Муниципальное общеобразовательное учреждение
ЛИЦЕЙ №9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова
Дзержинского района г. Волгограда
Окружающий мир
В природе всё взаимосвязано
подготовила
учитель начальных классов
Баркалова Н.М.
Волгоград
2013
Тема: В природе всё взаимосвязано.
Цели:
1.Знать существующие в природе взаимосвязи (между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком); знать о факторах, угрожающих природе; знать правила поведения в природе.
2.Уметь обосновывать, доказывать существование экологических связей в природе.
Оборудование:
1.Дуб и всё вокруг него.
2.Плакат «Защити меня».
3.Картинки с предметами живой и неживой природы.
4.Две картины к стихотворению «Сборщик желудей».
5.Красная книга Волгоградской области.
Ход урока
I. Природа живая и неживая
— Сегодня на уроке, ребята, мы с вами должны показать, что мы узнали и чему научились на уроках окружающего мира, начиная с самого начала учебного года.
Назовите разделы, которые изучили. (Природа и мы. Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву! Сохраним удивительный мир растений и животных!)
— Что такое природа?
— Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную поляну. На чём лучше отправиться в путешествие, чтобы не помешать течению лесной жизни? (Пешком)
— Вспомните правила поведения в природе. Из всех природоохранных знаков выберите те, которые говорят о правилах поведения в природе. (На доске знаки, дети выбирают и объясняют правила)
— И вот мы оказались на лесной поляне, где вырос могучий дуб. Будьте осторожны, чтобы не спугнуть лесных обитателей!
— Вы уже сказали, что природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. А какая бывает природа? (Живая и неживая)
— Сейчас 2 человека будут самостоятельно распределять тела природы, изображённые на картинках, на 2 группы. Один выбирает тела живой природы, а другой – тела неживой природы.
— Мы тоже назовём тела неживой природы вокруг нашего дуба. (Солнце, река, камень, воздух)
— А теперь назовите тела живой природы. (Дуб, трава, кукушка, ястреб, гусеница, кабан и др.)
— А теперь проверим работу своих товарищей. (Обратная связь – сигналы)
— Чем тела живой природы отличаются от тел неживой природы?
— Итак, что же относится к живой природе, а что к неживой?
II.Постановка цели. Сообщение темы.
— Ребята, а как вы думаете, может ли существовать дуб, представитель живой природы, без реки, солнца, воздуха – тел неживой природы?
— А почему? Докажите.
— Значит, между представителями живой и неживой природы существует взаимосвязь.
— Тема нашего урока «В природе всё взаимосвязано». Сегодня мы узнаем о том, что в природе существует взаимосвязь между живой и неживой природой, научимся устанавливать причинно-следственные связи между телами живой и неживой природы, узнаем, что произойдёт в природе, если эти связи будут нарушены.
III.Воздух и вода.
— А сейчас посмотрите на наш дуб и догадайтесь, о каких телах неживой природы, окружающей дуб, говорится в загадках:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
— Как догадались?
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я такая?
(Вода)
— Вспомните свойства воздуха и воды.
— Ребята, над нашим дубом пасмурная погода. Тучка принесла с собой капельки дождя. Капельки не простые, а с сюрпризом. Поймать капельку сможет тот, кто быстро и правильно ответит на вопрос, записанный на обратной стороне.
1) Почему состав воздуха не одинаков в городе и в лесу?
2) Почему в тесном закрытом помещении, где скопилось много людей, через некоторое время становится трудно дышать?
3) Почему в помещениях, в которых поддерживается чистота и свежий воздух, люди реже болеют?
4) Какой газ воздуха необходим для дыхания живым существам, а какой нужен растениям для питания?
(После ответа вместо тучки появляется солнце)
— А вот недавно я прочитала сочинение одного ученика из старших классов о воздухе. Оно меня заинтересовало, и я решила обсудить его с вами. Вот что пишет ученик о воздухе:
«Воздух нужен Земле и человеку! Если не будет воздуха, то
Лучи солнца сожгут всё живое; (Прав ученик или нет?)
Ночью будет очень холодно, а днём очень жарко; (Согласны вы с этим?)
Не смогут дышать живые организмы; (Докажите, что это так.)
Не смогут питаться живые организмы; (О каком питании говорит ученик?)
Не будет ветра, дождя, радуги и других природных явлений». (Согласны вы с этим утверждением?)
— Какое же значение имеет воздух для живой природы? (Нужен для дыхания и питания)
— А какую роль в природе играет вода? (Среда для обитания животных, для питания, круговорот воды)
— Вода также защищает Землю от перегрева и переохлаждения, так как медленно нагревается и медленно остывает.
— Сделайте вывод, могут или не могут жить без воздуха и воды тела живой природы.
IV.Почва
— А сейчас послушайте отрывок из рассказа Платонова «Цветок на Земле» и подумайте, какое неживое тело даёт жизнь живому.
(Слушание отрывка)
— Как же вы поняли слова, что «цветок тело себе создал из мёртвого праха, то есть из смерти делает жизнь»?
— Для чего же нужна почва растениям и животным? (Получают питательные вещества, в ней селятся многие животные)
— А может ли почва появиться без живых существ?
— Итак, почва не может появиться без живых существ. В то же время растениям и животным почва тоже необходима. Вот ещё одно замечательное подтверждение того, что всё в природе взаимосвязано.
V.Растения и животные
— Только что мы с вами доказали, что между живой и неживой природой существует взаимосвязь. А теперь рассмотрим, как связаны между собой тела живой природы: растения и животные.
— Посмотрите и назовите животных, которые питаются желудями, листьями, древесиной дуба. (Сойка, белка, мышь, гусеница, жук, кабан …)
— Эти животные напрямую связаны с дубом. А на них, на этих животных, охотятся другие. Какие? (Лиса – мышь, волк – кабан, ястреб – белка, кукушка – гусеницы…)
— Значит, и они тоже связаны с дубом, только не напрямую, а, как говорят учёные, косвенно.
— Составим цепи питания:
Жёлудь – белка – ястреб
Жёлудь – кабан – волк
Листья дуба – гусеница – кукушка – ястреб
— С чего начинаются цепи питания? Почему?
— Это доказывает, что животные не могут жить без растений.
— А теперь докажите, что и растения не могут жить без животных. (Насекомые – опылители для размножения, другие животные – для расселения)
— О взаимосвязи каких природных компонентов вели речь?
— Итак, животные и растения связаны между собой и не могут жить друг без друга. Покажите эту взаимосвязь.
VI.Природа и человек
— Мы с вами, ребята, тоже живём в большом доме, именуемом Природой. Нас окружают животные, растения, тела неживой природы.
— Как вы думаете, могли бы люди жить без природы?(Человек не может жить без воздуха и воды, без пищи, которую дают нам растения и животные. Люди не могут жить без одежды, жилья, мебели, посуды. Материал для их изготовления – в природе.)
— А будут ли люди чувствовать себя счастливыми без бабочек, цветов, деревьев, птиц?
— Являясь частью природы, человек оказывает своё воздействие на окружающий мир. А это воздействие может быть хорошим или плохим.
— Посмотрите на картины, послушайте стихотворение и подумайте, о каком воздействии на природу идёт речь.
Сборщик желудей
Собрав немалое количество
Золотистых желудей,
Парнишка утром шёл в лесничество
С корзиной полною своей.
Не знал он, путь привычный делая,
Чем труд его прекрасен был:
В своей корзине рощу целую
Парнишка утром проносил.
(П.Комаров)
— О каком же воздействии на природу идёт речь?
— Почему поэт пишет, что мальчик нёс в своей корзине «рощу целую»?
— Какую пользу природе принесёт его работа?
— Можно ли этого мальчика назвать другом природы?
— Да, мальчик заботится о том, чтобы вырастить новые деревья. Но может случиться так, что придёт взрослый на нашу поляну и срубит этот замечательный дуб. Как вы думаете, на нашей поляне останется всё по-прежнему или что-то изменится?
Вывод: В природе всё взаимосвязано. Если нарушается что-либо, то вокруг изменяется всё.
— Иногда слышим: «Человек – царь природы!» Согласны ли вы с этим?
— Да, человек – это часть природы. Невозможно представить человека без природы. Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Всё это нам щедро дарит природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения.
VII.Природа в опасности
Звучит запись колокольного звона. Учитель читает стихотворение:
Океан седой гремит набатно.
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках!
(А.Плотников)
Плакат «Защити меня!»
— Что за ожоги имеются в виду? (Загрязнение воды и воздуха)
— В результате деятельности человека страдают не только тела неживой природы, но также животные и растения. Некоторые виды животных и растений уже навсегда исчезли с лица Земли.
Темпы исчезновения животных и растений постоянно растут. Если до появления человека на Земле один вид исчезал в среднем за тысячу лет, то в настоящее время один вид исчезает ежедневно.
К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если бы могли? Давайте пофантазируем и представим себе, что перед нами настоящие представители живой природы. Что же они нам скажут?
(Выходят дети)
Махаон. Я бабочка – Махаон. Как я жалею, что родилась такой красавицей. Люди нас ловят. И с каждым годом нас становится всё меньше и меньше.
Мать-и-мачеха. И нас тоже всё меньше и меньше. Мы зацветаем очень рано. И люди, соскучившись по цветам, срывают нас, а потом выбрасывают. А ведь мы могли бы помочь им, если бы нас сорвали по всем правилам.
— О какой помощи человеку говорит мать-и-мачеха? (О лечебной, от кашля)
Мать-и-мачеха. А кроме этого, мы очень выручаем пчёл весной, они с трудом разыскивают себе пропитание – ведь цветов ещё очень мало. А к нашим цветам пчёлы летят охотно!
Ландыш. А людям всё равно. Они рвут и меня, не задумываясь. А ведь, чтобы я зацвёл, с того дня, как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет. Из меня изготавливают ландышевые капли от заболеваний сердца. И что же я получил за свою доброту? Теперь я нуждаюсь в защите.
— Знаете, ребята, травянистые растения уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов высших растений.
Лягушка. А нас, лягушек, называют «противными». И никому нет дела, что мы уничтожаем до 2% вредных насекомых. Это огромное количество. Как жаль, что мы беззащитны и беспомощны.
— Да, неприглядная получилась картина. Может ли человек исправить то, что он натворил?
— Что же человек делает для охраны природы? (Красная книга, заповедники, заказники, ботанические сады)
— Да, ребята, если человек не задумается над тем, что он натворил, то он погибнет. Ведь без растений, животных, без чистого воздуха, чистой воды и многого другого, он не сможет выжить.
— О взаимосвязи каких компонентов шла речь?
— Да, здесь мы говорили о взаимосвязи человека и природы.
VIII. Итог урока
— Что узнали?
— Чему научились?
— Какой главный вывод нашего урока?
Литература
1.Л.Н. Ердакова, В.С. Барсукова, Н.Л. Чубыкина, Ю.Р. Широков. Играя, обучаемся. / Сборник материалов по экологическому просвещению и образованию, Выпуск 1. – Новосибирск, 2001
2. Н.Л. Чубыкина, А.Д. Клещев, Л.Н. Ердаков. Мозаика интерактива. / Сборник материалов по экологическому просвещению, Выпуск 6. – Новосибирск, 2002
3. Т.С. Иванова. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.: ИГЛ