Конспект урока для 3 класса «Маленькие рыцари»


Окружающий мир «Обитатели Земли» (3-й класс)

Урок 21.

Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

Тема: Маленькие рыцари

Цели:

  • ознакомить с особенностями строения и образом жизни ракообразных, насекомых и пауков;

  • уметь перечислять особенности насекомых и пауков.

Оборудование: коллекции насекомых, пауков, ракообразных, плакат «Маленькие рыцари» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов


Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


1 3 Учитель:

Чтоб окружающий мир изучать,

Нужно уметь наблюдать,

Признаки предметов любых выделять,

Их общие и различные свойства отмечать!

На какие слова обратили внимание? ( Дети: изучать, наблюдать, выделять, отмечать)

3

— Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с обитателями нашей Земли, будем работать с научной информацией, делать выводы в результате совместной работы, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

— Начнём работу с планирования нашей деятельности, с контроля знаний, полученных на предшествующих занятиях, так как они нам будут необходимы для изучения новой темы.

Итак, давайте составим план урока:

1.Актуализация знаний

2.Создание проблемной ситуации

3.Работа по учебнику (в группах)

4.Работа в тетради

5.Домашнее задание

6.Итог урока

Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Какое умение формировали?

— Последние наши темы «Растения-производители» и «Животные маленькие и большие». Давайте проверим, как вы усвоили материал.

1. Тест по карточкам «Растения-производители»

(2 варианта) с последующей взаимопроверкой. ( Материал взят из тетради Проверочные и контрольные работы к учебнику « Окружающий мир» (Обитатели Земли) авторы: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина)

2.Тест (вопросы о животных)

  • Какое животное на Земле самое большое? (ответ: Синий кит, его длина 30 метров, вес 150 тонн. От головы да хвоста можно выстроить 6 легковых автомобилей).

  • Какое животное на Земле самое высокое? (ответ: Жираф. Его шея длиной 6 м. Жираф без труда может заглянуть в окно третьего этажа современного дома.)

  • Какой зверь самый быстрый? (ответ: Гепард. Он может развить скорость до 115 км/ч. но пятнистый хищник может лететь с такой скоростью всего 2 минуты).

  • Какая птичка самая маленькая? (Колибри)

  • Какая птица самая большая? (Страус)

Ребята, давайте обобщим наши знания. (Наземные растения состоят из листьев, стебля, корня.

Животные бывают одноклеточными и многоклеточными. Все они – потребители).

Презентация

Прочитайте диалог наших героев на с. 90. О чём они рассуждают? (Они рассуждают о размерах насекомых, об их возможностях.)

Какой у вас возникает вопрос?

Как устроены мелкие наземные животные?

Для чего нужен скелет? (Скелет создаёт опору, защита, возможность двигаться.)

С какими трудностями сталкиваются морские организмы на суше?

Составьте небольшой рассказ.

Представляют свои рассказы.

Как преодолеть эти трудности? (Нужны конечности для передвижения, органы для дыхания на суше, защитный покров.)


Давайте проведём исследование и посмотрим, какое строение у мелких наземных животных.


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.


5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


ΙΙ. Совместное открытие знаний.


4 3 2 4 3

Работа в учебнике. Работа в группах.

Учёные называют их членистоногими. Как вы думаете, что скрывается за этим названием? Рассмотрите коллекции. Что вы заметили в их строении? Какую роль играет этот панцирь? Это их скелет. Какой он? Если животное выросло, то как поступить со скелетом? (Наверно, у этих животных расчленённые ноги. Всё их тело состоит из разного размера члеников. Соединяются эти членики подвижно, создают плотный покров. Защищает животное. Скелет наружный: лёгкий и прочный. Если животное выросло, то такой скелет будет ему мешать, его надо менять.)

Определите для членистоногих плюсы и минусы наружного скелета. (Плюсы: прочная защита органов, защита от высыхания. Минусы: неудобства при росте.)

Какие членистоногие встречаются на нашей планете? Давайте познакомимся с ними.

Работа в группах: насекомые, пауки, ракообразные.

— А сейчас, мы с вами тоже познакомимся с некоторыми представителями животных, относящимися к членистоногим. Работать вы будете в группах. Выполняя задание, вы будете работать с научной информацией. Отвечая на вопросы, прислушивайтесь к мнению каждого члена группы, не забудьте выбрать того, кто будет вашу группу представлять.


