Конспект урока для 2 класса на тему «Способы приспособляемости животных к среде обитания»


Урок познания мира

Урок выполнен: учителем начальных классов Денисовой Ю.Н.

Тема: Способы приспособляемости животных к среде обитания

Цель:

Познакомить учащихся с видами приспособленности животных к окружающей среде; сформировать конкретные знания об особенностях строения, окраски тела и поведения животных вызванных воздействием условий среды обитания.

Рассмотреть понятия «покровительственная окраска», «предупреждающая окраска» «мимикрия». Развить у учащихся умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитать бережное отношение и интерес к окружающему миру. Формировать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Повторение

-Назовите виды животных (рыбы, птицы, млекопитающие….)

-Где обитают данные виды животных? (среда обитания)

Игра: «Найди лишнее»

Найдите лишнее животное, которое принадлежит другой среде обитания. Слайд

3.Подготовка к новой теме

Как двигаются животные в наземно-воздушной среде?

Животные ходят, бегают, прыгают, летают.

-Что характерно для животных водной среды?

Они дышат при помощи жабр или поднимаются на поверхность за глотком воздуха, имеют плавники или перепонки на конечностях, у них обтекаемая форма тела.

-Какие особенности животных почвенной среды?

Они плохо видят или лишены зрения, зато имеют хорошее обоняние, копательные конечности, либо пропускают почву через органы пищеварения, чтобы продвигаться в почве

Показ слайдов

4.Новая тема

Приспособленность организмов или адаптация – совокупность тех особенностей их строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.

Тема урока. Слайд

1)Физическая приспособляемость

То, что мы посмотрели до этого, является физической приспособляемостью к среде обитания.

Это:

  • обтекаемая форма тела у рыб и птиц

  • перепонки между пальцами у водоплавающих животных

  • густой шерстный покров у северных млекопитающих

плоское тело у придонных рыб

  • накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона

  • забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость их популяций

  • объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы)

  • отпугивающее поведение (жук-бомбардир, скунс)

  • замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы)

  • предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма

Демонстрация слайдов

2)Предупреждающая форма и окраска

Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи). Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.

Демонстрация слайдов

3)Мимикрия

Мимикрия – подражание защищенным видам или объектам окружающей среды.

  • Если фон среды не является постоянным в зависимости от сезона года – животные меняют свою окраску (заяц беляк, русак).

  • Форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами

развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов (яйца у открыто гнездящихся птиц, кузнечик, камбала).

  • Сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными.

Демонстрация слайдов

Вывод: приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства. (Запись в тетради, вывод на экран слайда)

5.Закрепление

-Как данные животные приспособлены к окружающему миру?

Демонстрация слайдов

6.Итог урока

-Что нового вы узнали сегодня на уроке о животном мире?

-Что вам показалось особенно интересным?



Свежие документы:  Конспект урока информатики на тему «Алгоритм и исполнители»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: