Конспект урока для 2 класса «Права детей России»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

П. ГОЛОВАНОВСКИЙ»


Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Права детей России»





Методическая разработка урока окружающего мира

Сырыско Лилии Мударисовны

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «СОШ п.Головановский»











Тема урока: Права детей России (слайд 1)

Цели урока:

  • Ознакомление детей с некоторыми правами: право на труд, право на отдых, право на медицинское обслуживание, право на образование;

  • дать представление о правах ребёнка, объяснить значение понятий «закон», «право», «обязанность», «декларация», «Конституция», «конвенция»;

  • формирование основ правовых знаний;

  • создание условий для понимания учащимися своих прав;

  • формировать правовую культуру и нравственную убежденность,

  • способствовать осознанию ответственности за свои права;

  • воспитывать любовь к своей Родине, своим близким, родным, друзьям.(Слайд 2)

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока в слайдах, буклет с основными законами из Конвенции о правах ребёнка, индивидуальные карточки для групповой работы, символы России, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, мягкая игрушка для игры.

Ход урока

1.Организационный момент.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

Дети рассаживаются по группам (по желанию) в классе. Учитель приветствует ребят, в руках у учителя красивая кукла. ( Кукла начинает с ребятами своё знакомство)

Игра “Знакомство”

Начиная с учителя, каждый ребёнок представляется: “Меня зовут …., я люблю …» Каждый последующий ученик повторяет информацию о предыдущих : Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей. Я люблю играть и т.д.)

2. Целеполагание. Мотивация.

Учитель: Я рада приветствовать вас в такой уютной и прекрасной школе. Ведь школа – это наш второй дом. Вы со мной согласны?

— Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Дети отвечают)

— Как называют людей, живущих в России?

— Какой город является столицей нашего государства? Слайд 3

— Знаете ли вы президента нашего государства? Слайд 4

— Какие символы государства вы знаете? Слайд 5

— В такой замечательной стране мы живем. Но каждое государство живет по своим законам. И наше государство тоже.

ЗАКОН – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти. Слайд 7

— Все законы записаны в этой книге (показывает ее), которая называется Конституцией Российской Федерации.

КОНСТИТУЦИЯ — это основной закон государства. Слайд 6

В переводе с латинского языка слово “конституция” обозначает “устройство”, то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с большой буквы.

В нашей стране было принято несколько Конституций: это в 1918 году, в 1924 году, в 1936 году, 1977 году. Последняя Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. Вот как она начинается:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своёй земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя ….

— В этой Конституции записаны наши с вами права и обязанности.

— Сегодня на уроке мы говорим о том, какие права имеет каждый из вас, какие права и обязанности имеют граждане России.

-Давайте разграничим такие понятия как “права” и “обязанности”. В чём их различия?

ПРАВО – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам.

ОБЯЗАННОСТЬ — это то, что граждане гарантируют дать своему государству.

Учитель обращает внимание детей на слайд 7

Права и обязанности граждан России

Права.

  • Право на жизнь

  • Право на личную неприкосновенность

  • Право на жилище и его неприкосновенность

  • Право на труд

  • Право на отдых

  • Право на образование,

  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

  • Право на получение юридической помощи

  • И т.д.

Обязанности.

  • Обязанность защищать Родину

  • Обязанность соблюдать законы

  • Обязанность сохранять природу и окружающую среду

  • Обязанность платить налоги

3. Актуализация знаний учащихся.

— Мы рассмотрим только те права, которые наиболее понятны вам .

1. Работа с учебником. (Учитель читает статью, а учащиеся следят за учителем и комментируют иллюстрации в учебнике.)

2. Творческое задание .

Каждая группа получила домашнее задание. Давайте посмотрим, как ваше домашнее задание связано с темой нашего урока?

1) Свое домашнее задание показывает I группа (ролевая игра).

1) Я шагаю в первый раз,
Ну, конечно, в первый класс.
И поверьте мне, друзья,
Это школа №________.

2) Ну, а я студент- дипломник,
Скоро буду я историк,
И поверьте мне, друзья —
Это школа №________

3) Ну, а я бабушка студента,
Ныне я пенсионерка.
И поверьте мне, друзья,
Я училась в школе №______

— О каком праве говорится в выступлении первой группы? (Право на образование)

2) Свое домашнее задание показывает 2 группа

(Инсценировка песни “На прививку!” — отрывок)

1 уч.- На прививку второй класс,
Вы слыхали, это нас.

2 уч. (Дрожит от страха)
Я уколов не боюсь,
Если надо – уколюсь.
У меня живот болит,
Может корь или дифтерит,
И краснуха, и ангина,
И поверьте, скарлатина.

3 уч. (Подходит ко 2 ученику, хлопает его по плечу. Всем видом показывает, что ничего не боится).

Это только трус боится,
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца,
Улыбаюсь и шучу.

Все (хором)

На прививку второй класс!
Второй класс,
                     второй класс!
— Вы слыхали?
                     Это нас!

— Какое право реализуется в выступлении второй группы? (Право на охрану здоровья и оказание медицинской помощи)

3) – Свое домашнее задание показывает третья группа.

(Инсценировка стихотворения С.Михалкова “А что у вас?”- можно взять только отрывок)

  1. Кто на лавочке сидел

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел.
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.

  1. Дело было вечером,

Делать было нечего.

  1. Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак,
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:

4. А у нас на кухне газ.
А у вас?

5. А у нас водопровод.
Вот.
Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Мы купили синий-синий,
Презеленый, красный шар.

  1. А у нас огонь погас –

Это раз.
Грузовик привез дрова –
Это два.
А в-четвертых, наша мама,
Отправляется в полет,
Потому что наша мама,
Называется пилот.

1). — Мама – летчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры,
Обе мамы – инженеры.
А у Левы мама – повар.
Мама – летчик?
Что ж такого!

2). — Мама – вагоновожатый,
Потому что до Зацепы,
Водит мама два прицепа.
3). Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну, конечно, не пилот.
Летчик водит самолеты –
Это очень хорошо.

4). Повар делает компоты –
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительницы в школе.
Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.

5). Дело было вечером.
Спорить было нечего.

— Какое право, реализуется в выступлении третьей группы? (Право на труд)

— Всем спасибо за выступление.

-Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то своё, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем, друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Это права и обязанности. Права человека есть у всех людей.

Вывод: Права человеку никто не даёт, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.

Все основные права записаны в документе Всеобщей декларации прав человека.

ДЕКЛАРАЦИЯ – это основные принципы, к которым стремится каждое государство. Слайд 8

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, а вместе с ними появились Главные вопросы:

  • Что люди могут делать и чего не могут?

  • Что они обязаны делать и чего не обязаны?

  • На что они имеют право и на что не имеют?

Без этого ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Какие же права имеет ребёнок? Есть документ, в котором отражены права детей России. Это Конвенция о правах ребёнка, которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Слайд 9

— Вот некоторые права из неё, которые будут понятны вам в вашем возрасте (Учитель демонстрирует на слайде основные права детей).

5. Фикульминутка

Я иду, и ты идёшь – 1,2,3.

Я пою, и ты поёшь – 1,2,3.

Мы идём, и мы поём – 1,2,3.

Очень дружно мы живём – 1,2,3.

6. Систематизация полученных знаний учащихся.

— Закрепим полученные знания, выполнив практическую работу по карточкам в группах.

А) Практическая работа в группах (работа по карточкам тестового характера).

Каждая группа получает карточку с заданием, связанным с темой урока. Слайды 10-12

1. Группа.

2. Группа

3.Группа

— Ребята, справившиеся с заданием быстро и правильно, могут раскрасить картинку.

Б). Творческая работа проводится в форме игры «Угадай героя по описанию».

    1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, на её жизнь было совершено покушение, а её бабушка лишилась права на личную неприкосновенность жилища. (Красная шапочка)

    2. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.(Козлёночек из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

    3. Эта героиня русских народных сказок очень хитра. Нарушая права других героев, она очень часто сама попадала в неприятные ситуации, подвергая себя опасности. (Лиса).

    4. Ему очень не везло в жизни; сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали его право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино) слайд 13-16

— О каких правах вы услышали в этих описаниях?

8. Итог урока.

— Какие же права имеют граждане России?

— Какие права есть у детей России? (ответы детей)

Заключительное слово учителя:

— Право на образование позволило вам ознакомиться с правами ребёнка. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защищать свои права. А для этого хорошо учитесь.

Наш разговор сегодня подошёл к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Великий русский поэт Н.А. Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы выучитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей. Сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую, справедливую Россию, преумножать её славу и беречь её богатства. Слайды 17-18

Без края, без преграды

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

Учёба – очень интересный труд.

Нам силу, радость, знания несут.

И тот, кто учится отлично в школе,

Характер закаляет свой и волю.

8.Рефлексия:

— Вам понравился наш урок?

-Какие задания вам показались наиболее интересными?

— Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

— Дома обязательно расскажите о том, что вы узнали сегодня на уроке.


— Благодарю вас за урок. До скорой встречи! Слайд 19


Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Цвета"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: