Конспект урока для 2 класса «Первоцветы Брянского края»

ФГОС «Школа России»

Внеурочная деятельность во 2 классе.

«Природа родного края»

Составитель: Ворона Татьяна Михайловна

учитель начальных классов МБОУ «Шумаровская СОШ»



Тема: » Первоцветы Брянского края»


Задачи урока: познакомить с раннецветущими растениями родного края, уточнить и обобщить знания учащихся о жизни растений весной, научиться отличать некоторые раннецветущие растения от остальных растений, воспитывать чувства ответственности за природу; формирования навыка чтения на материале урока.


Оборудование: учебник, презентация, рисунки цветов.


Ход урока.


1 Организационный момент.


Встали ровно, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел уже звонок,.

Начинается урок!


2. Актуализация знаний.


Тему нашего урока поможет нам определить стихотворение В. Орлова

«Позывные»

— Прочитайте его и попробуйте вставить последнее слово.


Лютуют ночные морозы,

Холодные ветры свистят.

Осины, дубы и берёзы

Под зябкими звёздами спят.

Но в воздухе есть перемены,

Они разбудили сосну:

Иголочки, словно антенны,

Уже уловили ….. .


— Прочитает стихотворение вслух………

-Какое слово вставили?

-Докажите, что оно подходит? Найдите рифму. (Сосну- весну).

-Докажите словами из стихотворения, что говорится о весне.


Вспомним, какие перемены в природе происходят с приходом весны?

Мы об этом говорили на прошлом уроке.

(Солнце греет, тает снег, пробуждается природа, проталинки появляются)


-Хорошо. Значит о каком времени года мы будем говорить?

( О весне)

— А точнее мы сможем догадаться, если отгадаем загадку:


Пробивался сквозь снежок

Удивительный росток,

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный …..(цветок)




-Как вы думаете, о каких растениях мы будем говорить? (о цветах)

-Как называются первые весенние цветы?(Первоцветы)

3. Сообщение темы урока


Сегодня мы с вами поговорим о первоцветах нашей Брянской области.


А сейчас послушайте музыку Вивальди «Времена года» «Весна» и попробуйте представьте себе картину. (Слайд 1)


— Какую картину вы себе представили?


4. Изучение нового материала


Ранней весной, когда на деревьях и кустарниках ещё не распустились листья, в лесу очень много света. Почва в это время насыщена влагой. И растения, которым нужно много влаги и света начинают цвести. Эти растения и называются раннецветущими.



Интересно то , что первыми зацветают «надснежники». Они зацветают на веточках деревьев и кустарников.



А сейчас мы с вами составим Колаж «Первоцветы в весеннем лесу»

(на доску вешается плокат)



Каждому из вас нужно было подготовить сообщение о каком-то растении.



Итак 1. первое растение — ольха (слайд 2 Ольха)


Задолго до распускания листьев, над ольхой появляется рыжеватый оттенок её кроны. Это значит ольха зацвела. Если подойти поближе, то можно увидеть свисающие с веток серёжки т.е. цветы.

Свежие документы:  Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Учителя. Родители. Книги"


Ольха.

Пусть листочки подождут ещё,

От серёжек золотистых дым,

Радостно от этих жёлтых щёк

Под весенним небом голубым.


2.Орешник. ( Слайд 3.)


Орешник или лещина – это кустарник цветёт в апреле, когда так же ещё нет листьев. При цветении крона кажется жёлтым шаром. Орешник растёт в нашем лесу.



В. Берестов

Орешник.

Всю зиму серёжки на ветках качал

И вьюгу в одёжке весенней встречал.

В мороз и в метели, и ночью и днем,

Дрожа, шелестели серёжки на нём.

Сквозь снежную жижу, по грязному льду

Весною поближе к нему подойду.

С серёжек слетая, шутя с ветерком,

Пыльца золотая взовьется дымком.

И тёплою почкой как шубой одет,

Малиновой точкой засветится цвет.

На кочке подснежник очнется вот-вот.

А всё же орешник всех раньше цветёт.



3.Ива ( Слайд 4.)

— По берегам лесных рек, по ручьям, канавкам растет ива. Цветёт когда еще лес не оделся зеленью (ранней весною). Особый род ивы называется вербой. Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками.



Ива.

Ещё в лесу туманно, глухо,

Но над рекою, под обрывом,

Оделась золотистым пухом

И распустила кудри ива.

Как будто облако спустилось

С небес на маленькие почки.

Зазеленело, превратилось

В живые, тёплые комочки.






— Чем похожи цветки этих растений ? ( все они цветут когда нет листьев. Цветки у них «серёжки»)

-Чем отличаются друг от друга? ( «Серёжки» на разных растениях разные)


Физ минутка «Ветер дует нам в лицо»


Продолжим и расскажем:

— Какие цветущие травянистые растения мы можем встретить в весеннем лесу?

4.Подснежник(Слайд 5)

Всем знаком этот цветок. Распускается на проталинках когда ещё лежит снег. Растёт в нашей местности и нашем Брянском лесу.



Александр Савостьянов « Подснежники»


Пробьются сквозь валежники

Росточками мечты

Жемчужные подснежники –

Молочные цветы.


Бутоны белоснежные

Домой не унесу! –

Не собирай подснежники:

Пускай растут в лесу!




5. Мать-и-мачеха (Слайд 6)


Мать-и- мачеха самый смелый весенний цветок. Показывает своё личико очень рано, когда другие растения в Брянских краях ещё не цветут. В оврагах, вдоль дорог виднеются жёлтые огоньки на стебельках. Листья крупные, необычные: сверху зелёные, жёсткие, снизу беловатые, мягкие. Именно за это её назвали мать-и-мачеха.


Мать-и-мачеха

Наталия Нищева


Золотые лепестки,

Хрупкий стебелёк.

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки.

На зелёных стебельках –

Свежие документы:  Дополнительный материал к урокам окружающего мира в 4 классе «По страницам Красной книги»

Круглые комочки.




6. Медуница (слайд 7)

Зацветает обычно в конце апреля. Во время цветения цветки будто переодеваются. Сначала венчик пурпурный, затем становится фиолетовым, а потом синим. Цветки содержат сладкий нектар (как мёд).



Медуница

Когда листочки на деревьях

Ещё внутри у почек спят,

Когда царит весной веселье,

Трава лесная – медуница

Цветами красными гордится,

А листья – лакомство зайчат.



7.Хохлатка (слайд 8)


Хохлатка как будто всё время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. Маленькое растение с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. У каждого цветка длинный вырост-как будто хохолок. Цветёт хохлатка всего несколько дней.



Вот сиреневый цветок

Словно птичий хохолок

И резной листочек,

Тонкий стебелёчек.





8.Перелески (слайд 9)

— Едва сойдёт снег, а перелески распускаются нежными голубыми цветами-звёздочками. Растут на лесных опушках и в светлых лесах-перелесках.


Ю. Краснокутский «Перелески»


Перелески, как малые дети,-

Весны голубые глаза.

Как можем мы их не заметить,

Они по особому светят,

Об этом нельзя не сказать.


Проснутся, как прежде, в апреле

Среди прошлогодней листвы,

Где сыростью пахнет и прелью,

Под птичьи весёлые трели,

Нежны и немножко просты.




9.Первоцвет (слайд 10)

Первоцвет весенний называют ещё золотыми ключиками. Хотя его называют первоцветом , а цветёт он в конце весны в дубравах и на лугу. Цветки собранные в группы, и напоминают связку миниатюрных ключиков.

Людмила Шмидт «Первоцвет» —


Шла весна неспешным шагом,

Одаряя мир теплом,

Под её лучистым взглядом

Расцветало всё кругом.



Засиял и заискрился

По-над лугом яркий свет,

В сочной зелени раскрылся

Красно-жёлтый первоцвет.



10 Сон-трава . (слайд 11)

Любовь Полякова «Сон-трава »


Вот сиреневый цветок,

Неширок и невысок,

Но — внимательней смотри —

С жёлтым солнышком внутри!


Сон-трава Какое удивительное изобретение природы! Маленькие чашечки сон-травы напоминают собой пушистый подснежный тюльпан. Это растение-первоцвет редкое и охраняемое с голубыми цветами. Растёт по сухим борам Брянщины.


11.Ландыш (слайд 12)


Ландыш. Е. Серова


Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит

Мне кажется:

Его задень-

Он тихо зазвенит.


Ландыш- одно из чудесных растений нашего края. Растёт в тенистых уголках леса


5.Динамический момент урока « Экскурсия в сказочный лес первоцветов.»

А сейчас вы можете подойти и посмотреть . Какой

сказочней лес первоцветов у нас получился.


( дети подходят и любуются рисунками своих

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Урок путешествие по Солнечной системе"

одноклассников)


6. Чтение рассказов из учебника с. 79-84


-Посмотрите и определите какие цветы относятся к первоцветам.

(слайд 13)




— А теперь ответим на вопросы

  • Почему эти цветы так назвали?

  • А других первоцветов не бывает?


7. Воспитательный момент


— Все первоцветы очень красивы. И вот люди собирают весной огромные букеты весенних цветов. — Как вы считаете, хорошо это? (нет, первоцветы нельзя рвать. Многие из них занесены в Красную книгу)

— Но разве дело в одних только запретах? Унося цветы, что крадём мы у леса? Может быть его весеннюю улыбку? (слайд 14)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.


— А можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов?

(хором читаем стихотворение Слайд15 )

— Мы не будем рвать цветы-

Это капли красоты!

Пусть они растут, цветут,

Радость нам они несут!


7.Рефлексия деятельности


— Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, добрым отношением к первоцветам. Кто о себе может так сказать:


— Теперь я знаю, что ….


— Я понял, что ………


— Я буду …..

Продолжите любое из этих предложений.


— Спасибо за урок, урок окончен.















Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: