 75, 1-й абз. (Слайд №4)

С. 75, 2-й абз. – с. 76, 1-й абз. (Слайд №5)

С. 76, 2-й абз. (Слайд №6)

С. 77 (Слайд №7)


  1. Физминутка


  1. Закрепление изученного

Рабочая тетрадь

С. 37 – 40 зад. 1 – 17

1. — 3 (1 балл)

2. — 2 (1 балл)

3. — 3 (1 балл)

4. Рыбы (гуппи, меченосцы, сомики, золотые рыбки и т.п.); моллюски, раки, черепахи). В ответе необходимо назвать основные группы живот­ных или указать 2-4 вида (1 балл).

5. В Китае (1 балл).

6. Сомик (1 балл).

7. 4 (1 балла)

8. — 3 (1 балл).

9. Рыбы — самые обычные обитатели аквариума (1 балл).

10. — 1 (1 балл).

11. Раков и черепах в аквариуме содержат гораздо реже. Ведь они поедают рыб, часто подгрызают и вырывают растения. Поэтому их лучше сажать в отдельный аквариум (2 балла).

12. Все аквариумные растения часто неправильно называют водо­рослями. На самом деле в аквариумы чаще помещают цветковые рас­тения с красивыми листьями. Цветут они очень редко (2 балла).

13. — 4 (2 балла).

14. Важен не ответ, а умение логично рассуждать (например, в тек­сте могло говориться о содержании пресноводных животных из пруда; 2 балла).

15. — 1 (1 балл).

16. — 2 (1 балл).

17. Произвольный ответ, оценивается аргументированность сужде­ний (2 балла).

Отметки:

«5» — 16 – 22 баллов

«4» — 11 – 15 баллов

«3» — 8 – 10 баллов

«2» — менее 8 баллов

— Назовите причины, которые приводят начинающих аквариумистов к неудачам?

1) Неправильный подбор рыб: холодолюбивые и теплолюбивые вместе не живут; хищники вместе с жертвами тоже.

— Все обитатели экосистемы приспособились к своим конкретным условиям обитания. Любое нарушение этого равновесия ведёт к их гибели.

2) Не учитывается необходимость поддержания круговорота веществ в экосистеме: маленькое количество растений и отсутствие продувки воздухом приводит к мору рыб.

— Только замкнутый круговорот, пусть с помощью человека, обеспечивает устойчивость экосистемы!


Уроки Кирилла и Мефодия

Окружающий мир. 3 класс

Урок 7. Искусственные экосистемы.

Задание 10.

Рабочая тетрадь

С. 36 зад. 4, 5


  1. Самостоятельная работа

работа в тетрадях А.А.Вахрушева «Проверочные и контрольные работы» (С – 8, с. 33 — 34)


  1. Итог урока

С. 77 – вопросы

Д/з С. 74 – 77, р.т. с. 41


Ответы на задания р.т. с. 41

1. Стол, камень, заяц и гора — примеры тел.

2. В газообразном.

3. Энергия — это источник силы, способный совершать работу и вы­зывать движение тел.

4. Энергию запасли в батарейке.

5. На границе оболочек.

6. Превращение веществ.

7. Человек — потребитель.

8. Лось — волк — жук-мертвоед — микробы.

9. Кислород, воду и пищу.

10. В состав экосистемы входит воздух, вода и горные породы, а кроме того почва.

11. Без почвы круговорот веществ идти не будет (так как в ней про­исходит разложение умерших организмов и образование необходимых для роста растений минеральных веществ).

12. Из-за незамкнутого круговорота веществ условия меняются.

13. Поля — искусственная экосистема, и она не может жить без че­ловека (собрав урожай, человек размыкает круговорот).


Ответы на задания Пр.р. № 8

1 вариант.

1) Добавить микробов и улиток.

2) Производители: рожь, горох, подсолнечник, ло­пух, кукуруза, василек.

Потребители: мышь, саранча, жужелица.

Разру­шители: дождевой червь, микробы.

Главное пре­имущество биологической борьбы состоит в том, что она не вредит чело­веку. 3) Обитатели полей: пшеница, подсолнечник, вьюнок, кузнечик, мышь, одуванчик. Обитатели аквариума: меченосец. скалярия, вуалехвост, рак, элодея.

Подчеркнуты в предыдущем списке те организмы, которые не могут жить без человека.

2 вариант.

1) В аквариуме не хватает рас­тений-производителей.

2) Производители: мор­ковь, лук, осот, картофель, хлопчатник, одуванчик.

Потребители: ка­пустница, тля, колорадский жук, божья коровка.

Разрушители: дожде­вой червь, микробы.

С непрошеными потребите­лями урожая лучше справиться следующими способами: вывести но­вые сорта, которые меньше боятся потребителей; использовать биоло­гические методы борьбы.

3) Обитатели полей: картофель, рис. осот, одуванчик, колорадский жук, мышь.

Обитатели аквариума: гуппи, сомик, вуалехвост, элодея, улитка-катушка.

Подчеркнуты в предыдущем списке те организмы, которые не могут жить без человека.


Свежие документы:  Конспект урока «Лиса и журавль»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: