Конспект урока для 3 класса «Песок. Глина»


Тема урока: «Песок. Глина.»

Цель урока: Расширить знания о многообразии полезных ископаемых; сформировать представления о песке и глине, как о строительных материалах, сравнить их свойства, способ добычи и значение в хозяйственной деятельности человека;

Задачи:

1.Познакомить учащихся со способом запоминания материала через проведения опытов, составление таблицы;

2.​ Развивать умение работать с коллекцией полезных ископаемых, с лабораторным оборудованием, умение сравнивать, делать выводы;

3.Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу, интерес к предмету, умение работать в группе;

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация знаний

— Наш урок мы проведем под девизом: «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней!» Сегодня мы продолжаем изучать полезные ископаемые нашей страны, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этом природном богатстве.

-Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые? Как вы понимаете слова «полезные ископаемые»?

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— На какие группы мы разделили полезные ископаемые?

— Чем отличаются рудные от нерудных полезных ископаемых?

— Какие относятся к горючим полезным ископаемым? Почему?

— Какие способы добычи полезных ископаемых вы знаете? Как различить?

На прошлом уроке мы с вами познакомились с гранитом и известняком. К каким полезным ископаемым они относятся? Почему?

— Что вы знаете о граните? Где используют гранит?

— Что вы знаете об известняке? Как его используют?


III. Объяснение нового материала

-Сегодня мы продолжим знакомство с полезными ископаемыми, каждый из вас сегодня будет исследователем, поближе познакомиться с полезными ископаемыми.

А вот с какими — для этого нужно отгадать загадки.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (песок)


Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. (глина)

— Сегодня на уроке мы будем говорить о песке и глине.

— А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

Свежие документы:  Конспект урока биологии для 9 класса «Производственные и бытовые отходы»

На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Всё у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться.

И вот в один из прекрасных дней одному из жителей этого острова пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и вот что он там прочитал: «солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину». И тогда он решил со всеми жителями острова написать, тайно от правителя, письмо к деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на их остров. Когда они получили это послание, то немедленно отправились в путь и

в скором времени прибыли на их остров. После их дружной и долгой работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.

— Итак, о каких полезных ископаемых говорится в сказке?

— Что происходит с гранитом под действием солнца, ветра и мороза?

— Объясните, как произошло разрушение горной породы?


IV. Практическая работа.

— Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. У всех на парте имеются предметы, нужные нам для работы.

а)- Для выполнения первого опыта возьмите песок. Рассмотрите его

— Какого цвета песок? Желтый, иногда серый, белый, бурый.


— Какое строение имеет песок? Из отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скрепленных между собой.

— Опустите немного песка в стакан с водой. Что можно сказать о песке, по отношению к воде? Тяжелее воды, тонет

— И последнее, что нам осталось это установить водонепроницаемость песка.

Для опыта понадобятся два стакана (1 пустой, 1 с водой), воронка, фильтр, бумага. В воронки вложена фильтровальная бумага, а сверху в воронку положите песок,

Налейте воду до краев воронок.


— Что можно сказать о водонепроницаемости песка? Хорошо пропускает воду

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Страна/Страны изучаемого языка и родная страна"

— Связана ли способность, пропускать воду с его строением?

— Кто повторит все установленные в ходе опытов, свойства песка?

— Где используют песок? Строительство, изготовление стекла

Во время проведения опытов в тетрадях проводится запись в таблицу.


б) Для выполнения второго опыта возьмите глину. Рассмотрите её

— Какого цвета глина? Коричневая, красноватая, серая, чисто белая, голубоватая.


— Какое строение имеет глина? Из мелких частичек (похожих на чешуйки) сильно скрепленных между собой.

— Опустите немного глины в стакан с водой. Что можно сказать о глине, по отношению к воде? Тяжелее воды, тонет

— И последнее, что нам осталось это установить водонепроницаемость глины.

Для опыта понадобятся два стакана (1 пустой, 1 с водой), воронка, фильтр, бумага. В воронки вложена фильтровальная бумага, а сверху в воронку положите глину,

Налейте воду до краев воронок.


— Что можно сказать о водонепроницаемости глины? Плохо пропускает воду

— Связана ли способность, пропускать воду с её строением?

— Кто повторит все установленные в ходе опытов, свойства глины?

-Где используют глину? Из неё делают кирпичи, плитку, посуду, игрушки, статуэтки

Во время проведения опытов в тетрадях проводится запись в таблицу.


V. Продолжение работы по теме урока

Интересные факты о песке и глине

2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло.

1. Как песок превращают в стекло?

Песок превращается в стекло только в расплавленном состоянии, а это происходит при температуре около 1700 градусов! Даже сталь проще поддается плавке. Люди научились делать изделия из стекла уже очень давно. В Древнем Египте были в моде стеклянные колечки, бусины и прочие украшения. А вот технология приготовления листового стекла (которое вставляют в окна) стала известной только во второй половине семнадцатого века. Первые стекла не отличались гладкостью, да и были они совсем небольшие — размером с книгу.

2. Загадки зыбучих песков

Не только туристов – экстремалов, но и многих ученых давно интересуют зыбучие пески, о которых существует множество преданий, мифов и легенд. Чтобы вытащить ногу из зыбучего песка, требуется приложить усилие. Человеку, который попал в песчаную ловушку, нельзя совершать резких движений. Нужно лечь на спину, широко раскинуть руки и постараться плавно освободить ноги из зыбучего болота. Зыбучие пески способны поглотить не только человека, но даже и целый

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Виды бумаги и её свойства. Способы сгибания бумаги. Квадрат из бумаги"

3. Поющие пески

С поющими песками связано немало легенд. В древних преданиях издаваемые песком звуки трактуются то как звон колоколов засыпанных городов, то как голос сирен, пытающихся заманить путника в глубь пустыни. В прежние века этот феномен природы страшил людей не менее чем зыбучие пески, способные поглотить свою жертву. 

Между прочим, «поющие» пески способны изменять инфразвук, отрицательно воздействующий на психику человека. Под влиянием инфразвука человека охватывает беспричинная паника. Ученые полагают, что способность песка издавать звуки вызвана электризацией отдельных песчинок. «Петь» может только сухой песок.

4. На самом деле глина таит в себе массу полезных свойств: ее используют в строительстве, косметологии, медицине. Оказывается, глину можно употреблять и в пищу! Именно глину продавали на рынках в Самаре во времена голода 20-х годов. В ней содержались полезные вещества. Кстати, современные народности на Дальнем Востоке до сих пор с удовольствием едят белую глину и запивают ее оленьим молоком.

Глина обладает отличными свойствами впитывать запахи и различные вещества. Именно поэтому жители Индии в период цветения растений и цветов выкладывают глиняные диски на землю для впитывания запахов и называют их земляными духами.

VI. Рефлексия

— Песок и глина относятся к группе строительных полезных ископаемых. Почему?


VII. Итог урока

— Что нового узнали о песке и глине?

— Как вы можете использовать песок и глину дома или на даче?

VIII. Домашнее задание

С.68-71 прочитать, вопросы, заполнить таблицу -соль



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: