Познание мира 3 класс
Тема урока: Явления вокруг нас.
(урок № 1 из серии уроков среднесрочного планирования 3 класс Познание мира)
Цели:
Научить различать искусственные и природные тела.
Научить устанавливать зависимость тело-вещество
Научить определять взаимосвязь между телами, веществами, явлениями.
Развивать умение отличать физические явления от химических;
Воспитать внимательность, наблюдательность, аккуратность.
Учащиеся
укажут признаки веществ, явлений, тел;
опишут природные явления, погодные аномалии;
выяснят причины, вызывающие погодные аномалии в Республике Казахстан;
сформулируют правила поведения во время стихийных бедствий;
наглядно рассмотрят проведение химических и физических опытов;
повторят правописание словарных слов;
определят уровень знаний по ранее изученной теме
Оборудование:
учебник Познание мира 3 класс, издательство Алматыкитап, стр. 34;
спиртовка,
пробирки,
зажим,
стакан с водой,
лед,
сера,
железо.
Тип урока: комбинированный
Метод преподавания: эвристическая беседа
Общие методы: беседа, демонстрация, объяснение, практическая работа.
Ход урока
Организационный момент
Эмоциональный настрой
Я — человек. Я все могу. Я отношусь к людям так,
Как хочу, чтобы они относились ко мне. Доброжелательно.
— Сегодня я — в роли Почемучки, задаю вам вопросы, а вы — в роли исследователей, будете вместе с Почемучкой искать ответы на вопросы. Согласны? Начинаем.
2. Актуализация знаний (работа в мини – группах)
1.Главные части термометра. Измерить температуру в классе.
2.Для чего важно знать погоду, следить за ее изменениями?
3.Расскажи о погоде в классе по прибору.
4.Какие природные явления формируют погоду? Одень ребенка. Объясни выбор одежды.
3. Проверка знаний
Тест
1. Вещество – это:
а) капля росы
б) мяч
в) вода
2. Твердые тела способны:
а) сохранять форму
б) сохранять объем
в) сохранять и форму, и объем
3. Жидкости способны:
а) сохранять форму и объем
б) сохранять объем
в) сохранять форму
4. Изучение нового материала.
Беседа.
Почемучка: Назовите, окружающие нас предметы.
Флипчарт. Стр 1. Человек живет среди различных тел.
(Какое слово я изменила? Что оно обозначает?)
Тела
Поделите на 2 группы.
— Как можно назвать 1 группу? 2 группу?
Сделаны руками человека | |
природные | искусственные |
(Вытащить)
5.Работа в парах.
Почемучка:
Отгадку к загадке записать в нужную группу тел
(проверка написания слов у доски, т.к. взяты словарные слова)
Загадки:
Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.(верблюд)
Не похож на человечка, но имеет он сердечко,
и работе круглый год свое сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
также чертит и рисует. (карандаш)
3. Совсем не нужен ей водитель,
Ключом её вы заведите-
Колесики начнут крутиться,
Поставьте, и она помчится. (машина)
4. Скачет зверюшка. Не рот, а ловушка.
Попадают в ловушку и комар, и мушка. (лягушка).
Изучение нового материала
– Сегодня утром, собираясь в школу, каждый из вас посмотрел в окно, зачем? (Узнать, как нам нужно одеться)
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. И мы, каждое утро, выходя из дома должны учитывать все природные явления.
– Почему сейчас мы не можем в шортах и майке пройтись по улице?(Холодно)
– Почему холодно? (Осень)
– Произошли природные изменения: похолодало, листва желтеет, перелетные птицы улетают, пропали насекомые. Многие природные явления связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Явлений в природе очень много, давайте познакомимся с некоторыми из них.
Отрывок видеоурока https://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir
Просмотр презентации «Явления природы» https://youtube.com/watch
— Назовите явления природы.
7. Работа по учебнику (стр 34-35)
— Как наблюдают явления природы?
8. Работа в группах.
