Конспект урока для 4 класса «Водоемы»


Конспект урока в 4-м классе по теме «Водоемы»

Цели:

  • познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов;

  • расширить представление обучающихся о природных сообществах.

Задачи:

  • сформировать представления обучающихся о жизни пресного водоёма;

  • расширить знания о растениях и животных пресного водоёма, их приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны.

Оборудование: гербарий растений пресного водоёма; раковины улиток, клей, ножницы.

Критерии успеха урока

Я могу назвать водоёмы области и города.

Я знаю, кто живёт в водоёмах и возле них.

Я умею рассказать о водоёмах.

Ход урока

1. Организационный момент. Тренинг

Учитель:

Прозвенел весёлый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.

2. Сообщение темы и плана урока.

Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.

Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова паровоз и окончание из слова слоны . Какое слово у вас получилось? (Вод-о-ём-ы.)

По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы:

Что растёт и кто живёт в пресном водоёме?

Можно ли назвать пресный водоём сообществом?

Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?

(Вопросы записаны на доске, читают ученики).

3. Проверка домашнего задания

(Устные ответы учеников на вопросы)

Какие животные обитают в смешанном лесу? Как обитатели леса приспособились к условиям жизни? Какие связи существуют между обитателями леса? Как охраняют леса? Какие правила поведения нужно выполнять в лесу?

4. Изучение нового материала.

– На какие группы делятся по происхождению? (Водоёмы бывают естественные и искусственные)

– А еще, на какие группы можно разделить водоёмы? (На пресные и солёные)

– Какие водоёмы мы относим к пресноводным? Отгадайте загадки.

Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная. (
Озеро).

Не конь, а бежит
Не лес, а шумит. (
Река).

– Какой водоём с пресной водой ещё не назвали? (Пруд).

– И так, представьте, что вы находитесь на берегу пресного водоёма. На что вы сразу обратите внимание? (На растительность).

– На низких берегах водоёмов почва очень сырая, т.к. во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения — рогоз, камыш, тростник, осока.

– Очень часто путают растения рогоз и камыш. У рогоза к осени образуется коричневый “початок”, в котором созревают семена. У камыша образуется раскидистая метёлка фиолетового цвета. У тростника — крупная, отогнутая в сторону метёлка.

На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышку и кувшинку.

– Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или водяными лилиями

Вот как описывает эти цветы писатель М.М. Пришвин: “Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые раскроются, на реке начинается бал”. (Читает ученик)

– Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочки ряски. Ряска — это самое маленькое цветковое растение.

Среди растений пресного водоёма можно встретить рдест, элодею, телорез.

– Название растения телорез говорит само за себя. Твёрдые зубчики по краю листа могут поранить тело человека.

Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?

( Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб.)

5. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Ра з – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

– Продолжим разговор об обитателях пресного водоёма.

Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых — различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров.

С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране — большое коромысло. У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки принося пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков -плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.

водах различных жуков. Самый большой из них – жук- плавунец. Длина его тела больше 3 см. Плавунец –хищник. Основная его добыча- головастики личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.

– По поверхности водоёмов скользят клопы- водомеры. Эти насекомые очень проворны.

– Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.

– В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоёмов жерлянка, лягушки прудовая и озёрная.

– На стеблях и листьях растений пресноводных растений можно встретить моллюсков- улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью. Внизу раковины- мягкое, слизистое тело моллюска.

– Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука, сом, карп.

Пресноводные водоёмы это место обитания некоторых птиц-уток, гусей ,цапель.

Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом — бобра, нутрию, ондатру и выдру.

У животные пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания — обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.

Какое значение имеют пресные водоёмы для человека и природы?

сосредоточение запаса воды;
– рыбная ловля и охота;
– источник энергии;
– место для отдыха и занятий спортом;
– источник эстетического наслаждения.

6. Закрепление

Вернёмся к вопросам, которые вы прочитали в начале урока.

– Является ли пресный водоём — сообществом?

(Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

– Значит, мы можем сделать вывод, что водоём- сообщество.

– Что может произойти, если человек вмешается в жизнь пресного водоёма, например выловит всех раков?

(Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Они поедают останки погибших животных, тем самым очищая дно водоёмов. А если человек выловит всех раков, то этот водоём постепенно загрязнится)

– Что нужно делать, чтобы экологическое равновесии в сообществе не нарушилось?

(Надо охранять редкие растения, не ловить в огромных количествах раков и моллюсков-чистильщиков воды, не губить лягушек и головастиков, т.к. будет много мошек и комаров).

7. Итоги урока. Рефлексия

Выставление оценок.

8. Домашнее задание

Составить кроссворд “Пресный водоём”



Свежие документы:  Урок для 3 класса по теме: «Цветы в нашей жизни»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: