Государственное казенное учреждение
Детский дом-интернат
« Южное Бутово»
Конспект урока окружающего мира на тему «ЦВЕТЫ»
(Старший дошкольный возраст)
Подготовила воспитатель Артемьева Александра Борисовна
Москва 2012 г.
Цели:
— Обобщать материал по теме «Цветы»;
— учить составлять описательные рассказы о цветах.
Задачи.
Образовательные:
Активизировать предметный словарь
Закреплять представление о строении и внешнем виде цветов.
Коррекционные: Развивать память, внимание, мелкую моторику рук, закреплять знание цветов.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Материал: предметные картинки, разрезные картинки, изображения частей цветка (корень, стебель, листья, цветок), искусственные цветы нескольких видов по 3-5 штук.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о цветах, рассматривание иллюстраций по теме, наблюдение за цветами на клумбах, во время прогулок.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы сегодня вы сами догадались, о чём будет наше занятие. Слушайте внимательно подсказку-загадку: Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают, медом угощают. (Цветы)
-Правильно, наше занятие сегодня о цветах. Скажите, а для чего людям нужны цветы? (Для красоты, цветы — хороший подарок, для сбора мёда, лекарственные цветы для лечения)
Игра «Отгадай и назови: полевой или садовый».
Цели: учить узнавать знакомый цветок по описанию внешних признаков. Воспитатель загадывает загадку, дети называют, какой это цветок — полевой или садовый. После того, как ребёнок отгадал, воспитатель крепит на доске черно-белое изображение названного цветка.
Загадки:
Я шарик пушистый, белею в поле чистом, а дунул ветерок, остался стебелёк. (Одуванчик)
Эй, звоночки, синий цвет, — с язычком, а звону нет! (Колокольчик)
Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза)
Стоит в саду кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое, что это такое? (Ромашка)
Беседа по картинкам.
Воспитатель показывает на картинки на доске
– Что изображено на всех этих картинках? (Цветы)
— Где они растут? (в поле, в лесу, в саду)
Какие цветы называют садовые, а какие полевые? (Садовые растут в саду, а полевые в поле)
— А бывают цветы, которые растут и в поле и в саду? (Да, например ромашка, бывает садовая и полевая)
— Какие цветы расцветают ранней весной? (Подснежник, крокус)
— А какие цветы ещё вы знаете? (бархатцы, астры, гвоздики, георгины)
— А как мы ухаживаем за цветами на нашей клумбе? (Пропалываем сорняки, рыхлим землю, поливаем)
— Давайте вспомним строение цветов. (На доске вывешиваются картинки с изображением: корня, стебля, листьев, цветка) Дети называют все части.
Воспитатель: Посмотрите на наши цветы на доске, какие — то они некрасивые, почему? (Черно-белые) Давайте их раскрасим. Скажите, а что одинакового цвета у всех цветов? (Стебель, листья)
— Какого цвета стебель и листья? (зелёного).
— А чем отличаются стебель и листья разных цветов? (высотой стебля, размером и формой листьев)
— А чем отличаются цветы? (размером, цветом, формой цветка)
— А теперь давайте назовем цвет каждого цветка на доске. (Дети называют цвет, а воспитатель меняет черно-белую картинку на цветную)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что есть цветы, которые бывают разного цвета. Например, роза, гвоздика и другие.
— Ну вот, наши цветы стали нарядные.
Физкультминутка «Собери букет». Цель: учить находить по внешним признакам знакомый цветок.
Воспитатель разбрасывает по полу искусственные цветы. У детей на столе конверты, в которых картинки с изображением определённого цветка. Картинки у всех разные. Ребёнок смотрит на свою картинку, определяет какие цветы ему нужно собрать и идёт собирать букет. Дети встают в круг, каждый рассказывает, из каких цветов его букет. Все букеты ставят в вазу и дети садятся за столы. На столах разрезные картинки с изображением цветов.
Постановка цели занятия. Воспитатель предлагает детям собрать картинку, описать свой цветок по плану.
— Что это?
— Где растёт?
-Внешние признаки.
— Где вы видели это растение.
Дети рассказывают о своих цветах. При необходимости воспитатель корректирует. Для тех детей, которые легко справляются с заданием можно задавать дополнительные вопросы.
— Кто ухаживает за садовыми цветами? (Садовник)
— Что нужно цветку для нормального роста? (Хорошая почва, вода, свет)
Воспитатель благодарит детей за активность. Предлагает им потанцевать под музыку Чайковского «Вальс цветов».
Литература:
Дошкольник. Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Л.Е. Кыласова Издательство «Учитель». Волгоград 2007
С.Н. Теплюк Занятия на прогулках с детьми дошкольного возраста. Москва ГИЦ Владос 2003
Л. Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Москва. «ВАКО». 2007
Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. Москва Издательство Мозаика-Синтез 2007