– Сейчас мы разобьемся на 4 группы.
Детям предлагается выбрать любой жетончик. Жетончики 4 цветов: желтый, белый, зеленый, красный.
– У нас образовались 4 группы.
Карточка с заданием – Опишите изображенное природное явление, сформулируйте правила поведения при нем.
Защита постеров.
Выслушиваются выступления каждой группы.
На доску вывешиваются плакаты, рассказывающие об одном из природных явлений, сформулированными правила безопасного поведения человека при различных природных аномалиях.
Остальные учащиеся основные моменты записывают в рабочую тетрадь.
10. Физминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо — влево, взад- вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)
Проведение физических и химических опытов
(учитель химии Агибаева М.В.)
На парте каждой группы лист бумаги с перечислениями явлений природы: таяние льда, набухание почек на деревьях, сверкании молнии, гроза, распускание почек, горение свечи.
Посмотрите, пожалуйста, на листы перед вами, прочтите.
Что за процессы там у вас перечислены?
Верно, все это явления природы. Они отличаются друг от друга? Чем отличаются? (происхождением)
Явления:
биологические
физические
химические
С биологическими явлениями мы познакомимся более подробно позже.
Сегодня рассмотрим физические и химические явления.
Опыт: кусочек льда нагревается. Что происходит со льдом?
Продолжаем нагревание. Что происходит? Если долго нагревать что произойдет?
Вывод: (дети) в процессе нагревания твердое вещество превращается в жидкое, жидкое – в пар.
Вода осталась тем же веществом, но изменяется ее состояние.
Если поместить над кастрюлей с кипящей водой холодный предмет, то вскоре на его поверхности можно заметить маленькие капельки воды, т. е. вода из газообразного состояния при охлаждении вновь переходит в жидкое. К какому виду явления относится этот процесс?
Физическое явление – это изменение состояния или формы вещества.
Какой пример физического явления можете привести вы?
(изменение осадков по сезонам года, изменение формы алюминиевой проволоки под ударом молотка и т. д.)
Опыт: смесь порошка серы и железа нагревается в пробирке.
При нагревании меняется окраска, становится черной. Это новое вещество или тоже самое?
Опустим этот кусочек в воду, поднесем к магниту. Что происходит?
Вывод: (высказываются дети, учитель подводит итог)
Значит при нагревании железа и серы, образовалось новое вещество. Это химическое явление. Химическое явление – это превращение веществ, в результате которого образуется одно или несколько новых веществ.
Химические явления происходят в условиях нагревания веществ, при действии на них электрическим током, сильным давлением.
Какие примеры химических явлений можете привести вы?
(получение металлов из руд, дубление кожи).
Где происходят химические явления? В окружающей природе.
Так же химические реакции протекают в живых организмах. Благодаря ним организмы живут, питаются, движутся, растут.
Закрепление изученного материала. Кроссворд
| | | | | | | | 3 | | |
| | | | | | | | | п | |
| | | | | 2 | | | | р | |
| | | 4 | я | в | л | е | н | и | е |
| | | | | о | | | | м | |
| | | | | з | | | | е | |
1 | п | о | г | о | д | а | | | т | |
| | | | | у | | | | а | |
| | | | | х | | | | | |
1. Состояние атмосферы в данное время и в данном месте.
2. Смесь газов, которая давит на все предметы (на Земле), со всех сторон.
3. Отличительное свойство, признак по которому можно узнать кого или что-нибудь
4. Какое слово задумано?
13. Рефлексия: (метод незаконченных предложений)
1. Явление — это…
2. Явления бывают…
3. Природные тела делятся на….
4. Вещество — это то, из чего состоят…
5. Что тело, а что вещество: шерсть-ковёр.
6. Приведите примеры природных явлений.
14. Выставление оценок.
(формативное, суммативное оценивание)
15. Домашнее задание
стр 34-35 читать, пересказывать , письменно ответить на вопросы 1-5 стр. 36, принести 1 воздушный шар