Открытый урок самопознания во 2 классе « Мой путь к доброте»
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся; продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость; развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Методы проведения: поисковые, дискуссионные.
Оборудование: разрезные карточки с пословицами; проектор; музыкальное сопровождение.
Ход урока
Круг радости.
— Давайте встанем дружно в круг, и скажем все вместе:
Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня!
Здравствуйте, все, кто верит доброте!
Здравствуйте, все, кто не жалея сил,
Делится счастьем своим.
Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня,
Рады мы всем, кто вверит доброте,
Рады мы всем, кто не жалея сил,
Делится счастьем своим.
Откройте тетради на стр. 68 вставьте в знакомые вам слова пропущенные буквы и прочитайте, какое слово получилось.
«Добро» ( на доску)
Наше занятие сегодня посвящено доброте. слайд 1
Ученики рассказывают:
Слово это серьезное,
Главное, важное
То, что значит оно
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Теплота и любовь.
В нем стремление
На помощь прийти вновь и вновь.
— со словом доброта связано всё хорошее, ласковое, тёплое, радостное.
Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Доброта –вещь удивительная. Она сближает людей. «Добро — всё положительное, хорошее, полезное, ласковое» слайд 2
Чтение и анализ сказки.
Послушайте сказку В.А.Сухомлинского «Как белочка дятла спасла»
Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, облетели шишки на ёлках, Нечего есть дятлу. Сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько ни бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.
Сел дятел на ель и плачет. Падают горькие слёзы на снег, замерзают.
Увидела белочка из гнезда – дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к дятлу.
-Почему это ты, дятел, плачешь ?
Нечего есть, белочка…
Жалко стало белочке дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел дятел возле шишки и начал клевать клювом.
А белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Вопросы для анализа:
Какое чувство у вас возникло к герою сказки –дятлу?
Какое к белочке ? Охарактеризуйте её?
Почему радуются бельчата и белочка?
Какое дело совершила белочка?
Могла бы белочка поступить иначе? Чем бы это обернулось?
-Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить. Но всегда надо подумать о других.
Разминка «Хорошо или плохо»
— Давайте встанем в ряд. Когда я буду называть хорошее качество человека, вы хлопайте, а если я назову плохое качество, тогда прячьте руки за спину и отрицательно качайте головой.
А сейчас мы отправимся в необычное путешествие в страну Доброты.
Закройте глаза (звучит музыка № 1)
— Представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря(пауза). На этом острове живут мальчики и девочки. Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся(пауза). Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они настоящие друзья, потому что добрые и отзывчивые.
Я скажу: «Хорошо быть добрым! Хорошо быть отзывчивым!», откройте глазки. Вздохните глубоко. Потянитесь ручками вверх. Хорошо. Молодцы. слайд 3
— А отправимся мы с вами на корабле.
— Это наш корабль, он называется «Дружба», а мы с вами кто? (Экипаж)
-Я буду вашим капитаном в этом плавании.
— Подскажите, а каким должен быть экипаж на корабле? (Дети отвечают — дружным, ловким, смелым, смекалистым, отважным и т.д.)
— А еще экипаж любого корабля обязательно должен быть дисциплинированным.
— А у нас с вами дружный экипаж? (Дети хором говорят – дружный)
— Ещё издавна люди стремились к добру. и ненавидели зло.
— И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.
(Звучит музыка из мультфильма «Катерок» — «Синяя вода». Дети медленно покачиваются из стороны в сторону, имитируя движения волн).
— Вот мы с вами попали в замок пословиц. слайд 4
2. Работа с материалом
а ) замок пословиц.
— Перед вами рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу.
Работа в группах.
Дети выходят к доске, вывешивают пословицы и объясняют их значение:
«Доброе слово лечит, злое калечит»
«Делай другим добро – будешь сам без беды»
— В чем заключается смысл каждой пословицы?
б) Залив вежливости слайд 5
— Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в Залив вежливости. слайд 6
— А для этого необходимо вспомнить волшебные слова. Я начинаю читать начало предложения, а вы его закончите.
Разминка
— Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого….(спасибо)
— Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
— Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
в) – но не только приятно слышать вежливые слова, очень приятно слышать добрые слова в свой адрес.
Поиграем в игру «комплимент» (дети встают и передавая друг другу мяч и говорят комплементы)
Творческое задание «Доброе сердце»
Детям раздаются заготовки сердечек.
— Давайте и мы будем учиться делать добро.
Сделаем сердечки и подарим их тем, кому хотим сделать добро.
д) Мыс Культуры
— Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в подобных ситуациях? Чтобы проверить себя, отправимся на мыс Культуры. Слайд 7
— Перед вами ситуации. найдите ошибки, и скажите, в чем дети были не правы.
Анализ ситуаций
Ситуации:
Ученик возвращался из школы домой, увидел на перекрёстке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошёл к нему, взял за руку и перевёл на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось. Слайд 8
Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна его чем –то отблагодарить. Слайд 9
-Почему мальчик из первого рассказа так поступил?
—Как поступил второй?
—Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного?
Почему?
Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно, радостно. « Где добро, там и тепло»-есть такая пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой –либо
выгоды для себя, т.е.бескорыстно. Если вы научитесь этому, вы –богатый человек.
г) Сказочная лагуна слайд 10
— Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную лагуну. Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло.
— Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Отгадайте, о ком пойдет речь? Слайд 11
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса — Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло) 11-1к
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит) 11-2к
3. Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда) 11-3к
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева) 11-4к
5. героиня, которая спасла жизнь озябшей ласточки (дюймовочка) 11-5к
— Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, 12-1к
Карабаса-Барабаса? 12-2к
(Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому)
— Читайте, ребята сказки, и берите пример с положительных героев. Ведь недаром гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намек — ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»
с вами, мы и приплыли к морю Доброты, добрались до Доброй земли.
д) Добрая земля. слайд 13
Изготовление коллажа.
— Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. ( прикреплён круг от солнца) Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Вот пред вами слова: доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный , ласковый, наглый, внимательный, жадный, крикливый, бескорыстный.
— Вам нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям, и наклеить их как лучи.
— Посмотрите, какое доброе солнышко у нас получилось. И если люди будут такими же, как лучики этого солнышка, доброжелательными, чуткими, ласковыми, тогда все на земле будут весёлыми и добрыми.
3 . Рефлексия.
— Добираясь до Доброй земли, вы, наверное, поняли, чтоб у каждого человека свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по настоящему добрым –трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках.
— Солнышко прислало нам послание, посмотрим, что в конверте.( кольцо,
берите по очереди и скажите, что вы будете делать, чтобы быть добрыми).
Круг «Радости».
Мои мысли добрые, (руки к голове)
Мое сердце доброе, (к сердцу)
Мои дела добрые. (руки в стороны развести)
Мы идем дорогою добра. (взявшись за руки – по кругу)
— Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли. Слайд 14
— Прозвенел звонок, всем спасибо за урок.