Задание группе 1. (ракообразные)

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите ученика, кто будет отвечать от вашей группы.

Вопросы:

Рассмотрите иллюстрацию найдите всех представителей животных.

Чем известны дафния и циклоп?

Какие формы ног у ракообразных?


Представители

Где живут?

Сколько ног?

Чем дышат?

С помощью чего дышат?






План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4.Дышат ракообразные ………. с помощью…………

Сообщение о креветках

Задание группе 2.(пауки)

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите, ученика, кто будет отвечать от вашей группы

Вопросы:

Зачем нужна паукам паутина?

Хищники ли пауки? Как они охотятся?

Опасны ли они для человека?

В чём особенность пауков? (у них паутинная железа) Для чего она нужна? (строят дом, ловят добычу и даже летают на ней)

Представители

Где живут?

Сколько ног?




План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4. Пауки ……. (рассказать, как охотятся)……………………

Сообщение о пауке-крестовике

Задание группе 3. (насекомые)

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите ученика, кто будет отвечать от вашей группы.

Вопросы:

Рассмотрите иллюстрацию, найдите всех представителей животных.

Опасны ли они для человека?

Представители

Где живут?

Сколько ног?

Чем питаются?





План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них ……. ног.

4.Питаются они…………….

Каких членистоногих больше всего? Используя текст, определите, в чём причины такого многообразия? (Вопросы к рисункам на с. 91, 92, 93, 94.) (Больше всего насекомых. Причины их многообразия: разные способы питания, разная пища, разные способы развития, разные способы защиты, разный образ жизни.)

Как ответим на вопрос урока? (Членистоногие имеют наружный скелет, живут в воде и на суше, имеют разное количество ног: у насекомых – 6, у пауков – 8.)

Как ответим на вопрос урока? Сделайте вывод.


Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.





Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙΙΙ. Самостоятель —

ное применение знаний.


2 2 3 1

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 95.

Задания из рабочей тетради № 2, 4 стр.46.

2. Проверочная работа.

Вариант 1. Необходимый уровень. Животное: дыхание, заглатывание пищи, рост, размножение, чувствительность и движение. Растение: дыхание, фотосинтез, рост, размножение. Повышенный уровень. Бабочка и гусеница. Максимальный уровень. Простейшие – инфузория, кишечнополостные – актиния, черви – дождевой червь, моллюски – улитка, ракообразные – рак, пауки – паук, насекомые – бабочка.


Вариант 2. Необходимый уровень. Слева растение, справа – животное. К растению можно добавить поглощение углекислого газа и воды, чувствительность, к животному можно добавить выделение углекислого газа. В любом случае важно не написать полный перечень свойств, а дать правильный ответ. Повышенный уровень. Яйцо – гусеница – куколка – бабочка. Максимальный уровень. Верхний ряд (слева направо): простейшие, моллюски. Средний ряд (слева направо): членистоногие, черви. Нижний ряд (слева направо): ракообразные, насекомые.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Воспитательный момент (просмотр фрагмента мультфильма о том, как зайчик поймал бабочку, закрыл в банке и забыл про неё)


Стихотворение «Не хочу»

Нет, не хочу за бабочкой гоняться!

За ней и ты с сачком н мчись, постой!

Пусть крылышки цветные не бояться

Порхать в лугах на радость нам с тобой.

Нет, не хочу цветку лесному зла я!

Я не сорву его, не унесу!

Ему ведь в доме, стол наш украшая,

Уж не качать шмеля, не пить росу…

Ни муравья, ни ветку, ни травинку

Обидеть не хочу: ведь это грех!

Стараюсь разглядеть в них ту живинку,

Что доверяет всем и любит всех. А. Костецкий

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).


4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.







ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Чтение текста темы 21 (стр.90-95), задание №1,3 стр.46 из рабочей тетради.



V. Итог урока.

4 – Почему членистоногие такая многообразная группа животных?

Какую работу мы сейчас выполняли? Чему научились?

Кто справлялся легко? Кому пока было трудновато?

Кто или что вам помогло справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Какую бы отметку вы себе поставили?


Свежие документы:  Тест на тему «Азотсодержащие органические соединения»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: